Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть методику разработки и применения обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранному языку.
Для реализации основной цели исследования были поставлены и решены следующие частные задачи:
- дать характеристику самостоятельной формы обучения иностранному языку;
- рассмотреть цель, задачи, средства организации и компоненты самостоятельной работы студентов по иностранному языку;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов…………………………5
1.1 Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку……………………………...5
1.2 Обучающие программы как средство организации и управления самостоятельной работы студентов……………………………………………...9
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
Глава II Компьютерная лингводидактика в самостоятельной работе студентов при обучении иностранным языкам……………………………………………15
2.1 Информационные технологии как прогрессивный метод самостоятельной работы студентов по иностранному языку……………………………………15
2.2 Использование интерактивной мультимедийной обучающей программы English Discoveries в самостоятельной работе студентов по английскому языку……………………………………………………………………………...20
Выводы по второй главе………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………….........................24
Библиография…………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Обучающая программа – печатное или аудитивное пособие, отражающее основные признаки или принципы программированного обучения, телевизионную учебную программу, а также любой учебный материал, реализуемый с помощью ТСО, и даже программу функционирования ЭВМ. Заманчивая идея организации самообучения с помощью специальных учебных пособий, которым передаются некоторые функции педагогов, вызвала в свое время интерес к программированному обучению во всех странах.

Существует четыре основных вида обучающих программ:

• Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную информацию

• Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная ин формация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

• Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д. В полностью адаптивной программе диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, на каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

• Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования. [6]

Выбор упражнений для программ зависит от подготовленности студентов и от необходимости тренировать ту или иную модель, причем все обучающие программы должны носить коммуникативный характер. Использование на занятиях обучающих программ заставляет работать всех студентов одновременно, значительно повышая их активность. Перед кафедрами иностранных языков стоит сложная задача – научить студентов двум видам языковой деятельности – умению вести беседу в пределах отобранной тематики и чтению и пониманию литературы по специальности. Решение данной задачи заставляет преподавателей искать пути повышения эффективности обучения, т.к. только активный процесс говорения самих студентов, только устная практика, многократное повторение нужных структур могут дать желаемые результаты.

Будучи специфическим учебным пособием по иностранному языку, обучающие программы должны обладать как свойствами любого учебного пособия по этому предмету, так и особыми свойствами, отличающих их от других пособий. К первым относятся реализация дидактических принципов обучения в вузе и основных методических положений обучения иностранным языкам. Вторые основываются на учете таких характеристик, как перспективная цель, достижение которой способствует применение программы (обучение виду речевой деятельности); ближайшая цель, непосредственно достигаемая с помощью программы (формирование речевых навыков и умений); этапы формирования навыков и умений, обеспечиваемые программой (ознакомление и тренировка); канал приема и передачи информации (аудитивный, визуальный, их сочетание); форма фиксации ответов на вопросы (вербальная и невербальная).

Так, при обучении чтению текстов по специальности целесообразно применение системы обучающих программ, состоящей из трех комплексов: комплекс на формирование грамматических и лексических навыков, а так же на формирование навыков полного понимания и интерпретации текста. При обучении языковому оформлению устного/письменного высказывания целесообразно использовать различные комплексы про­грамм, обеспечивающие формирование конкретных навыков развития говорения/письма.  Например, развитие навыков выбора и сочетания лексических единиц в письменной речи и совершенст­вование аналогичных навыков говорения; обучение самостоятельному выведению алгоритмических правил выбора, построения, сочетания. Структурирования и пользование ими и т.д.

В настоящее время существует большое количество обучающих программ по иностранным языкам, и, главное – не потеряться в изобилии пособий и курсов. Таким образом, обучающая программа, по которой занимается студент, должна:

                    соответствовать вашему уровню владения языком;

                    быть интересной для изучения;

                    содержать именно те слова и выражения, которые активно используются;

                    соответствовать целям изучения языка (разговорный, бизнес англ. и т.д.)

                    иметь удобное изложение информации на странице. [7]

 

Выводы по первой главе

На основе вышесказанного в главе «Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов» можно сделать следующие выводы:

1.     В условиях современного культурно-образовательного пространства большое значение приобретает самостоятельная научно-исследовательская деятельность студентов. Самостоятельная работа на занятиях иностранного языка позволяет приобщить студентов к научно-исследовательской деятельности средствами иностранного языка.

2.     Целью самостоятельной работы студентов по иностранному языку является формирование навыков работы с иноязычными профессионально ориентированными источниками информации, а также формирование навыков устной речи в рамках общеобразовательных тем и профессиональной тематики.

3.     Применение самостоятельной работы в учебной деятельности позволяет 1) оптимизировать процесс обучения иностранному языку с точки зрения экономии аудиторного учебного времени; 2) актуализировать и активизировать поиск новых знаний обучающимися; 3) повысить качество усвоения предлагаемых учебных программ.

4.     Действенным средством управления самостоятельной работой служат обучающие программы, включающие элементы теории, алгоритмы решения типовых задач, демонстрационные примеры, тесты.

5.     Обучающая программа – печатное или аудитивное пособие, отражающее основные признаки или принципы программированного обучения, телевизионную учебную программу, а также любой учебный материал, реализуемый с помощью ТСО, и даже программу функционирования ЭВМ.

6.     Общий план построения обучающей программы полностью соответствует психологической модели обучения на этапе изучения основ теории и методов решения типовых задач, т. е. самостоятельного построения фундамента логико-максимальных структур.

 

Глава II Компьютерная лингводидактика в самостоятельной работе студентов при обучении иностранным языкам

2.1 Информационные технологии как прогрессивный метод самостоятельной работы студентов по иностранному языку

Теория обучения иностранным языкам претерпевает существенные преобразование под влиянием развития новых информационных технологий. Термин «компьютерная лингводидактика» определяется появлением новых методов работы с информацией различной природы происхождения и новых форм коммуникации. Компьютерная лингводидактика – одна из быстро развивающихся областей методики преподавания иностранного языка. Развитие компьютерной лингводидактики непосредственно связано с развитием компьютерных и сетевых технологий, поэтому предметом исследования данного раздела методики являются не только языковые, психологические, психолингвистические, методические аспекты лингводидактики, но и формально-содержательные компоненты новых информационных технологий. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, которая эффективна, как правило, только в активно-деятельностной форме. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы. [8]

С появлением таких технических средств как мультимедиа и глобальных компьютерных сетей особенно актуальной стала тема применения новых информационных технологий в процессе самостоятельной работы по изучению иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к процессу обучения. Однако для внедрения и эффективного использования этих новшеств в педагогической деятельности, и, конкретно, в обучении иностранным языкам, требуются методические разработки. Современные информационные технологии предоставляют в настоящее время много возможностей для обучения иностранному языку и уже сложно представить себе без них учебный процесс.[9]

Самостоятельная работа по иностранному языку значительно изменилась в последние годы с изменением доступа к многочисленным аутентичным материалам, содержащимся во всемирной паутине. Идея самостоятельной работы заложена в одном из центральных понятий теории и практики дистанционного обучения, в частности, on-line обучения - понятии взаимодействия (interraction). Оно разнопланово и предполагает как личностное взаимодействие (студент – преподаватель; студент – студент; студент – приглашенный эксперт или член сообщества), так и неличностное

взаимодействие (студент – инструмент (компьютер); студент – контент; студент– окружающая среда).  Привлекательность Интернета для языкового профессионального образования обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это безграничные аутентичные ресурсы, которые по своим возможностям и информационному богатству превосходят традиционные библиотечные ресурсы, а также, обеспечивая возможность общения без физического пересечения географических границ, позволяют вступать в контакт с носителями других языков и культур. Во-вторых, использование Интернет-технологий способствует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в областях применения иноязычных знаний. В-третьих, интерактивность как свойство компьютера и богатство коммуникативных возможностей Интернет-технологий способствуют совершенствованию навыков иноязычной деятельности, которая возможна

лишь в условиях общения и взаимодействия. Интернет предоставляет такие

возможности практически без временных ограничений. В-четвертых, мотивационная устойчивость студентов, которая создается за счет специфики среды Интернет, отличающейся гибкостью, возможностью межкультурного общения, постоянной изменчивостью, динамичностью и приближенностью к решению реально-значимых задач также является положительным фактором.

В-пятых, Интернет-технологии обеспечивают устойчивый профессиональный рост за счет создания предпосылок для непрерывного образования и самообразования в течение всего периода профессиональной

деятельности.

По характеру работы с информацией выделяют следующие группы умений:

1.      рецептивные умения – аудирование и чтение;

2.      продуктивные умения – говорение и письмо.[10]

Целью учебного процесса является обеспечение развития вышеназванных коммуникативных умений, что способствует формированию так называемой коммуникативной компетенции. Но, помимо этих умений, необходимо также готовить обучаемых к самостоятельной работе с языком, поскольку овладение иностранным языком в вузе в большей степени определяется эффективностью самостоятельной работы студентов дома.

Путь внедрения технологий Интернета в процесс обучения иностранному языку – это «путь создания новых методов обучения на базе синтеза основополагающих методик и реализации компьютерной грамотности преподавателя. С помощью компьютера можно решить такие учебные задачи: как овладение студентами лексико-грамматических компетенций, благодаря наглядному представлению закономерности построения высказывания, чтения и письма». Компьютер, обеспечивая индивидуальный подход к учащимся, в то же самое время является стимулом для коллективного творчества. Участие в совместных проектах по созданию тематических публикаций, баз данных, веб-сайтов на изучаемом языке, учит принятию совместных решений, консолидирует учебный коллектив. Кроме того, компьютерные технологии эффективны в создании межпредметных связей, что особенно важно для студентов, готовящихся использовать иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации. Для всех возможностей компьютерного обучения необходимо, чтобы новые технологии были интегрированы в учебные программы. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Кроме того, в программах заложены задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с учащимися, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности.

В самостоятельной работе студентов по иностранному языку можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными.

1.     Фронтальный вид работы чаще всего проводится на основе мультимедийных программ с использованием интерактивной доски. Каждый студент самостоятельно выполняет задание; затем данное задание выполняется на интерактивной доске и с использованием программы проводится автоматическая проверка: результат виден или озвучен.

2.     Групповая форма работы используется в основном для выполнения мини-проектов. Большой интерес для учащихся представляет создание мультимедийных презентаций в программе PowerPoint и интерактивных презентаций в программе Notebook 10, сопровождающих их монологические высказывания, создание различных творческих заданий и проектов, а также поиск дополнительных материалов к занятиям.

3.     Парная и индивидуальная формы работы проводятся на основе интерактивных программ, предназначенных для работы с использованием персональных компьютеров. На этапах формирования и развития умений и навыков целесообразно использовать парную форму работы (по 2 человека за компьютером), а на этапах совершенствования и контроля – индивидуальную. [11]

Информация о работе Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов