Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование товарного ассортимента на предприятии и его анализ, а также разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая методика исследования предприятия
1.1 Сущность ассортимента товара, как одной из составляющих конкурентоспособности предприятия……………………………………..5
1.2 Ассортиментная политика и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия……………………………………..9
1.3 Анализ методологических принципов и методов формирования ассортиментной политики………………………………………………..17
Глава 2. Аналитическая деятельность предприятия
ОАО «Бурятхлебпром»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Бурятхлебпром»…………………...24
2.2 Выполнение плана по ассортименту на 2010 год………………………....26
2.3 Анализ ассортимента на 2011 год………………………………….............31
Глава 3. Пути решения управленческой проблемы ОАО «Бурятхлебпром»………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение 1…………………………………………………………………….43
Приложение 2…………………………………………………………………….44
Приложение 3…………………………………………………………………….46
Приложение 4……………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

главное.docx

— 107.63 Кб (Скачать документ)

 На рисунке 1 видно, что иерархическая последовательность уровней конкурентоспособности пирамиды определяется «базовым» началом: «конкурентоспособностью продукции».

 

 

 

Рисунок 1.

 «Типология уровней конкурентоспособности».

1. Конкурентоспособность  страны

2. Конкурентоспособность  отрасли

3. Конкурентоспособность  предприятий

4. Конкурентоспособность  продукции или услуги


 

       Г. Белостечник указывает, что « принципиальным ядром, определяющим данную совокупность уровней, является, все - же, конкурентоспособность фирмы, предприятия и организации, которые формирует отраслевую экономику и, в финале – экономику страны в целом».

       Не заложив фундамент, невозможно создать конкурентоспособную продукцию.

Именно на предприятии  в ходе производственного процесса закладываются те качественные характеристики товара, которые формируют его потребительскую ценность и только предприятие определяет стратегию, тактику продвижения и сбыта продукции, создавая условия для её успешной реализации потребителям.

Среди управляемых факторов конкурентоспособности предприятия весомую значимость представляет ассортиментная политика. Прежде чем утвердительно обосновать это убеждение, раскроем экономическую сущность этого понятия.

В экономической литературе ассортиментная политика рассматривается в весьма различных значениях.

1. «Ассортиментная политика  с точки зрения эффективности производства и экономичности расходования средств в торговле должна заключаться в определении на известный период времени размера оптимального ассортимента изделий, по достижении которого совершенствование его должно осуществляться путем обновления»16.

2. «Ассортиментная политика представляет собой систему взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, которая включает общие направления формирования ассортимента торговой сети организации или города, соответствующее требованиям уровня или культуры народного потребления, интересам народного хозяйства»17.

3. «Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности фирмы в целом»18.

 Понятия «ассортиментная политика» подводит к осознанию того, что смысловая нагрузка, заложенная в них переплетает аспекты «ассортиментной политики», «формирование ассортиментной политики» и «управление ассортиментом». Исследование понятия «ассортимент» через его взаимодействие с другими экономическими понятиями имеет особое практическое значение прежде всего для понятия «управление». Последнее в аналитическом сочетании с понятием «ассортимент» характеризует круг возможностей деятельности в отношении выпускаемой на предприятии продукции.

Формирование же ассортиментной политики, сочетаемое с функциями управления, исчерпывается на этапе функции планирования. Ассортиментная политика – более широкое и общее понятие по отношению к понятию «формирование ассортимента».

Лишь на основе выработанной ассортиментной политики может проводиться  формирование ассортимента19.

Существенными для точного  понимания смысла понятия «ассортиментная  политика» является точная фиксация генеральной цели её формирования, которая во многом определяет общую стратегию развития предприятия. Выбор целевой функции ассортиментной политики является весьма сложной задачей в силу множественности и противоречивости возможных целей ассортиментной политики.

Повышение (либо поддержание) конкурентоспособности предприятия является генеральной целью формирования его ассортиментной политики. Данная цель должна стать приоритетной, всецело ориентирующей систему управления предприятием.

Ассортиментная  политика – это комплекс управленческих решений, нацеленных на поддержание высокого конкурентоспособного уровня, формирование оптимальной ассортиментной номенклатуры и объемов выпускаемой продукции.

С точки зрения «тесной  взаимной увязки» ассортиментной политики и конкурентоспобости предприятия, в экономической литературе рассматривается понятие гибкости20. В них указывается: под гибкой следует понимать «мягкую», деформируемую, меняющуюся в зависимости от условий и обстоятельств ассортиментную политику.

Наряду с понятием «ассортиментная политика» употребляется, связанный с данным понятием, термин: «ассортиментная стратегия»

 «Ассортиментная стратегия  - это набор правил и принципов, которыми руководствуется предприятие при формировании ассортимента выпускаемых изделий («портфеля заказов») и направлена на освоение, производство и сбыт готовой продукции соответствующей требованиям рынка и мощностным ресурсам данного предприятия».

Дуализм ассортиментной политики объясняется следующими обстоятельствами:

• во-первых, предприятие  в процессе осуществления своей  деятельности либо непосредственно контактирует со многими субъектами рынка, либо испытывает на себе влияние их деятельности. Совокупность субъектов рынка, оказывающих прямое или косвенное влияние на деятельность предприятия, составляет его внешнюю среду. К внешним факторам прямого воздействия относятся: государство (законодательные органы, финансово-кредитная система, налоговые организации, средства массовой информации, и т.д.); поставщики; потребители; конкуренты. В числе внешних факторов косвенного воздействия следует выделить: экономические, социальные, политические факторы, технические и технологию;

• во-вторых, промышленное предприятие  представляет собой созданную предпринимателем систему со своей внутренней средой, под которой понимается совокупность уровней управления и функциональных подсистем предприятия, обеспечивающих реализацию его целей и задач.

Соответственно, ассортиментная политика является одновременно элементом экономического механизма взаимодействия промышленного предприятия с факторами внешней среды и его функционакльной подсистемой.

В экономической литературе наряду с понятием «ассортиментная  политика»

используют понятие «товарная  политика». Важно отметить, что ассортиментная политика является более узким понятием и представляет собой часть «товарной политики» (схема 1).

Схема 1.

«Соотношение между понятиями «товарная политика» и «ассортиментная политика»


 

 

 

 

 

Сущность ассортиментной политики промышленного предприятия, как составного элемента единой политики формирования товарного предложения, заключается в своевременном определении такого производственного ассортимента, который, соответствуя в целом профилю производственной деятельности предприятия, наиболее полно удовлетворял бы запросы целевых категорий потребителей и обеспечивал бы повышение экономической эффективности деятельности предприятия, как в тактическом, так и в стратегическом периодах.

Ассортиментная политика, по нашему убеждению, в соответствии со схемой 2., охватывает два относительно самостоятельных направления:

 

Схема 2.

«Взаимосвязь производственного ассортимента и номенклатуры промышленной продукции».


 

 

 

 

 

 

 

Первое направление рассматривает соотношение различных видов (видовых групп) промышленной продукции. Целевая ориентация этого направления – удовлетворение разнообразного потребительского спроса. Количество товаров различных видов, составляющих ассортиментный ряд, находится в прямой зависимости от степени дифференциации спроса. Оно, как правило, велико, так как спрос, как таковой, отличается разнообразием количественных и качественных характеристик.

Второе направление ассортиментной политики рассматривает соотношение промышленной продукции, находящейся в различных стадиях жизненного цикла. Его целевой функцией является организация взаимной поддержки групп товаров, различающихся по признаку устойчивости рыночных позиций, зависящей от того, на каком этапе жизненного цикла находится (или будет находиться) тот или иной товар в анализируемом периоде.

Агрегированная взаимосвязь  данных направлений создает условия  для формирования и реализации в рамках внутрифирменного планирования действенной ассортиментной политики, позволяющей решать широкий круг задач.     

По существу формирование ассортиментной политики включает принятие решений по следующим ключевым вопросам:

• наиболее полное удовлетворение потребительских предпочтений на основе дифференциации потребностей и спроса;

• привлечение новых потребительских  сегментов и выход на новые  рынки при относительной стабильности финансовых результатов;

• оптимизация распределения  финансовых ресурсов между существующими  видами деятельности предприятия, в том числе между видами продукции и ассортиментными позициями в рамках каждого вида деятельности;

• оптимизация объема производства продукции;

• рациональное использование  производственно-рыночного потенциала предприятия услуг и его отдельных компонентов (технологической базы, производственного опыта, устоявшегося имиджа и пр.);

• принятие решений об исключении из хозяйственного портфеля определенных видов деятельности, продукции, ассортиментных позиций;

• принятие решений о  расширении хозяйственного портфеля за счет проникновения в новые виды деятельности, освоение производства новых видов продукции, модификации существующих и т.п.;

Содержание направлений  деятельности, раскрывающих суть ассортиментной политики, свидетельствует о ее ключевой роли в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, установлено, что ассортиментная политика является одним из ведущих факторов повышения конкурентоспособности предприятия. В конечном счете, от правильности принимаемых решений по формированию ассортиментной политики зависит, во многом, будущее функционирование и развитие предприятия на конкурентоспособном уровне.

 

1.3. Анализ методологических принципов и методов формирования ассортиментной политики.

Главным результативным выводом формирования и управления ассортиментной политикой ее анализа является: доминирующая функция стратегической установки ассортиментной политики, нацеленной на достижение конкурентного преимущества предприятия.

Оптимальная модель управления ассортиментной политикой, являясь  составной частью товарной стратегии, должна быть, основана на комплексной основе, учитывающей влияние факторов микро - и макромаркетинговых сред. Разработка такой модели основывается на применении современных методических принципов и основ в области управления ассортиментной политикой предприятия.

Ассортиментная политика любого промышленного предприятия, прежде всего, опирается на ряд методологический принципов.21

Анализ таких принципов позволит осуществить разработку оптимальной ассортиментной модели на фундаментальной основе, посредством глубокого, обобщенного научного исследования.

На схеме 3 представлена видовая совокупность методологических принципов, используемых в научных подходах планирования ассортимента продукции.                                                                                            Схеме 3.

«Методологические принципы планирования ассортимента продукции» 


      Основополагающим принципом является принцип долговременной стратегической ориентации. Он предполагает возможность постоянного обновления набора производимой продукции и организации на этой основе долговременного производственного процесса, позволяющего рационально использовать ресурсный потенциал предприятия.

Известно, что жизненный цикл (ЖЦТ) любой продукции ограничен временными рамками. Развитие научно-технического процесса, процесс конкуренции, динамика потребностей потребителей сопровождаются на определенных этапах ослаблением рыночных позиций товара. Это отражается в снижении основных показателей, являющихся индикаторами изменений в жизненном цикле: объеме реализации, объеме прибыли, занимаемой рыночной доле и т.д.

В работе Жуковой Э.Г. указывается: «несмотря на то, что существуют и могут эффективно использоваться управленческие механизмы, позволяющие длить фазу положительной динамики основных результирующих показателей или уменьшить темпы их снижения, достичь коренного изменения в жизненном цикле товара не представляется возможным»22.

Как правило, удается отодвинуть во времени период существенного снижения показателей, индикаторов стадий ЖЦТ, но принципиально невозможно полностью исключить его наступление. В этих условиях становится очевидным, что, ориентируясь на один вид продукции, приходится ограничить длительность стратегического периода ее присутствия на рынке.

Естественным резервом увеличения продолжительности стратегического  периода является возможность своевременного внедрения товара-новации. Поведение товара на рынке зависит от того, сколько вложено средств на этапе разработки. Недостаточный анализ на этом этапе приведет к фетишу, а перерасход средств станет причиной того, что товар выйдет на рынок уже морально устаревшим. Уровень затрат в период потребления или эксплуатации более чем на 80% зависит от характеристик изделия закладываемых на этапе разработки. Новый товар позволяет постепенно заменить товар, прошедший «точку перелома». Однако при выпуске нового товара на рынок у производителя нет уверенности, что он пройдет все этапы ЖЦТ. Согласно статистическим исследованиям, более 50 % новых товаров не доходят до порога рентабельности (стадии роста).23  

Информация о работе Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»