Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:12, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта: Создать комплект мультимедийнных-DVD пособий и описать возможности его использования на уроках естествознания в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой (1 класс).
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.
2 Выявить особенности классификации дидактических средств обучения естествознанию по программе О. Т. Поглазовой.
3. Рассмотреть особенности использования дидактических средств на уроках естествознания по программе О. Т. Поглазовой.
4. Описать возможности использования комплекта мультимедийнных-DVD пособий на уроках естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой.

Содержание

Ведение …………………………………………………………………….. 1-5
Глава 1.Теоретический анализ проблемы дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе …..………..… 6
11.Психолого-педагогическое обоснование дидактического
обеспечения уроков естествознания в начальной школе ………..….... 6-10
1.2. Классификация дидактических средств обучения в методике
преподавания естествознания по программе О. Т. Поглазовой ……. 11-18
1.3. Методические особенности использования дидактических
средств обучения естествознанию по программе
О. Т. Поглазовой 1 класс ……………………………………………...… 19-23
Глава 2. Практическая часть ………………………………………...….. 24
2.1. Использование мультимедийнных-DVD пособий на уроках
естествознания в 1 классе по программе О. Т. Поглазовой……….… 24-27
Заключение …………………………………………………………...… 28-39
Библиография ……………………………………………………………30-31

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 65.36 Кб (Скачать документ)

В.П.Лёвин так же выделял  особое значение средств обучения: «Развитие ребёнка немало зависит от  его знакомства с окружающим миром, школа же, благодаря использованию средств обучения делает это познание последовательным и всесторонним» [4, с. 113].

 Очень важное значение средствам обучения, как способу познания природы,  как фактору воспитания детей с раннего возраста, посветил  русский педагог К. Д. Ушинский. Он обращал внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род, и в этом помогают ребёнку  различные средства обучения» [3, с. 86].

Когда говорят о развивающих  возможностях средств обучения естествознанию, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения, средства которые употребляются при изучении предмета; соответствуют ли они выявлению причинно-следственных связей, в раскрытии которых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и прежде всего мышление. Наглядность понималась К. Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, теллуриев, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в их сознании определенный образ предмета или явления.

Прежде всего, Ушинский К. Д. ставил науки о природе на первое место в плане образовательного и воспитательного воздействия на ребенка, т. к. естественные науки «начинают занимать детский ум, прежде всего и средства от  которых будет зависеть результат обучения...» [16, с. 123]. Обоснованию принципа наглядности посвящены многие работы Ушинского К. Д.. Он считал, что наглядность формирует самостоятельность ученика в учении, самостоятельность его мысли. Большую роль в формировании осознанных знаний К. Д. Ушинский отводил сравнениям: «Сравнение... — это есть самый существенный акт сознания, без которого самое сознание, а следовательно, и вся сознательная жизнь человека невозможны» [16, с. 126].  В своих рекомендациях К. Д. Ушинский видное место отводит изучению младшими школьниками окрестностей школы, Много внимания уделял Ушинский работе с текстом, и обращал внимание на общую структуру взаимодействия всех средств обучения.

Ещё одним ученым, который тесно занимался вопросом изучения средств обучения был А. Я. Герд. В своих методических высказываниях А. Я. Герд отстаивал передовые методы и средства обучения: самостоятельные наблюдения учащихся в природе, экскурсии детей в природу, проведение лабораторных работ, предметных уроков. До настоящего времени огромное методическое значение имеет разработанная А. Я. Гердом система изучения природы в начальных классах.

В методическом пособии «Предметные уроки в начальной школе» А. Я. Герд объяснял учителям, как следует работать по изучению природы в начальных классах, и обосновывал, почему необходимо сначала изучать природу неживую, а потом живую. Он писал, что целью предметных уроков, помимо развития учеников, является сообщение им правильного и цельного представления об окружающем мире, о Земле и о тех живых существах, которые обитают на Земле. В «Предметных уроках» А. Я. Герд дает образцы этих уроков с показом того, какими пособиями следует пользоваться, какие опыты и каким образом проделывать учащимся, какие средства обучения при этом использовать. Ввиду комплексного содержания предмета природоведения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении, формирования различных средств обучения. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.                                                                                        

Изучению средств обучения посвящены труды В.П. Вахтерова. В своих методических взглядах он продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К. Д. Ушинского и А. Я. Герда. Вахтеров В. П. критиковал словесное обучение естественным наукам и требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию предметов природы.

Исследования педагогов  и психологов показали, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания; применения знаний и  способов деятельности по образцу или  в сходной ситуации; творческого  применения. Средства обучения призваны обеспечить все уровни усвоения. В  настоящее время средства обучения в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности главным образом на первых двух уровнях. Одной из причин недостаточного внедрения  средств обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции  средств, обучения которой свойственны описательность, эмпиризм. В 70-80-е гг. осуществлены попытки многоаспектного и комплексного подходов к изучению средств обучения А.Н. Алексюк, Ю.К. Бабанским, И.Д. Зверевым, И.Я. Лернер, М.И. Махмутовым, М.Н. Скаткиным.

      Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат Е.С., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно. Проблемами естественнонаучного образования и систематики средств обучения  в разное время занимались ученые Т.А. Агскян, В.А. Амбарцумян, В.И. Вернадский, Л.Э. Гуревич, А.А. Гурштейн, М.М. Дачаев, Л.И. Еремеева, П.Л. Капица, И.А. Климишин, А.Д. Марленский, И.Д. Новиков.

     Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых средств обучения, для активизации учебной деятельности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

1.2. Классификация  дидактических средств обучения  в методике

преподавания  естествознания по программе О. Т. Поглазовой

  

 

      Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда учащихся, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней.

Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, - научить учащихся работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечивает детям определенный минимум знаний и служит для закрепления полученных на уроке сведений, учит применять полученные знания на практике. Видный методист проф. В. П. Буданов писал: «Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебник обеспечивает определенный уровень знаний». [27, с. 81].

     Методика преподавания естествознания, по утверждению Поглазовой О. Т., предполагает использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. 
Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

      Средства обучения являются одним из основных факторов, оказывающих влияние на процесс обучения и воспитания. Кроме наглядности содержания обучения внимание заслуживает их роль в развитии воображения учащихся, мышлении, в формировании умений, закреплении знаний и их практическом использовании.

      В комплексном применении средств обучения ведущую роль играет одно из средств: остальные являются его дополнением.    

     Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.

В изучении естествознания значительное место отведено работе с учебником, как в классе, так  и дома. Учителю необходимо помнить, что учебник не заменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенные объекты, способствует обобщению наблюдаемых  явлений и их систематизации.

 Учащиеся с помощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основное в наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарные понятия.

Учебник помогает школьникам освоить определенные программой представления  о живой и неживой природе, их взаимодействии и влиянии на труд человека.

«Знать карту - значит овладеть, возможно лучше и полнее картографической грамотой... т. е., пользуясь ее азбукой, научиться свободно, читать карту» [27, с. 88]. Овладеть картографической грамотой - значит понять условную символику карты, а для этого необходимо последовательно знакомить учащихся с условным языком сначала простейшего чертежа (схемы) местности, плана, а затем карты. Постепенное, последовательное изучение плана и карты в III классе подготавливает школьников к работе с картой в старших классах. Вначале дети должны понять смысл и значение условных знаков плана и карты (ее легенды, масштаба изображения направлений на плане и карте).

В начальных классах на уроках естествознания учителя широко применяют натуральные наглядные  пособия (образцы почв, коллекции  полезных ископаемых с раздаточным  материалом, гербарии культурных и  дикорастущих растений, живые растения, принесенные с экскурсии, коллекции  полезных и вредных насекомых, чучела животных и т.п. Эти пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы на уроках естествознания, работа с ними увлекает школьников и помогает в приобретении знании.

Часто учащиеся не имеют  возможности наблюдать многие объекты  и явления непосредственно в  природе. Для знакомства с ними на уроках естествознания учителя используют печатные наглядные пособия: картины, таблицы, фотографии, открытки, иллюстрации. Учебные таблицы и картины  в сочетании с другими пособиями  создают у учащихся образное представление  о многих природных объектах и  явлениях.

Наличие разнообразных средств  обучения требует их классификации. В методике разработано их несколько. Для нас наиболее интересной является классификация дидактических средств  обучения естествознанию, предложенная О. Т. Поглазовой.

 

Классификация средств обучения по О. Т. Поглазовой:

 

вербальные - учебники, учебные пособия для учащихся;

натуральные - коллекции, гербарии, живые объекты;

изображения предметов  и явлений природы: плоскостные - таблицы, картинки, карты; объёмные - модели, муляжи;

аудиовизуальные – диапозитивы, диафильмы, транспаранты, кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи;

вспомогательные – приборы, лабораторные и экскурсионные оборудование, технические средства.

      Все средства  представляют единую систему,  звенья которой взаимосвязаны.  Эти связи «определяются содержанием,  методикой преподавания, особенностями  усвоения предмета, а также функциональными  свойствами отдельных средств  обучения.  Такие  связи порождают  целостность, структурность и  относительность автономной системы». [1, с. 209]. При использовании средств обучения необходимо учитывать связи, существующие между компонентами системы и специфические особенности каждого компонента.

 

Вербальные средства обучения

 

Учебник- это средство для усвоения основ наук, предназначенное для ученика.[1, с. 209]. Новое поколение учебников природоведения и естествознания помогает учителю организовать разнообразную познавательную деятельность учащихся, стимулирует у учащихся желание самостоятельно «добывать» знания, способствует развитию творчества, интереса к предмету, нацеливает школьников на практическое применение полученных знаний и умений. Содержание современных учебников направленно на создание у учащихся яркой, запоминающейся научной картины мира. Учебник разрабатывается в соответствии с программой. Его содержание раскрывает вопросы программы, а структура отражает последовательность тем в изучении материала, предусмотренного программой. Вместе с тем, содержание и построение учебника определяется методологией естественных наук. Это выражается в ознакомлении учащихся с методами наук о природе, например наблюдениями, опытами, моделированием. При этом трактовка научных данных о природе даётся адаптированным и логичным изложением современных достижений  в познании природы. Научный материал излагается с учётом принципов дидактики, например – систематичности, последовательности, наглядности, связях с жизнью, а также принципов, характерных для начального естествознания, например - сезонности; краеведческой, экологической и практической направленности. При этом учёт возрастных особенностей имеет особое значение для разработки учебников естествознания. Рассказать о сложных явлениях и процессах, протекающих в природе, так, чтобы это было ясно и понятно ребёнку 6-7 лет, не просто.  Решить эту задачу помогает методика изучения естествознания, которая находит отражением в учебниках.

Информация о работе Дидактические особенности естествознания по Программе О. Т. Поглазовой