Анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы муниципального регулирования занятости населения, государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости населения, роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости;
- показать зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения;
- провести анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения, оценку финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения;
- дать характеристику состоянию муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.;
- проанализировать систему муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области;
- определить основные проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости населения
1.2 Роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости
1.3 Зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения

2 Анализ функционирования Казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения
2.1 Оценка финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения
2.2 Характеристика с состояния муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.
2.3 Анализ системы муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области

3 Проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения
3.1 Основные проблемы экономической политики в сфере занятости населения в Республике Казахстан
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы регулирования занятости населения

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая занятость.docx

— 190.09 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1.1 Государственная политика  и разграничение полномочий в  сфере занятости населения

1.2 Роль и место органов  местного самоуправления в сфере  занятости

1.3 Зарубежный опыт муниципального  регулирования занятости населения

 

2 Анализ функционирования Казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения

2.1 Оценка финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения

2.2 Характеристика с состояния  муниципальной экономической политики  в сфере занятости населения  в Казахстане в период с  2008-2011 гг. 
2.3 Анализ системы муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области

 

3 Проблемы  муниципального регулирования занятости  населения и пути их решения 

3.1 Основные проблемы экономической  политики в сфере занятости  населения в Республике Казахстан

3.2 Мероприятия по совершенствованию  системы регулирования занятости  населения

 

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

 

 

3

 

 

6

 

6

8

 

12

 

 

17

 

17

 

 

22

 

26

 

 

34

 

34

 

36

 

42

44

46


 

 

Введение

 

В своем ежегодном Послании народу Казахстана «Построим будущее  вместе!» от 28 января 2011 года Глава  государства поставил задачу по повышению  эффективности рынка труда, вовлечению малообеспеченного, безработного и  самостоятельно занятого населения  в активные программы содействия продуктивной занятости.

Проведение активной политики занятости относится к одному из основных социальных приоритетов  деятельности Правительства Республики Казахстан. Обеспечение достойной  занятости – основа социальной защиты населения, важнейшее условие развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главное средство роста  общественного богатства и повышения  качества жизни.

В ходе социально-экономических преобразований  в стране создан динамично развивающийся рынок труда, устойчиво повышается  экономическая активность и уровень занятости населения.

За последние 10 лет численность  занятого населения увеличилась  с 6698,8 тыс. человек  до 8141,4 тыс. человек, а уровень безработицы снизился с 12,8 % в 2001 году до 5,5 % на конец 2010 года.

Разработка и реализация специальных мер сохранения рабочих  мест и содействия занятости в  рамках Дорожной карты позволили  сохранить высокий уровень занятости  и в годы временных экономических  трудностей, связанных с влиянием мирового финансово-экономического кризиса (2008 – 2010 годы).

Осуществляемый в настоящее  время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности  дальнейшего роста  занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.

Актуальность исследования. Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица - главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Сложность муниципального регулирования  вопросов занятости состоит в  том, что основное правовое регулирование  этих вопросов относится к сфере  федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные  структуры  Государственной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример - так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

На основании определенной проблемы нами была поставлена цель исследования – проанализировать систему муниципального управления в сфере занятости  в Республике Казахстан.

Задачи исследования:

- раскрыть теоретические  основы муниципального регулирования  занятости населения, государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости населения, роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости;

- показать зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения;

- провести анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения, оценку финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения;

- дать характеристику состоянию муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.;

- проанализировать систему муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области;

- определить основные  проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения.

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

1.1 Государственная политика  и разграничение полномочий в  сфере занятости населения

 

Проблема занятости в  условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и  местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли-продажи рабочей силы, а  также отношения работодателей  друг с другом и работников между  собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения  отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете - повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.

Основы государственной  и муниципальной политики в сфере  занятости формируются на государственном уровне. Приняты Закон РК "О занятости населения " от 23.01.2001 N 149-II, Трудовой кодекс РК, другие законодательные акты [1].

К ведению государственных органов относятся выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РК на основе государственной политики разрабатывают и реализуют региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия. Основные функции государственных и региональных органов государственной власти в сфере занятости представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 Функции государственных и региональных органов 
государственной власти в сфере занятости 

Государственный уровень

Региональный уровень

Разработка и реализация

государственной политики в  сфере

занятости, ее нормативно-правовое

обеспечение

Разработка региональной политики 
занятости на основе государственной 
политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение

Разработка и финансирование 
федеральных программ содействия 
занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов 
регулирования рынка труда.

Разработка и финансирование 
региональных целевых программ 
занятости населения, в том числе 
программ поддержки малого бизнеса.

Формирование и обеспечение 
функционирования Государственной службы по труду и занятости с 
региональными и местными органами.

Организация взаимодействия с 
территориальными и местными 
органами Государственной службы по 
труду и занятости

Координация и контроль деятельности министерств и ведомств 
и органов государственной власти 
РК в сфере занятости

Координация и контроль деятельности 
управляющих структур региона, 
муниципальных образований, 
общественных и других организаций в 
сфере занятости

Организация подготовки и 
переподготовки кадров для 
органов занятости

Организация подготовки и 
переподготовки кадров для органов 
занятости региона

Научно-информационное и 
методическое обеспечение 
деятельности органов занятости

Информационное обеспечение 
деятельности органов занятости 
региона

Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами

Обмен опытом работы в сфере 
занятости между муниципальными 
образованиями региона, с другими 
регионами и зарубежными странами


 

 

Закон года РК "О занятости населения " от 23.01.2001 N 149-II не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют совместно с государственными органами муниципальные программы занятости населения, поддержки малого бизнеса, молодежного предпринимательства и т.п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами. Роль и задачи органов местного самоуправления в сфере занятости и трудовых отношений[1]

 

1.2 Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости и трудовых отношений

 

Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости  населения путем:

1) разработки и исполнения  региональных программ в соответствии  с государственной политикой  занятости; 

2) ежегодного определения  целевых групп, проживающих на  территории соответствующих административно  - территориальных единиц, и социальных  мер по их защите;

3) поддержки создания  дополнительных рабочих мест  через развитие индивидуального  предпринимательства, малого и  среднего бизнеса; 

4) оказания социальной  защиты безработным; 

5) организации общественных  работ; 

5-1) выдачи разрешений  на привлечение иностранной рабочей  силы для осуществления трудовой  деятельности на территории соответствующей  административно-территориальной единицы  в пределах квоты, распределенной  центральным исполнительным органом,  а также приостановки и отзыва  указанных разрешений;

5-2) установления квоты  рабочих мест для инвалидов  в размере трех процентов от  общей численности рабочих мест;

5-3) создания специальных  рабочих мест для трудоустройства  инвалидов; 

5-4) организации социальных  рабочих мест;

6) осуществления других  мероприятий, способствующих занятости  населения [1].

В зависимости от финансовых возможностей муниципальных образований  спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению может быть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятости населения  на уровне муниципального образования  должны стать:

- содействие занятости  выпускников школ и профессиональных  учебных заведений;

- оказание адресной материальной  и психологической поддержки  лицам, особо нуждающимся в  социальной защите;

- развитие новых форм  взаимодействия с работодателями;

- повышение конкурентоспособности  рабочей силы (организация профессиональной  переподготовки и повышения квалификации  занятого населения муниципального  образования).

Хорошо зарекомендовавшей  себя формой содействия занятости населению  являются ярмарки вакансий. На них  посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное  учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок  вакансий включает ведущие предприятия  и организации, действующие на территории муниципального образования или  находящиеся поблизости; учебные  центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические  службы и консультации; представителей территориальных органов службы по труду и занятости [2].

Информация о работе Анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения