Анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы муниципального регулирования занятости населения, государственную политику и разграничение полномочий в сфере занятости населения, роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости;
- показать зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения;
- провести анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения, оценку финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения;
- дать характеристику состоянию муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.;
- проанализировать систему муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области;
- определить основные проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости населения
1.2 Роль и место органов местного самоуправления в сфере занятости
1.3 Зарубежный опыт муниципального регулирования занятости населения

2 Анализ функционирования Казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения
2.1 Оценка финансовой и экономической основы муниципального управления в сфере занятости населения
2.2 Характеристика с состояния муниципальной экономической политики в сфере занятости населения в Казахстане в период с 2008-2011 гг.
2.3 Анализ системы муниципального управления занятостью населения в Восточно-Казахстанской области

3 Проблемы муниципального регулирования занятости населения и пути их решения
3.1 Основные проблемы экономической политики в сфере занятости населения в Республике Казахстан
3.2 Мероприятия по совершенствованию системы регулирования занятости населения

Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая занятость.docx

— 190.09 Кб (Скачать документ)

По объектам социальной защиты проверены все проекты, предъявлены  претензии по 6 проектам из 13 к следующим  подрядчикам: ТОО "Шығыс Құрылыс", ТОО "Энерготоргсервис", ТОО "Вертикаль", ТОО "Шем-Консалтинг". Выявленные недостатки устранены.

По управлению спорта проверены  все объекты, замечаний по качеству выполненных работ нет.

По администратору управление экономики и бюджетного планирования проверены все объекты, предъявлены  претензии к 2 подрядчикам: ТОО "Кокпекты жолдары" и ТОО "Кумаров и К", нарушения будут устранены до конца мая 2010 года. Гарантийные письма имеются.

По администратору управление образования проверено 105 объектов, предъявлены претензии по 20 к  подрядчикам: ТОО «ИртышГражданСтрой», ТОО «Нефертум», ИП «Гаврилов М.Ю.», ТОО «ВУЛА», ТОО «Кенже-Строй», ТОО «РСУ ПОСЖБ», ТОО «Этит-Декор ВК», ТОО «Шем-Консалтинг», ВКОФ АО НЦ «Курылысконсалтинг», ТОО «ШыгысСтрой», ТОО «ЭнергоСемейМонтаж», ТОО «Шығыс Құрылыс», ТОО «Алка-Курылыс». Проверки качества выполненных работ 2009 года продолжаются.

Администратором программы  пассажирского транспорта и автомобильных  дорог проверки не завершены. Представлены акты проверок по 52 проектам.  Предъявлены  претензии к 11 подрядчикам: ТОО «Гордорстрой», ТОО «ДСУ-11», КГП «Востокдорстрой», КГП «ОблШыгысЖол». Гарантийные письма имеются, начаты работы по устранению недостатков [14].

Таким образом, подводя итог исследованию системы муниципального управления рынок труда Восточно-Казахстанской области можно сделать вывод, что в области в сфере занятости существуют следующие проблемы:

- развитие сельского хозяйства с расширением посевных площадей, совершенствование технологии, необходимость использования технических средств более сложных модификаций, повышение требований к уровню подготовки квалифицированных кадров;

- организация сети профессиональных школ не удовлетворяет потребности отрасли в специалистах среднего звена и рабочих профессий (ветеринарные фельдшеры, техники, слесари-наладчики, трактористы-машинисты, доярки и др.);

- отрицательное влияние на кадровую обеспеченность сельского хозяйства миграционного процесса, происходившего в предыдущие годы;

- преобладание неэффективной занятости;

- сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом;

- потеря трудового потенциала квалифицированных кадров;

- несоответствие подготовки кадров потребностям экономики;

- сложность трудоустройства отдельных групп населения (женщины, молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды).

3 Проблемы  муниципального регулирования занятости  населения и пути их решения 

 

3.1 Основные проблемы экономической  политики в сфере занятости  населения в Республике Казахстан

 

Проблемы занятости и  безработицы – ключевые социально-экономические  проблемы развития любого государства.

Безработица – один из главных  рисков, сопутствующих человеку в  любой стране. Она причиняет обществу громадный экономический урон и  тяжелые социально-психологические, политические и нравственные потери.

Положение с занятостью населения  в Казахстане определяется воздействием двух групп факторов. С одной стороны, новыми формами проявления экономической  активности населения, в основе которых  лежат коренные изменения в формах собственности и социально-трудовых отношениях. С другой стороны, почти  двойное и тройное снижение основополагающих экономических показателей послужило  главной причиной уменьшения спроса на труд, сокращения численности занятых, появления безработицы и вынужденной  неполной занятости [15].

Уменьшение потребности  в работниках  носит структурно-регрессивный характер, затрагивая в наибольшей степени специалистов и рабочих  в обрабатывающих и наукоемких производствах, а также социально-ориентированных  слоях.

Профессионально-квалификационная структура работающего населения  в РК демонстрирует явную неэффективность  распределения трудовых ресурсов.

Основной контингент безработных  составляют молодежь, женщины, инвалиды, демобилизованные военнослужащие.

Негативные процессы 90-х  годов отразились на качестве рабочей  силы. В настоящее время по индексу  развития человеческого потенциала Казахстан  занимает 60-е место  в мире.

Нарастающая глобализация экономики, рост конкуренции товаров и услуг обуславливают необходимость принятия опережающих мер по использованию преимуществ глобализации и предотвращению ее негативных последствий.

Политика регулирования  занятости должна задействовать  весь комплекс факторов, определяющих успех трудовой деятельности людей: стабильность занятости, размер заработка, рост профессионального мастерства и продвижение по служебной лестнице.

Именно эффективная занятость  является наивысшим достижением  и важнейшим условием эффективной  экономики.

Экономическая эффективность  представляет собой результативность экономической деятельности, экономических  программ, внедрения высоких технологий и достижений науки и иных мероприятий.

Управление занятостью как  система есть совокупность общих, основных, специальных и частных функций, осуществляемых в различных масштабах  времени, охватывающих весь комплекс структурных подразделений и процессов деятельности управляемого объекта.

Конструирование системы оценок эффективности  систем управления занятостью населения должно отталкиваться от сравнительных подходов, во-первых, с поставленными целями, а во-вторых, с затратами ресурсов.

Еще на этапе разработки или совершенствования системы  управления занятостью населения необходимо ставить задачи поиска таких вариантов  и программных мер, чтобы на единицу  затраченных ресурсов обеспечить максимум эффекта – услуг, оказываемых  гражданам [16].

Во всем мире проблема эффективной  организации работы органов государственной  службы занятости, так же как и  в Казахстане, связана с вопросами подотчетности и ее взаимоотношений с заинтересованными сторонами на политическом уровне.

Проблема отношений управления является важнейшей в теории управления.

Системный характер управления занятостью  требует системного подхода к исследованию управленческих систем занятости и к организации  их функционирования.

Планирование и оценка эффективности работы территориальных центров занятости населения на протяжении всего периода существования государственной службы занятости населения относились к числу наиболее сложных и болезненных проблем управленческой деятельности региональных органов службы занятости.

Традиционно итоги деятельности государственных учреждений центров занятости населения оцениваются по результатам выполнения заданий по программе содействия занятости населения на соответствующий период, а также результатам сравнительного анализа расчетных величин параметров, определенных как наиболее значимые для соответствующего периода времени.

Уровни социально-экономического развития городов и районов Восточо-Казахстанской области крайне неоднородны. Соответственно, в территориальном разрезе ситуация на рынках труда по-прежнему значительно отличается от ситуации в среднем по области.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию  системы регулирования занятости  населения

 

Повышение уровня доходов  населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости является основным направлением целевых индикаторов Программы занятости 2020. На основании целей поставленных программой к 2016 году в Республике Казахстан Программой занятости 2020 будут охвачены до 1,5 млн. человек;

Уровень бедности снизится с 8,2% до 6 %;

Уровень безработицы не будет  превышать 5,5 %;

Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3% до 26 %;

Дополнительный рост производительности труда за счет реализации Программы  составит 20% [17].

Количественные индикаторы до 2020 года будут определены по мере завершения первого этапа Программы  с возможным внесением в нее  соответствующих  изменений.

Основными задачами Программы занятости 2010 являются:

 - Вовлечение самозанятых, безработных и малообеспеченного населения в активные программы занятости.

- Развитие кадрового потенциала для реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР).

- Совершенствование системы оказания адресной социальной помощи.

Реализация Программы  в первую очередь направлена на обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей, содействие добровольному  переезду из населенных пунктов с  низким экономическим потенциалом  в населенные пункты с высоким  экономическим потенциалом и  центры экономического роста с целью  расширения доступности  продуктивной занятости.

В этой связи, реализация Программы  будет осуществляться по следующим  направлениям:

- Обучение и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного населения.

- Содействие развитию предпринимательства на селе.

- Повышение мобильности трудовых ресурсов.

Для реализации Программы  будут:

1) приняты меры по совершенствованию  нормативной правовой базы;

2) сформирована общенациональная  база данных текущих вакансий  и прогнозируемых рабочих мест  в разрезе отдельных специальностей (далее – База данных). База  данных будет формироваться за  счет проектов карты индустриализации, «Дорожной карты бизнеса 2020»  и других инициатив частного  сектора.

Центральные и местные  государственные органы и организации, ответственные за реализацию проектов в рамках карты индустриализации, Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», развитие предпринимательства  на периодической основе, по установленной  форме, будут направлять Оператору  Программы сведения по имеющейся  и прогнозируемой потребности в  работниках в разрезе регионов и  отдельных специальностей.

В целях финансового обеспечения  мероприятий, предусмотренных Программой, в зависимости от численности  самозанятого, безработного населения будут определены лимиты финансирования для каждой из областей, города республиканского значения, столицы.

Для обеспечения целевого использования представленных по лимиту средств и достижения предусмотренных Программой результатов (целевые индикаторы) между администраторами республиканских бюджетных программ  и местными исполнительными органами будут заключаться соглашения о результатах по следующим основным параметрам:

- количество и состав участников Программы, охваченных обучением;

- количество и состав участников Программы, трудоустроенных на постоянные рабочие места, в том числе из числа прошедших обучение;

- количество и состав участников Программы, переселяемых в центры экономического роста;

- сокращение численности самостоятельно занятых работников;

- снижение уровня безработицы;

- сокращение численности населения, проживающего ниже уровня прожиточного минимума;

- другие показатели.

Управление реализацией  Программы будет осуществляться:

- Межведомственной комиссией по реализации Программы занятости 2020 при Правительстве Республики Казахстан [17].

- Государственным органом ответственным за реализацию и оператором Программы будет являться Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

- на областном (столичном, города республиканского значения)                       уровне – региональной комиссией по реализации Программы и уполномоченными органами по вопросам занятости;

- на районном (городском)уровне – районной (городской) комиссией по реализации Программы (создаются по усмотрению местных исполнительных органов областного значения) и местными органами занятости;

- на уровне сел и аулов – местными исполнительными органами.

Одним из важнейших инструментов организации исполнения Программы  явятся социальные контракты между  местными органами занятости и непосредственными  участниками Программы.

Социальный контракт –  соглашение между местными органами занятости и участниками Программы, предусматривающие взаимные обязательства  сторон по предоставлению (местные  органы власти) и использованию социальных услуг (участники Программы).

Реализация Программы занятости 2020 будет осуществляться в два этапа:

Информация о работе Анализ функционирования казахстанской модели муниципального регулирования занятости населения