Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть методику разработки и применения обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранному языку.
Для реализации основной цели исследования были поставлены и решены следующие частные задачи:
- дать характеристику самостоятельной формы обучения иностранному языку;
- рассмотреть цель, задачи, средства организации и компоненты самостоятельной работы студентов по иностранному языку;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов…………………………5
1.1 Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку……………………………...5
1.2 Обучающие программы как средство организации и управления самостоятельной работы студентов……………………………………………...9
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
Глава II Компьютерная лингводидактика в самостоятельной работе студентов при обучении иностранным языкам……………………………………………15
2.1 Информационные технологии как прогрессивный метод самостоятельной работы студентов по иностранному языку……………………………………15
2.2 Использование интерактивной мультимедийной обучающей программы English Discoveries в самостоятельной работе студентов по английскому языку……………………………………………………………………………...20
Выводы по второй главе………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………….........................24
Библиография…………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов…………………………5

1.1 Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку……………………………...5

1.2 Обучающие программы как средство организации и управления самостоятельной работы студентов……………………………………………...9

Выводы по первой главе………………………………………………………...14

Глава II Компьютерная лингводидактика в самостоятельной работе студентов при обучении иностранным языкам……………………………………………15

2.1 Информационные технологии как прогрессивный метод самостоятельной работы студентов по иностранному языку……………………………………15

2.2 Использование интерактивной мультимедийной обучающей программы English Discoveries в самостоятельной работе студентов по английскому языку……………………………………………………………………………...20

Выводы по второй главе………………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………….........................24

Библиография…………………………………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Настоящая работа посвящена анализу эффективности применения обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранным языкам.

Экономические и социальные изменения в нашем обществе обусловили повышенный интерес к изучению иностранных языков. В этой связи вновь оживились все формы обучения иностранным языкам, в том числе и самостоятельное изучение иностранных языков. Самостоятельная форма подготовки специалистов, владеющих иностранным языком, вновь стала популярной и в связи с развитием технических средств, в том числе телекоммуникационных и компьютерных. Современные технические средства обеспечивают новую языковую и образовательную среду для самостоятельной работы над изучаемым языком.

Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом к самостоятельному изучению иностранного языка различных категорий обучаемых, а так же недостаточной научно-методической разработкой теоретических основ программированного обучения; так, например, до сих пор нет единства в определении исходных понятий «программированное обучение» и «обучающая программа». Вместе с тем, с появлением таких технических средств как мультимедиа и глобальных компьютерных сетей особенно актуальной стала тема применения новых информационных технологий в процессе самостоятельной работы студентов по иностранному языку. В настоящее время разработано и предлагается для обучения множество мультимедийных обучающих программ, но практика показывает, что рынок компьютерных обучающих программ переполнен разнообразной, не всегда качественной продукцией, представляющей сомнительную ценность с педагогической точки зрения.

Объектом исследования является анализ обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранному языку.

Предмет исследования – описание компьютерных обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранному языку, а именно, обучающей программы English discoveries.

Цель данной работы – рассмотреть  методику разработки и применения обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранному языку.

Для реализации основной цели исследования были поставлены и решены следующие частные задачи:

- дать характеристику самостоятельной формы обучения иностранному языку;

- рассмотреть цель, задачи, средства организации и компоненты самостоятельной работы студентов по иностранному языку;

- дать лингводидактическую оценку обучающим программам по иностранному языку, в том числе и компьютерным, представленным на современном рынке компьютерных программных продуктов;

- изучить основные типы обучающих программ по иностранному языку;

- проанализировать роль компьютерных технологий в самообучении иностранным языкам;

- охарактеризовать компьютерную обучающую программу English discoveries для самостоятельной работы студентов по иностранному языку.

             Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- проблемно-поисковой, применяемый для изучения научной литературы и анализа материала;

- описательный, включающий такой прием, как наблюдение;

- наблюдение за процессами обучения и самообучения студентов;

- анализ современных компьютерных обучающих программ.

Структура работы включает:

1)                 введение; 2) две главы (теоретическую и практическую части); 3) заключение; 4) библиографию.

 

Глава I Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов

 

1.1 Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку

В последнее десятилетие в соответствии с программой социально-экономического развития страны определились основные направления развития отечественной системы образования, предпринят ряд шагов, направленных на повышение качества подготовки педагогов. Логика многоуровневого образования обусловила поиски новых моделей построения образовательного процесса и самостоятельной работы как важной составной части этого процесса. В условиях современного культурно-образовательного пространства большое значение приобретает самостоятельная научно-исследовательская деятельность студентов. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит получение знаний, формирование умений и навыков, обеспечивается усвоение различных приемов познавательной деятельности, возрастает интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность решать научные задачи.

На современном этапе проведения реформы системы высшего образования самостоятельная работа становится одним из основных факторов подготовки специалиста. Это обусловлено сокращением количества аудиторных занятий, увеличением объема учебного материала,  растущим потоком информации и осознанной потребностью современного общества в гибких адаптивных системах образования, предусматривающих возможность повышения квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека. В связи с этим, современная система образования как никогда ранее должна учитывать возможности и потребности человека.

Специфика обучения иностранному языку заключается в осуществлении систематической языковой подготовки. Одной из важных проблем языковой подготовки специалистов в вузах является организация самостоятельной работы студентов, ее значимость особенно возрастает на старших курсах. Самостоятельная работа на занятиях иностранного языка позволяет приобщить студентов к научно-исследовательской деятельности средствами иностранного языка, развивает такие важные умения, как поиск информации, ее анализ и выделение главного, оценка информативности материала и профессионально-ориентированное общение на основе полученной информации. [1]

Задача повышения самостоятельности и роли самостоятельной учебной деятельности обучающихся при овладении иностранным языком вытекает из

концепции автономии обучающихся и автономного/самоуправляемого обучения (learner autonomy and autonomous/self-directed learning). Суть данной концепции заключается в развитии личности обучающихся, формировании у них учебных умений по овладению иностранным языком и

способности самостоятельно/автономно управлять своей учебной деятельностью, как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте конечных целей изучения иностранного языка.

Целью самостоятельной работы студентов по иностранному языку является формирование навыков работы с иноязычными профессионально ориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, ее личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи в рамках общеобразовательных тем и профессиональной тематики. Применение самостоятельной работы в учебной деятельности позволяет 1) оптимизировать процесс обучения иностранному языку с точки зрения экономии аудиторного учебного времени; 2) актуализировать и активизировать поиск новых знаний обучающимися; 3) повысить качество усвоения предлагаемых учебных программ. К средствам организации самостоятельной деятельности обучаемых можно отнести следующие: 1) обеспеченность учебниками, пособиями, методическими указаниями для самостоятельной работы; 2) наличие учебных аудио-, видео- и компьютерных обучающих программ.[2]

Организация самостоятельной работы студентов может идти одновременно по нескольким направлениям:

- разработка алгоритмов решения типовых лингвистических задач;

- разработка различных обучающих программ;             

- индивидуализация самостоятельных работ;

- специализация самостоятельной работы с учетом практических задач специальности;

- разработка систем рефератов по отдельным темам;

- разработка специальных методов обучения;

- обеспечение специальной и справочной литературой, применение ПЭВМ и т. д.[3]

Самостоятельная работа обучающихся осуществляется в сроки, определяемые календарно-тематическим планом и расписанием занятий. В период самостоятельной работы студент может консультироваться по телефону, с помощью электронной почты и других возможных средств связи.

Успех в организации и управлении самостоятельной работой студентов невозможен без четкой системы контроля над ней. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может проходить в письменной, устной или смешанной форме с представлением обучающимися презентаций, отчетов, продуктов своей творческой деятельности или путем демонстрации своих умений.

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что для овладения всеми видами речевой деятельности чужого языка необходима ежедневная целенаправленная работа студента как в аудитории с преподавателем, так и активная рациональная самостоятельная работа. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов языкового факультета будет эффективнее, если в процессе ее организации выделять следующие компоненты: 1) мотивационный (предполагает умение активизировать свой положительный опыт предпочтения, убеждения, умонастроения, видеть жизненный смысл в выполняемой работе, поддерживать высокий уровень мотивации на всех этапах работы); 2) информационно-содержательный (требует от студента определенного уровня знаний и умений, развития способности к анализу, синтезу, сравнению, абстракции, обобщению и т.п.); 3) процессуальный (определение объема выполняемой работы, выделение этапов работы, постановка цели и задачи на каждом этапе деятельности, распределение времени при выполнении задания, организация рабочего пространства); 4) рефлексивный (предполагает умение определять границы известного и неизвестного с целью получения недостающей информации, критичность к действиям и умениям, способность соотнесения знаний о своих возможностях и возможных преобразованиях в предметном мире и самом себе; способность оценивать качество как конечного продукта, так и отдельных этапов самостоятельной работы, умение выбрать адекватные формы и методы оценки).[4]

Таким образом, на основе вышесказанного о специфике самостоятельной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа рассматривается как система, имеющая свою структуру.

2. Самостоятельная работа используется как средство формирования общекультурных и профессиональных компетенций.

3. Интенсификация и стимулирование самостоятельной работы связаны с исследованием мотивации, разработкой интегративных форм и методов самостоятельной работы.

4. Формированию автономии обучающихся в учебной деятельности способствует обучение как общеучебными умениям, так и индивидуальным

познавательным стратегиям изучения иностранных языков в учебном процессе.

5. Аудиторная и внеаудиторная самостоятельная учебная деятельность студентов становится более эффективной, если способствует реализации и последующему развитию индивидуального стиля учения и позволяет переходить от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности.

 

1.2 Обучающие программы как средство организации и управления самостоятельной работы студентов

Действенным средством управления самостоятельной работой служат обучающие программы, включающие элементы теории, алгоритмы решения типовых задач, демонстрационные примеры, тесты. Особенно эффективно применение обучающих программ студентами дистанционной формы обучения, где по сравнению с дневным отделением сохранен необходимый объем изучаемого материала, а количество учебных часов сокращено.

Следует обратить внимание на положительные качества обучения студентов на основе обучающих программ, выявленные при практическом внедрении ряда таких программ в учебный процесс:

1)                 четкая организация практических занятий студентов;

2)                 устранение временного разрыва между ознакомлением с новым материалом и контролем достигнутых знаний;

3)                 дифференцированность массового обучения;

4)                 целенаправленное обучение приемам самостоятельной работы.[5]

Результаты использования обучающих программ в учебный процесс позволили сделать выводы, что работу по внедрению таких программ необходимо продолжать, т.к. общий план построения обучающей программы полностью соответствует психологической модели обучения на этапе изучения основ теории и методов решения типовых задач, т. е. самостоятельного построения фундамента логико-максимальных структур. Студент «под руководством обучающей программы» знакомится с целями изучения, структурой и объемом знаний, изучает основы теории, знакомится с рациональными приемами решения задач, осуществляет контрольные решения, сопоставляя свои успехи с поставленными целями, планирует время и интенсивность своей деятельности. Таким образом, внедрение обучающих программ в процесс обучения является одним из путей оптимизации управления самостоятельной работой студентов дистанционной формы обучения.

Информация о работе Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов