Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное исследование товарного ассортимента на предприятии и его анализ, а также разработка предложений их оптимизации в условиях рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая методика исследования предприятия
1.1 Сущность ассортимента товара, как одной из составляющих конкурентоспособности предприятия……………………………………..5
1.2 Ассортиментная политика и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия……………………………………..9
1.3 Анализ методологических принципов и методов формирования ассортиментной политики………………………………………………..17
Глава 2. Аналитическая деятельность предприятия
ОАО «Бурятхлебпром»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Бурятхлебпром»…………………...24
2.2 Выполнение плана по ассортименту на 2010 год………………………....26
2.3 Анализ ассортимента на 2011 год………………………………….............31
Глава 3. Пути решения управленческой проблемы ОАО «Бурятхлебпром»………………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41
Приложение 1…………………………………………………………………….43
Приложение 2…………………………………………………………………….44
Приложение 3…………………………………………………………………….46
Приложение 4……………………………………………………………………47

Работа состоит из  1 файл

главное.docx

— 107.63 Кб (Скачать документ)

  Товар-инновация рано или поздно будет заменен на более совершенную продукцию. Таким образом, формируется своеобразная последовательность ЖЦТ, которая позволяет значительно увеличить пребывание на рынке совокупности товаров предприятия и соответственно увеличить стратегический временной интервал. Правомерно утверждать поэтому, что рассмотрение проблем формирования рационального производственного ассортимента, осуществляемого в рамках целесообразной ассортиментной политики, невозможно без разработки и реализации долговременных стратегий производственно рыночной деятельности промышленных предприятий.

Вторым методологическим принципом, входящим в состав базовых  категорий ассортиментной политики служит принцип синергизма.

Суть этого принципа заключается  в обеспечении взаимоувязки и взаимодополнения различных видов промышленной продукции или их однородных групп, а так же в осуществлении их финансово-инвестиционной поддержки за счет увеличения масштабов деятельности предприятия, использования его имиджа, коммуникативных сетей, позиций в рыночной среде и др.

Источниками синергизма могут  быть: использование одних и тех  же производственных мощностей (недоиспользование производственных мощностей на 50-80% приводит к банкротству предприятия из-за высокого налогового бремени); создание единой научно-технической базы; создание комплексной системы продвижения товаров на рынок; использование единой коммуникативной сети, охватывающей всех субъектов рынка; формирование и использование комплексных баз данных, агрегирующих и систематизирующих необходимую информацию о состоянии и перспективах развития рыночной среды предприятия; использование преимуществ, создаваемых целостным положительным имиджем предприятия; формирование такой экономической политики, которая позволяет рассчитывать на использование средств государственной поддержки по отношению к предприятию и всей совокупности предоставляемых услуг.

На практике принцип синергизма воплощается в требовании обеспечения  логической последовательности тесно взаимосвязанных (по назначению, качественным характеристикам, целевому сегменту и так далее) составляющих ассортимента.

Такой подход позитивен по своей природе, но в ряде случаев может иметь и негативные проявления.

Основное из них - увеличение риска при резких колебаниях рыночной конъюнктуры, которые могут сказываться не только на отдельных составляющих ассортимента, но и всей ассортиментной группе. Компенсировать этот недостаток, призвано соблюдение следующего методологического принципа.

Принцип стратегической гибкости. Данный методологический принцип базируется на сочетании видов промышленной продукции или их ассортиментных групп, разнящихся по таким критериям, как: особенности технологии; емкость технологии; емкость сегмента; особенности потребительских предпочтений; условия конкуренции.

Цель такого сочетания - обеспечение  разумного баланса между рисковыми  и устойчивыми ассортиментными группами. В центре внимания производителя в этом случае находятся проблемы рыночной устойчивости товаров. Необходимо достичь такого соотношения между ними, когда внезапные рыночные колебания на одном из направлений деятельности не имеют тяжелых негативных последствий для всей ассортиментной системы.

При этом решаются задачи по снижению степени риска и обеспечения  рыночной устойчивости предприятия в целом.

Нетрудно заметить, что  принцип синергизма и принцип стратегической гибкости имеют различные «векторы» воздействия. Будучи разнонаправленными, обладают противоречивыми, а в определенном смысле – взаимоисключающим характером. Их противоречия нельзя полностью исключить, но можно частично компенсировать с помощью рационального компромисса.

Поиск такого компромисса  требует специальной аналитической  работы и научно- практического обоснования. В этом направлении невозможно дать каких-то универсальных рекомендаций. В каждом конкретном случае необходимо проводить специальные исследования, опирающиеся на единые методологические подходы, закладывающие основу идеологии формирования ассортиментной политики промышленного предприятия.

Принятие ассортиментных решений предполагает комплексный  подход: координацию разносторонних и, одновременно, взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической; проектной (инновационной); комплексного исследования рынка; организации сбыта, сервиса, рекламы, симулирование маркетинговых коммутаций и др.

Трудность данной задачи состоит  в сложности объединения всех видов деятельности для достижения конечной цели – оптимизации производственного ассортимента с учетом поставленных рыночных целей предприятия.

 Анализ методических подходов, направленных на построение оптимальной ассортиментной структуры и товарного предложения, является одним из ключевых аспектов разработки такой модели.

Широкий диапазон методических подходов, представленный в научной  литературе как инструментарий, позволяющий оптимизировать ассортиментные модели предприятий, рационально, на наш взгляд, систематизировать, и представить в следующем виде (схема 4):

Схема 4.

«Методические подходы в планировании ассортимента продукции предприятия»


 

 

 

 

За рубежом разработано  и успешно находит прикладное применение достаточно широкий диапазон матричных моделей.24 Часть из них следует рассматривать как инструментарий стратегического анализа (матрицы стратегического анализа): матрицы «Продукт-рынок», матрица «Boston Consulting Group», матрицу «General Electric», матрицу жизненного цикла и другие.

При управлении предприятием, необходимо ориентироваться на некоторый комплекс методов прогнозирования.

Уменьшить неопределенность в деле принятия ассортиментных решений  помогает прогноз. В экономической теории и практике используют немало приемов, которые помогают получать прогнозы для использования в планировании и принятии управленческих решений. Известные к настоящему времени методы прогнозирования очень многообразны и различаются как по классам тех процессов, для прогнозирования которых они предназначены, так и по некоторым другим особенностям».

 

 

 

 

Глава 2. Аналитическая деятельность преприятия

ОАО «Бурятхлебпром».

2.1 Характеристика  предприятия ОАО «Бурятхлебпром».

ОАО «Бурятхлебпром» образовано в 1994 году. С тех пор является ведущим  производителем хлебобулочной, сухарной и кондитерской продукции в республике, обладатель «Марки качества», знака  «Доверие потребителя», неоднократный  лидер экономики Бурятии и  лауреат конкурса «100 лучших товаров  России».

Ассортимент вырабатываемой продукции акционерного общества «Бурятхлебпром»  составляет на сегодняшний день более 150 наименований и строится с учетом вкусов, потребности и возможностей потребителя.  
Кондитерские изделия – торты, пирожные, кексы, рулеты, всего около 100 наименований, на предприятии производят как по классическим традиционным рецептам, так и с использованием современных достижений кондитерского производства.

За текущий год разработано  и внедрено в производство 27 наименований высокорецептурных кондитерских изделий  с применением новых видов  сырья и технологий.     А также приобретено и установлено в кондитерском цехе следующее новое оборудование: миксер для взбивания полуфабрикатов марки МВУ-60, декорис  BGS-2000 – для печати фотографий, рисунков на вафельной, шоколадной и рисовой бумаге для отделки и украшения тортов. 

За этот период кондитеры-оформители ОАО «Бурятхлебпром» принимали  участие в мастер-классах в  г. Новосибирске, а также в г. Улан-Удэ  с участием ведущих специалистов России, Китая, Голландии. 
Освоено изготовление различных фигурок из карамели и мастики, шоколадной глазури для украшения тортов и пирожных. 
В ОАО "Бурятхлебпром" никогда не останавливались на достигнутом, постоянно совершенствуя свою продукцию и сам процесс производства. У жителей республики продукция ОАО "Бурятхлебпром" пользуется заслуженной популярностью, так как на предприятии все - от пекаря до руководителя думают, прежде всего, о покупателе, предлагая исключительно качественные и разнообразные хлебобулочные изделия. 

Основные технико-экономические  показатели деятельности предприятия  ОАО «Бурятхлебпром» представлены в приложении 2.

На основании данных, представленных в приложении 2, можно сделать следующие выводы:

  1. Выручка от реализации продукции в 2011 увеличилась на 29, 6% по сравнению с предыдущим годом, это говорит об эффективной деятельности предприятия, в основном выручка увеличилась за счет реализации большего объема продукции.
  2. Численность персонала за анализируемый период изменилась незначительно. Можно сделать вывод, что текучесть кадров низкая, так как созданы благоприятные условия для работы.
  3. Среднемесячная оплата труда так же выросла за анализируемый период. В 2010 г. она составляла 15100 руб., в 2011 г. увеличилась до 17200. Это отразилось на себестоимости.
  4. Себестоимость реализованной продукции за анализируемый период так же увеличилась. Если в 2010 г. она составляла 401890 тыс. руб., то в 2011 г. она увеличилась до 426514 тыс. руб. Рост себестоимости обусловлен ростом заработной платы и увеличением стоимости закупочных материалов для производства готовой продукции.
  5. Прибыль от реализации готовой продукции так же увеличилась за анализируемый период. В 2010 г. она составила 54937 тыс. руб., в 2011 г. прибыль увеличилась до 62594 тыс. руб.  Увеличение прибыли произошло за счет значительного увеличения реализованной продукции.
  6. За анализируемые года наблюдается повышение показателя фондоотдачи на 10%. Это обусловлено: совершенствованием структуры основных фондов, устранением внутрисменных простоев, проведением аттестации рабочих мест и реализацией излишнего оборудования, своевременной и четкой организацией планово-предупредительного ремонта, улучшением ухода за оборудованием.
  7. Увеличение коэффициента оборачиваемости характеризует ОАО «Бурятхлебпром» как платежеспособное предприятие, обладающее финансовой устойчивостью.
  8. Снижение рентабельности продаж может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Соответственно уменьшилась рентабельность активов и увеличилась рентабельность затрат.
  9. Коэффициент автономии увеличился на 22,3%, это говорит о том, что предприятие может заемный капитал компенсировать собственностью.

 

2.2. Анализ выполнения  плана по ассортименту в 2010 году.

Каждое предприятие выпускает  только ту продукцию, которая востребована, то есть под ее выпуск заключаются контракты, из которых сформировывается производственная программа выпуска конкретного ассортимента.

Объем производства в денежном выражении носит название товарная продукция.

Доля (структура) показывает удельный вес каждого вида продукции  в общем объеме выпуска, при этом понятие «структурные сдвиги в ассортименте»  означают, изменение доли каждого  вида продукции.

Ассортимент предприятия ОАО «Бурятхлебпром» на сегодняшний день более 150 наименований.  Для создания аналитической базы данных целесообразно сгруппировать ассортимент продукции по направлениям деятельности. В связи с этим можно выделить следующие ассортиментные группы и виды продукции (см. Приложение 3).

Рассчитаем анализ выполнения плана по ассортименту продукции  в натуральном выражении, влияние структурных сдвигов на объем выпуска продукции в стоимостном выражении и методом цепной подстановки рассчитаем влияние каждого фактора на изменение объема производства в зависимости от структурных сдвигов.

1. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции.

Таблица №2.

«Анализ выполнения плана по ассортименту выпускаемой продукции в натуральном выражении на 2011 год»

п/п

Показатель

Выпуск продукции, тонн

Изменения

Засчитывается в ассортимент

план.

факт

абсол.

темп

Если П>Ф, то Ф

Если Ф>=П, то П

1

Хлеб

10211

11027

860

6,5

10211

2

Булочные

1039

1084

45

0,34

1084

3

Сухари сдобные

1240

1143

-97

-0,73

1143

4

Кондитерские изделия

830

844

14

0,11

830

 

ИТОГО

13320

14101

781

5,9

13268

Информация о работе Аналитическая деятельность предприятия ОАО «Бурятхлебпром»