Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть методику разработки и применения обучающих программ в самостоятельной работе студентов по иностранному языку.
Для реализации основной цели исследования были поставлены и решены следующие частные задачи:
- дать характеристику самостоятельной формы обучения иностранному языку;
- рассмотреть цель, задачи, средства организации и компоненты самостоятельной работы студентов по иностранному языку;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов…………………………5
1.1 Содержание и организация самостоятельной учебной деятельности студентов в курсе обучения иностранному языку……………………………...5
1.2 Обучающие программы как средство организации и управления самостоятельной работы студентов……………………………………………...9
Выводы по первой главе………………………………………………………...14
Глава II Компьютерная лингводидактика в самостоятельной работе студентов при обучении иностранным языкам……………………………………………15
2.1 Информационные технологии как прогрессивный метод самостоятельной работы студентов по иностранному языку……………………………………15
2.2 Использование интерактивной мультимедийной обучающей программы English Discoveries в самостоятельной работе студентов по английскому языку……………………………………………………………………………...20
Выводы по второй главе………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………….........................24
Библиография…………………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)
="text-align:justify">Проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания. Это условие потребовало от учителей поиска и использования в учебно-воспитательном процессе современных обучающих технологий. Наиболее эффективной формой обучения является такая форма, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого студента. Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку – один из видов такой организации учебного процесса. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих компьютерных программ и сети Интернет.

 

 

2.2 Использование интерактивной мультимедийной обучающей программы English Discoveries в самостоятельной работе студентов по английскому языку

English Discoveries – это  программное обеспечение в настоящее время стало признанным стандартом во всем мире. Многие правительственные и государственные учреждения, учреждения образовательной сферы, а также ведущие корпорации в более чем 45 странах мира изучают английский язык с помощью English Discoveries. Этот курс состоит из трёх основных уровней: Basic, Intermediate and Advanced, каждый из которых включает в себя 3 подуровня. Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, речь и восприятие на слух) с использованием подлинного английского языка и реальных жизненных ситуаций. Особенностью English Discoveries является приспособленность к различным стилям обучения, поскольку в него включены различные методы преподавания. Обучащимся предлагаются следующие способы работы по программе:

1. Демократический (открытый) метод - учащиеся выбирают тему, над которой они хотят работать, и способ, которым они хотят работать (посредством занятий различных типов, в том числе и самостоятельный вид работы).

2. Структурный подход – программированные уроки, рассчитанные на интенсивный учебный процесс. Студенты следуют по заданному пути прохождения программы.

English Discoveries состоит из различных разделов, направленных на формирование тех или иных речевых навыков:

1. Чтение: здесь представлены тексты различных типов (рассказы, объявления, письма, открытки и статьи) с явной установкой на стратегию чтения: угадывание слов из контекста, отыскание основной идеи, ключевые слова, связи и т.д.

2. Говорение: в данном разделе главное внимание уделено развитию практических навыков (попросить разрешения, спросить о чем-либо, извиниться и т.п.) в форме диалогов.

3. Письмо: пользуясь заданными образцами, студенты пишут письма (деловые и личные), составляют отчеты, заполняют бланки и т.д. с помощью упрощенного текстового процессора.

4. Аудирование прослушивание радиопрограмм, просмотр телепередач (видеозаписей), разговоры по телефону, сообщения на автоответчике.

В программу так же включены: словарь, грамматический раздел, справка, ведомость учащегося, обзор, запись и воспроизведение.

В методике English Discoveries предусмотрены 3 режима работы с курсами:

1. Explore – «Анализ». Здесь студент знакомится с языковым материалом по всем видам речевом деятельности (reading, listening, speaking, writing).

2. В режиме  Practice – «Практика» обучающий закрепляет и тренирует материал, представленный в режиме  Explore.

3. В режиме  Test – «Тестирование» оцениваются знания студента в каждой области. Таким образом, данная программа предоставляет все возможности для студентов при дистанционном обучении проверить свои знания. Каждый такой раздел, или навык (skill) с помощью различных онлайн инструментов обеспечивает студентов педагогической поддержкой, необходимой для успешного и независимого прохождения модулей. Вот несколько примеров таких инструментов: аудио версия написанного текста, немедленный перевод предложений, интерактивный словарь, видео ролики и т.д.

Преимущества описываемой обучающей программы заключаются в том, что в 1) English Discoveries включены две технологии распознавания речи, позволяющие студентам оценивать правильность своей речи и точность произношения. Обратная связь обеспечивается с помощью измерителя произношения, который оценивает правильность произношения в процентах, и "осциллографа", сравнивающего спектр речи учащегося со спектром речи носителя языка; 2) English Discoveries дает преподавателю возможность полностью контролировать работу студентов при их самостоятельной работе. Используя обладающую большими возможностями систему управления, преподаватель может наблюдать за успехами учащихся, планировать занятия для группы в целом и для отдельных студентов и получать печатные отчеты, содержащие средние показатели, результаты контрольных работ и время, проведенное за компьютером; 3) English Discoveries сочетает цветную графику высокого разрешения, видеофильмы кинематографического качества, анимацию, речь и музыку в цифровой записи. Все это повышает привлекательность обучения и рассчитано на различные методы обучения (обучение по слуху, визуальное и т.д.); 4) English Discoveries дает учащимся исключительный доступ к сайту "The English Web Connection", содержащему множество интересных и полезных заданий, что позволяет им изучать язык во внеаудиторном режиме.

 

Выводы по второй главе

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что:

1.      Компьютерная лингводидактика – одна из быстро развивающихся областей методики преподавания иностранного языка. Развитие компьютерной лингводидактики непосредственно связано с развитием компьютерных и сетевых технологий.

2.      Компьютерная лингводидактика – одна из быстро развивающихся областей методики преподавания иностранного языка. Развитие компьютерной лингводидактики непосредственно связано с развитием компьютерных и сетевых технологий.

3.      Идея самостоятельной работы заложена в одном из центральных понятий теории и практики дистанционного обучения, в частности, on-line обучения - понятии взаимодействия (interraction).

4.      Использование Интернет-технологий способствует формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в областях применения иноязычных знаний; они обеспечивают устойчивый профессиональный рост за счет создания предпосылок для непрерывного образования и самообразования в течение всего периода профессиональной деятельности.

5.      В самостоятельной работе студентов по иностранному языку можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными.

6.      English Discoveries – это  программное обеспечение в настоящее время стало признанным стандартом во всем мире. Многие правительственные и государственные учреждения, учреждения образовательной сферы, а также ведущие корпорации в более чем 45 странах мира изучают английский язык с помощью English Discoveries.

7.      Особенностью English Discoveries является приспособленность к различным стилям обучения, поскольку в него включены различные методы преподавания. Обучащимся предлагаются следующие способы работы по программе: демократический и структурный.

8.      English Discoveries состоит из различных разделов, направленных на формирование навыков основных видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо. В методике English Discoveries предусмотрены 3 режима работы с курсами: анализ, практика, тестирование.

9.      Таким образом, данная программа предоставляет все возможности для студентов при дистанционном обучении проверить свои знания. Каждый такой раздел, или навык (skill) с помощью различных онлайн инструментов обеспечивает студентов педагогической поддержкой, необходимой для успешного и независимого прохождения модулей.

 

Заключение

В связи с переходом на образовательные стандарты третьего поколения особую значимость приобрел компетентностный подход к формированию субъекта учебного процесса в Высшей школе, который предполагает наличие ряда компетенций у студентов, непосредственно связанных с умениями и навыками мыслить и действовать в учебном процессе самостоятельно. Логика многоуровневого образования обусловила поиски новых моделей построения образовательного процесса и самостоятельной работы как важной составной части этого процесса. Существенно обновились используемые образовательные технологии. В практике вуза привычными стали модульные, проектные технологии, «технологии критического мышления», рефлексивного обучения, исследовательской работы. Меняется и роль преподавателя: она предусматривает более высокие уровни консультирования и мотивирования студентов. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем. Совершенно очевидно, что знания без подкрепления их самостоятельной деятельностью не могут стать достоянием человека. Самостоятельная работа особенно важна, когда происходит становление профессионала.

Действенным средством управления самостоятельной работой служат обучающие программы, включающие элементы теории, алгоритмы решения типовых задач, демонстрационные примеры, тесты. Особенно эффективно применение обучающих программ студентами дистанционной формы обучения, где по сравнению с дневным отделением сохранен необходимый объем изучаемого материала, а количество учебных часов сокращено. Студент «под руководством обучающей программы» знакомится с целями изучения, структурой и объемом знаний, изучает основы теории, знакомится с рациональными приемами решения задач, осуществляет контрольные решения, сопоставляя свои успехи с поставленными целями, планирует время и интенсивность своей деятельности. Таким образом, внедрение обучающих программ в процесс обучения является одним из путей оптимизации управления самостоятельной работой студентов дистанционной формы обучения.

Принципиальное новшество, вводимое в современный образовательный процесс – это использование информационных технологий как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной работы.  Самостоятельная работа по иностранному языку значительно изменилась в последние годы с изменением доступа к многочисленным аутентичным материалам, содержащимся во всемирной паутине. Идея самостоятельной работы заложена в одном из центральных понятий теории и практики дистанционного обучения, в частности, on-line обучения - понятии взаимодействия (interraction). Оно разнопланово и предполагает как личностное взаимодействие, так и неличностное взаимодействие. Наиболее эффективной формой обучения является такая форма, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью самого студента. Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов по иностранному языку – один из видов такой организации учебного процесса. Особенно успешно обучение иностранному языку стало развиваться с популяризацией обучающих компьютерных программ и сети Интернет.

В данной работе была описана интерактивная компьютерная обучающая программа English Discoveries, которая активно используется для изучения английского языка студентами во время самостоятельной внеаудиторной работы. Программа охватывает все четыре аспекта владения языком (чтение, письмо, речь и восприятие на слух) с использованием подлинного английского языка и реальных жизненных ситуаций. Особенностью English Discoveries является приспособленность к различным стилям обучения, поскольку в него включены различные методы преподавания. Данная программа, благодаря различным разделам и модулям, предоставляет все возможности для студентов при дистанционном обучении проверить свои знания. Каждый такой раздел, или навык (skill) с помощью различных онлайн инструментов обеспечивает студентов педагогической поддержкой, необходимой для успешного и независимого прохождения модулей. English Discoveries дает преподавателю возможность полностью контролировать работу студентов при их самостоятельной работе. Используя обладающую большими возможностями систему управления, преподаватель может наблюдать за успехами учащихся, планировать занятия для группы в целом и для отдельных студентов и получать печатные отчеты, содержащие средние показатели, результаты контрольных работ и время, проведенное за компьютером.

Сегодняшние задачи образования заставляют выбирать способствующие активному процессу познания учебные методы и формы организации работы, которые развивают стратегии учебной деятельности студента: находить необходимую информацию, интерпретировать и творчески ее использовать. Использование Интернет-ресурсов открывает новые возможности в образовании, так как создает информационно-насыщенную среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.                  Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам.  М.: Иностранные языки в школе, 2001.  №4

2.                  Ботя М.В. Организация самостоятельной работы студентов как равноценного элемента учебного процесса // Удмуртский университет. – 2008 г. – № 12 (113) – С. 8.

3.                  Бурденюк Г.  М.  Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 137с.

4.                  Гальскова Н.Д «Современные технологии обучения иностранного языка». – М.: Арти-Глосса, 2000. – 39 с.

5.                  Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведение. – М.: 1999. – 28 с.

6.                  Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. – С.П.: Союз, 2001. – 103 с.

Информация о работе Дидактический потенциал обучающих программ по иностранному языку в условиях самостоятельной работы студентов