Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование товарного ассортимента на предприятии и его анализ, а также разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая методика исследования предприятия
1.1 Сущность ассортимента товара, как одной из составляющих конкурентоспособности предприятия……………………………………..5
1.2 Ассортиментная политика и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия……………………………………..9
1.3 Анализ методологических принципов и методов формирования ассортиментной политики………………………………………………..17
Глава 2. Аналитическая деятельность предприятия
ОАО «Бурятхлебпром»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Бурятхлебпром»…………………...24
2.2 Выполнение плана по ассортименту на 2010 год………………………....26
2.3 Анализ ассортимента на 2011 год………………………………….............31
Глава 3. Пути решения управленческой проблемы ОАО «Бурятхлебпром»………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение 1…………………………………………………………………….43
Приложение 2…………………………………………………………………….44
Приложение 3…………………………………………………………………….46
Приложение 4……………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

главное.docx

— 107.63 Кб (Скачать документ)

 

Выполнение плана по ассортименту:

В = %

По данным таблицы №2 можно  сделать вывод, что план по ассортименту выполнен на 99,6%.

Рассматривая весь ассортимент, видно, что план не выполнен по выпуску  сухарей сдобных на 97 тонн или 0,73%, а по выпуску хлеба, булочек и кондитерских изделий план перевыполнен на 860 тонн или на 6,5%,  на  45 тонн или на 0,34% и 14 тонн или на 0, 11% соответственно.

Изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.

Причины недовыполнения плана  по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним  относятся конъюнктура рынка, изменение  спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей  предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины – это недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

2.  Определим влияние структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении.

Таблица №3.

Показатель

Цена продукции

Объем продукции

Доля

Товарная продукция

 

план

факт

план

факт

план

факт

Δ

план

факт

Δ

темп

1

Хлеб

14,25

15,5

10211

11027

76,7

78,2

1,5

145506,75

170918,5

25411,75

17,5

2

Булочные

9

10

1039

1084

7,8

7,7

-0,1

9351

10840

1489

16

3

Сухари сдобные

31,81

41,2

1240

1143

9,3

8,1

-1,2

39444,4

47091,6

7647,2

19,4

4

Кондитерские изделия

172

177,5

830

844

6,2

6

-0,2

142760

149810

7050

5

 

ИТОГО

-

 

13320

14101

100

100

-

337062,15

378660,1

41597,95

12,3





 «Анализ товарной продукции и структурных сдвигов в ассортименте»

     Анализируя товарную продукцию, мы видим, что план перевыполнен на 41597,95 руб. (12,3%).  В том числе план по выпуску продукции всех видов продукции перевыполнен на 17,5%, 16%, 19,4% и 5% соответственно.

 

Рассчитаем влияние каждого  фактора на изменение объема товарной продукции в зависимости от структурных  сдвигов по формуле:

V = Q × ∑ (Дqi×Pqi)

где,Q- объем продукции

     Дqi- доля i-го товара

     Pqi- цена i-го товара

1) рассчитаем объем товарной  продукции при плановом выпуске,  плановой структуре и плановой  цене продукции:

V0 =

2) рассчитаем объем товарной  продукции при фактическом количестве, плановой структуре и плановой  цене продукции:

V1 =

3) Рассчитаем объем товарной  продукции при фактическом количестве, фактической структуре и плановой  цене продукции:

V2 =

4) рассчитаем объем товарной  продукции при фактическом количестве, фактической структуре и фактической  цене продукции:

V3 =

Рассчитаем влияние количества выпущенной продукции на объем товарной продукции:

∆V(Q) = V1 – V0                                                     

ΔV(Q) = 362395,7-337062,15=25333,55

Рассчитаем влияние доли на объем товарной продукции:

∆V(D) = V2 – V1                                                     

ΔV(D) = 348576,72-362395,7= - 13818,28

Рассчитаем влияние цены на объем товарной продукции:

∆V(Р) = V3 – V2                                                     

ΔV(P) = 378660,1-348576,72=30083,38

ΔV = 25333,55-13818,28+30083,38=41598,65

Сведем в таблицу влияние  факторов на конечный результат.

Таблица № 3

« Анализ факторов влияющих на объём товарной продукции»

Фактор

Условные обозначения

Размер

Доля

1. Изменение объёма товарной  продукции за счёт изменения  объёма производства в натуральном  выражении

ΔV(Q)

25333,55

60,9

2. Изменение объёма товарной  продукции за счёт структурных  сдвигов в ассортименте

ΔV(D)

- 13818,28

-33,2

Изменение объёма товарной продукции за счёт изменения цены отдельных изделий

ΔV(P)

30083,38

72,3

Всего

ΔV

41598,65

100


 

Проанализировав влияние  факторов на изменение производительности, можно сделать вывод, что основной прирост в размере 30083,38 руб. произошел за счет повышения цены. Наибольшее влияние на увеличение товарной продукции оказало увеличение цены на отдельные изделия в размере 30083,38 руб.

Можно говорить об эффективном  использовании ресурсов на предприятии, поскольку влияние интенсивных факторов в 3 раз превышает влияние экстенсивных.

 

 

2.3. Анализ планируемого ассортимента на 2011 год.

Планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся или потенциальные технические и материальные возможности в товарах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

Планирование ассортимента начинается либо с момента выявления  потребности, либо с момента, когда  в результате изучения рынка или  на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения  замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или  еще не осознанной потребности.

Для того чтобы спланировать ассортимент продукции на 2010 год  воспользуемся методом ранжирования ассортимента на основе матрицы БКГ.

Произведем анализ плановых показателей продукции по доле продаж каждого вида продукции и его  рентабельности. Присвоим каждому виду продукции место, исходя из того, что вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность имеет первый место.

 

Таблица №4.

«Показатели продаж и рентабельности каждой ассортиментной группы».

Изделие

Годовой спрос, тн

Доля продаж

Рентабельность

%

место

%

место

Хлеб

10641

75,2

1

32

1

Булочные

1419

10

2

2,4

4

Сухари сдобные

1170

8,3

3

7

3

Кондитерские изделия

925

6,5

4

25,9

2

ИТОГО

14155

       

 

Таким образом, самым высоким  местом  обладает продукция хлеб. Проанализировав долю продаж и рентабельность каждой ассортиментной группы, целесообразно сократить производство одних видов продукции как например сухари сдобные и увеличить выпуск, обновить ассортимент группы хлеб.

На основании представленных данных в таблице №4 постоим матрицу БКГ (см. схема №5).

Используя матрицу БКГ, можно  определить какие виды продукции  играют ведущую роль по сравнению  с конкурентами, как должно развиваться  производство в данное время и  как будут изменяться объемы выпуска  и сбыта продукции.

 

 

 

Схема №5.

«Матрица БКГ»

рыночный 

рост


 

 

 

доля рынка

 

Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции  на рынке, тем ниже относительные  издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства.

«Звезды» занимают лидирующее положение на рынке (высокая доля, быстрый рост). Они дают значительную прибыль, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования, продолжающегося роста или удержания  доли рынка, а также жесткого контроля за этими ресурсами.

Основная задача заключается  в поддержании отличительных  преимуществ  продукции фирмы  в условиях растущей конкуренции.

«Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно стабильном или сокращающемся рынке. Поскольку сбыт относительно стабилен без каких-либо дополнительных затрат, то эта группа товаров приносит прибыли  больше, чем требуется для поддержания  их доли на рынке.

«Трудный ребенок» незначительно  воздействует на рынок в развивающемся  производстве. Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции  нужны значительные средства. Предприятие  должно решить вопрос, следует ли увеличивать  расходы на продвижение товара или  улучшение его характеристик  или снизить цены.

«Собаки» имеют на рынке  малую долю при сокращающемся  или медленном росте. Для этого  товара характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста. Стратегия на рынке: ослабление усилий на рынке или ликвидация производства этого товара.

На основании построенной  матрицы БКГ можно сделать  вывод, что основную долю прибыли  приносит группа хлеб, занимающая наибольший удельный вес во всем ассортименте продукции. Следовательно для увеличения прибыли необходимо обновление ассортимента этой группы возможны создание хлеба диетического.


Для того чтобы ассортиментные группы которые оказались в разделе  «Собаки» стали наиболее привлекательными для покупателя, необходимо чаще обновлять ассортимент этих групп.

На предприятии ОАО  «Бурятхлебпром» был сформирован  следующий ассортимент (см. Приложение 4.) на основании которого можно сделать вывод, что предприятие посчитало необходимым увеличить ассортиментную группу хлеб, так эта группа приносит основную долю прибыли. С учетом требований и пожеланий потребителей. Эта ассортиментная группа была увеличена на 9 видов товаров, а именно  Хлеб для здоровья: «Летний с укропом», «Овощной», «С морской капустой», «Диетический»,  «Украинский с луком», «Солодовый» и хлеб линии «Золотое зернышко»: «10 злаков» и «Баварский».

Ассортиментная группа булочные была дополнена следующими видами продукции: булочка «Овощная», «Диетическая», пирог с брусникой и ананасами  и лепешкой «Ржаной». Группа сухари дополнена на Байкальские, Байкальские ночи, Диетические и группа кондитерские на торт «Яблоневый цвет», торт «Экзотика».

Как мы видим все ассортиментные группы были дополнены диетической продукцией с целью того что бы люди которые не могут позволить себе употреблять предыдущие виды продуктов в силу своего здоровья, могли приобрести продукты разработанные с учетом заболеваний потребителей.

Сравнивая новый ассортимент  и проведенный мной анализ БКГ  можно сделать вывод, что предприятие  ориентируется больше на выпуск хлеба  так он является основным источником в получении прибыли. Группы, которые в ходе анализа попали  в раздел «Собаки» заслуживают особого внимания. Нахождение их в этой группе не говорит о том, что нужно прекращать их производство, наоборот этой группе необходима реклама, дать возможность потребителю делать электронные заказы, заказы по каталогам. На предприятии ОАО «Бурятхлебпром» эти группы были также обновлены диетической продукцией и продукцией для здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения управленческой проблемы

ОАО «Бурятхлебпром»

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей  деятельности торгового предприятия  зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

На предприятии ОАО  «Бурятхлебпром» ассортимент обладает достаточной его широтой и  глубиной.

На сегодняшний день самый  разнообразный ассортиментный ряд  продукции  ОАО «Бурятхлебпром»  приходиться на хлеб. Это объясняется  тем, что категория товаров данной группы в настоящее время пользуется наибольшим спросом. Но, несмотря на это, не все виды данной группы одинаково  реализовываются. Поэтому одним  из способов найти максимально выгодное соотношение внутригруппового ассортимента по видам является осуществление  тщательного анализа реализации товаров на основе анкетирования  покупателей.

Информация о работе Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»