Анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы муниципального регулирования занятости населения, государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости населения, роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости;
- показать зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения;
- провести анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения, оценку финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения;
- дать характеристику состоянию муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.;
- проанализировать систему муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области;
- определить основные проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости населения
1.2 Роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости
1.3 Зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения

2 Анализ функционирования Казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения
2.1 Оценка финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения
2.2 Характеристика с состояния муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.
2.3 Анализ системы муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области

3 Проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения
3.1 Основные проблемы экономической политики в сфере занятости населения в Республике Казахстан
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы регулирования занятости населения

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая занятость.docx

— 190.09 Кб (Скачать документ)

 

2 Анализ функционирования Казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения

 

2.1 Оценка финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения

 

Правительство Республики Казахстан  и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально - экономического развития разрабатывают и утверждают программы  занятости населения, предусматривающие:

- меры, стимулирующие рост уровня занятости населения;

- меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы;

- организацию занятости целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

- поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, создающего дополнительные рабочие места;

- организацию гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных с учетом потребности на рынке труда;

- организацию и совершенствование общественных работ;

- меры по повышению роли местных исполнительных органов в решении региональных проблем занятости;

- интеграцию деятельности уполномоченного органа с работодателями, общественными объединениями, частными агентствами занятости, занимающимися трудовым посредничеством в вопросах регулирования занятости и рынка труда;

- совершенствование информационной базы данных по вопросам занятости;

- создание дополнительных рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда при разработке инвестиционных программ [5].

Финансирование программ занятости населения осуществляется за счет бюджетных средств и иных источников в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Государством оказывается  следующая социальная защита от безработицы:

- содействие в трудоустройстве;

- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации;

- оплата организация общественных работ и труда безработных, занятых на общественных работах;

- организация общественных работ и оплата труда работников, занятых в режиме неполного рабочего времени, принимающих участие в общественных работах;

- оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан в соответствии с законодательными актами.

Лица, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган по месту жительства за содействием  в трудоустройстве [5].

Создание социального  рабочего места осуществляется работодателем  на основе договора с местным исполнительным органом.

 Договор должен содержать  обязанности сторон, виды, объемы  работ, размер и условия оплаты  труда, срок и источники финансирования  социальных рабочих мест.

Социальное рабочее место  организуется путем предоставления или создания временных рабочих  мест и имеет следующие особенности:

1) предназначено специально  для целевых групп; 

2) количество рабочих  мест не ограничено, работа носит  временный характер и для ее  организации не могут быть  использованы постоянные рабочие  места и вакансии.

4. Порядок отбора работодателей,  предлагающих организацию социальных  рабочих мест, определяется местным  исполнительным органом.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных осуществляется:

- в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации;

- занятых и лиц, занятых уходом за детьми в возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных;

- работников, занятых в режиме неполного рабочего времени.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации, а также безработных производятся по направлению уполномоченного  органа в организациях образования  либо на предприятиях, имеющих право  на образовательную деятельность, в  соответствии с законодательством  Республики Казахстан за счет бюджетных  средств с учетом потребности  рынка труда в порядке, установленном  Правительством Республики Казахстан.

Направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации лиц, работающих по трудовому  договору, осуществляется с учетом требований трудового законодательства Республики Казахстан.

Безработные, занятые и  лица, занятые уходом за детьми в  возрасте до семи лет, из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации, имеют право на получение  государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством  Республики Казахстан.

Право в приоритетном порядке  пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные, входящие в целевые  группы.

Лица, направленные уполномоченным органом на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, самовольно, без уважительной причины прекратившие обучение, повторно могут направляться на обучение по истечении года со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе [5].

Общественные работы

Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными  органами в организациях и финансируются  за счет бюджетных средств и средств  работодателей по их заявкам.

Участие граждан в общественных работах осуществляется в порядке  очередности согласно дате регистрации. Право в приоритетном порядке  участвовать в общественных работах  имеют безработные, входящие в целевые  группы.

Лица, самовольно, без уважительной причины прекратившие участие в  общественных работах, повторно могут  направляться только по истечении трех месяцев со дня повторной регистрации (обращения) в уполномоченном органе.

Общественные работы организуются путем создания временных рабочих  мест и имеют следующие особенности:

1) предназначены специально для безработных;

1-1) предназначены для работников, занятых в режиме неполного рабочего времени;

2) количество рабочих  мест практически не ограничено, работы носят временный характер  и для их организации не  могут быть использованы постоянные  рабочие места и вакансии;

3) возможность организовать  работы на условиях неполного  рабочего дня и по гибкому  графику; 

4) обладают экономической,  социальной и экологической полезностью  для региона; 

5) предоставляют возможность  временного трудоустройства лицам,  не имеющим специального образования. 

По решению местных  исполнительных органов:

1) определяются спрос  и предложение на общественные  работы;

2) утверждаются перечень  организаций в регионах, виды, объемы  и конкретные условия общественных  работ, размеры оплаты труда участников и источники их финансирования.

К общественным работам не относятся виды деятельности, связанные  с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Порядок организации и  финансирования общественных работ  определяется Правительством Республики Казахстан.

На лиц, участвующих в  оплачиваемых общественных работах, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении  и страховании.

Для объективной оценки положения  в области занятости населения, а также ситуации на рынке труда, ее прогнозирования и регулирования  в соответствии с законодательством  Республики Казахстан устанавливается  государственная статистическая отчетность [6].

Муниципальные органы обмениваются на безвозмездной основе с органами статистики, налоговыми органами, органами внутренних дел и другими заинтересованными государственными органами на республиканском и региональном уровнях отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.

Муниципальные органы представляют государственную статистическую отчетность в центральный исполнительный орган в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

Физические и юридические  лица, нарушившие законодательство Республики Казахстан о занятости населения, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

2.2 Характеристика с состояния  муниципальной экономической политики  в сфере занятости населения  в Казахстане в период с  2008-2011 гг. 

Регулирование рынка труда  и сферы занятости в Республике Казахстан, начиная с 1991 года, осуществлялось преимущественно в формате специальных  программ занятости населения: Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000 – 2002 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 июня 2000 года № 833[7], Программа по снижению бедности в Республики Казахстан на 2003 – 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 марта 2003 года № 296 [8] и Программа занятости населения Республики Казахстан на 2005 – 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 января 2005 года № 68 [9].

На 2008 – 2010 годы был разработан и утвержден постановлением Правительства  Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года № 1114 [10].

План мероприятий по совершенствованию  системы занятости населения  Республики Казахстан, направленный на предупреждение роста безработицы, содействие росту продуктивной занятости, повышение качества рабочей силы и  защиту национального рынка  труда.

Однако с осени 2008 года под воздействием мирового финансово-экономического кризиса в Республике Казахстан  началось снижение темпов производства, наблюдался рост инфляции, произошло  снижение занятости и, соответственно, уменьшение доходов населения. Полностью  или частично приостановили производство 264 предприятия. Более сорока тысяч  работников были переведены на режим  частичной занятости, либо отправлены в отпуска без содержания. Численность  безработного населения составила 559,3 тыс. человек (или 6,6 % от экономически активного населения). Прогнозировался  рост безработицы, дальнейшее высвобождение  работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Риски сокращения рабочих мест ожидались также в сферах строительства, торговли, транспорта и связи. В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости и переподготовки кадров (Дорожная карта), направленную на обеспечение занятости, недопущение существенного роста безработицы, сохранение и создание новых рабочих мест.

Широкое применение в рамках Дорожной карты активных форм содействия занятости (социальные рабочие места, молодежная практика, переподготовка и повышение квалификации) способствовало активизации граждан из целевых  групп населения, а уровень молодежной безработицы               (4,7 %) впервые был зафиксирован на отметке ниже общего уровня безработицы  в стране.

Основными результатами Дорожной карты стали: реализация почти                9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих  мест; направление на подготовку и  переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек  на социальные рабочие места и  рабочие места в рамках молодежной практики.

Реализованная в условиях кризиса стратегия краткосрочной  занятости населения – Дорожная карта, позволила не только не допустить  роста безработицы, но и добиться снижения ее уровня с 6,9 % во втором квартале 2009 года до 5,5 % в декабре 2010 года. (рисунок 1)

Рисунок – 1 Динамика уровня безработицы в Казахстане

за 2009-2010 гг.

Рост занятости обусловил  увеличение доходов населения и  снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46,7 % в 2001 году до 18,2 % – в 2006 и 6,9 % – в 2010 году.

Рисунок 2 –Уровень занятости  в динамике в период с 2001-2010 гг.

 

Однако, несмотря на позитивные изменения, национальный рынок труда  не сбалансирован. При наличии безработных, сохраняются незаполненные вакансии, отсутствует объективный прогноз  потребностей отраслей экономики в  специалистах. Отмечается дефицит рабочей  силы, в первую очередь, квалифицированных  кадров, работников технического и  обслуживающего труда, связанный с  низким качеством трудовых ресурсов и отсутствием реальной связи  производства и обучения. Примерно треть занятого населения не имеет  профессионального образования.

В структуре занятого населения  велика доля самостоятельной занятости  – 33,3 % или более 2,7 млн. человек. Основная часть самозанятых проживает в сельской местности и занята на личном подворье, доходы от которого зачастую находятся на уровне выживания. В подавляющем большинстве самозанятые не охвачены системой социальной защиты и поддержки [11].

Особую тревогу вызывает положение сельской молодежи, которая  в силу ограниченного доступа  к получению профессионального  образования практически неконкурентоспособна на формальном рынке труда.

Информация о работе Анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения