Анализ трудовых ресурсов на предприятии ОАО "Солигорский райагросервис"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание

В настоящее время проблема занятости актуальна для всей экономики целом. Становление рыночных отношений в экономике невозможно без развития рынка средств производства, предметов потребления, финансовых ресурсов и рынка труда. Курс на построение социально-ориентированной рыночной экономики обусловил повышенный интерес к проблеме занятости. Успех преобразований в экономике во многом зависит от того, насколько эффективно используются трудовые ресурсы — важнейший фактор экономического роста. Для этого необходимо четкое определение вклада трудовых ресурсов в экономическую динамику, степени интенсивности их использования. Важна и проблема оценки их количественных и качественных характеристик, совершенствование системы статистической информации — этим и определяется актуальностью.

Работа состоит из  1 файл

Моя дипломная работа.docx

— 395.16 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 1.4 — Ожидаемая продолжительность жизни населения Беларуси в 1995–2009 гг.. (лет)

Примечание – Источник: собственная разработка

 

В 2009 году ожидаемая продолжительность  жизни белорусских граждан составила 70,5 года, в том числе мужчин —  
64,7, женщин — 76,4 года.

В настоящее время с ростом требований научно-технического прогресса  большое  влияние на занятость населения  оказывает уровень образования. Распределение численности занятого населения по уровню образования  и отраслям экономики отражено в таблице 1.9.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.9 — Распределение численности занятого населения по уровню образования и отраслям экономики (в процентах к итогу)

 

Всего работ-ников

В том числе имеют образование

высшее

среднее специальное

профессионально-

       техническое

общее среднее

Всего работников

100,0

22,8

22,8

18,9

31,2

в том числе:

сельское  хозяйство

 

100,0

 

7,2

 

14,8

 

20,2

 

43,7

лесное хозяйство

100,0

13,1

20,1

20,8

40,1

промышленность

100,0

17,0

20,3

23,9

35,2

строительство

100,0

18,3

17,7

28,6

31,1

транспорт

100,0

13,5

19,6

20,1

43,4

связь

100,0

18,9

27,5

15,6

36,3

торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт.

 

100,0

 

22,6

 

25,0

 

-

 

-


Примечание  – Источник: [13,14,15]

 

Данные таблицы показывают, что  проблема обеспечения агропромышленного  комплекса специалистами, имеющими высшее образование, остается главной  для республики.

Реформирование и развитие сферы  АПК осуществляется в тесной взаимосвязи  с экономической, политической, образовательной  и иными реформами, проходящими  в стране, а также с учетом лучшего  отечественного и зарубежного опыта, который можно применить в белорусских условиях, в соответствии с Концепцией реформирования АПК Республики Беларусь и федеральной программой «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК ».Таким образом, профессиональная подготовка специалистов АПК, должна стать приоритетными направлениями формирования кадрового состава АПК, производимого за счет повышения качества подготовки специалистов АПК и оценки результатов их профессиональной деятельности.

 Поскольку на процесс непрерывной профессиональной подготовки специалистов АПК «колледж – аграрный вуз» влияют различные внешние факторы, к которым относятся социальные, экономические, политические и инструментальные, их необходимо учитывать при определении требований к уровню сформированности профессионально важных качеств и, как следствие, уровню профессиональной компетентности специалистов АПК. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее важным и актуальным для функционирования АПК и деятельности специалистов АПК в настоящее время является принцип профессионализма и компетентности. В данном контексте под профессионализмом специалистов АПК следует понимать уровень сформированности знаний, умений и навыков, уровень развития профессионально важных качеств, приобретенных в ходе образовательного процесса, а также вследствие внедрения разработанных согласованных программ, технологий и методик развития в практику работы в процессе непрерывного профессионального образования. Исходя из положения, что система непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж – аграрный вуз» должна быть ориентирована, прежде всего на развитие их профессионально важных качеств, предложена модель системы непрерывного профессионального образования специалистов АПК «колледж – аграрный вуз».

С позиций организации непрерывной  подготовки специалистов АПК в качестве ведущих принципов следует особо выделить:

1) опережающий характер обучения с учетом перспектив развития сельского хозяйства;

2)соответствие обучения, полученных знаний и умений квалификационным требованиям к должностям специалистов АПК. Своевременное обновление государственных общеобразовательных стандартов обучения специалистов АПК;

3) проблемная направленность обучения на стратегические задачи развития сельского хозяйства, программ действий практическую деятельность специалистов АПК;

4)  децентрализация обучения специалиста АПК, приближение обучения к конкретным сферам деятельности, оптимальное и гибкое сочетание всех форм, видов и методов обучения;

5) реализация личностно-ориентированного подхода в обучении специалистов АПК.

Также важным для экономики является прием и увольнение работников. Проследить за процессом движения трудовых ресурсов в Республике Беларусь можно,  анализируя данные таблицы 1.10.

 

Таблица 1.10 — Прием и увольнение работников по отраслям экономики (тыс. чел.)

 

Принято работников в течении  года

Уволено работников в течении  года

Соотношение принятых и  уволенных работников, в %

 

2005 г.

2010 г.

2005 г.

2010 г.

2005 г.

2010 г.

Всего занято экономике

885,3

898,6

877,3

864,3

100,9

104,0

Вт.ч промышлен

ность

 

206,2

 

210,7

 

219,8

 

210,5

 

93,8

 

100,1

сельское хозяйство

124,5

125,5

126,4

127,7

98,5

98,3

лесное хозяйство

9,1

8,3

8,7

8,9

105,3

92,5

строит-во

120,5

127,5

109,9

109,3

109,6

116,6

транспорт

42,3

37,5

43,0

39,2

98,4

95,7

связь

18,2

16,4

17,7

16,3

102,4

100,5


                                                                               

                                                                                

                                                                                Продолжение таблицы 1.10

 

Принято работников в течении  года

Уволено работников в течении  года

Соотношение принятых и  уволенных работников, в %

 

2005 г.

2010 г.

2005 г.

2010 г.

2005 г.

2010 г.

торговля и общественное питание, мат.техническое снабжение и сбыт, заготовки

 

 

111,7

 

 

117,9

 

 

108,7

 

 

112,2

 

 

102,7

 

 

105,1

ЖКХ

61,0

55,0

57,3

51,1

106,5

107,6

здравоохранение, физ. культура, соц. обесп-ие

 

61,8

 

64,7

 

59,4

 

60,8

 

104,2

 

106,4

Образование

66,4

69,3

66,1

69,3

100,5

100,1

культура

20,0

19,5

18,6

17,7

107,4

110,4

наука

7,0

7,3

7,6

6,7

92,7

109,1


Примечание  – Источник: [13,14,15]

 

Как свидетельствуют данные таблицы  в Республике Беларусь количество принятых на работу по отраслям экономики в  целом  возросло в 2010 году по сравнению с 2005 годом на 3,1 % . Увеличение происходило в промышленности на 6,3 %, строительстве на 3 % культуре и искусстве на

10,4 %. Но тем не менее в сельском хозяйстве количество уволенных работников на 2,2 тыс. чел. или 1,7 % больше, чем принятых, в лесном хозяйстве также наблюдается тенденция уменьшения численности принятых работников на 0,6 тыс. чел.

 Таким образом, Республика  Беларусь обладает достойным  потенциалом рабочей силы, квалифицированными  кадрами, персоналом, способным производительно  трудиться для достижения стратегических  и тактических  целей предприятия   и национальной экономики в  целом.

 

1.3 Зарубежный опыт использования трудовых ресурсов

 

Разработка перспективных  оценок количественных и качественных характеристик совокупной рабочей  силы проводится в тесной связи с  политикой в области образования, которая включает в себя решение  самых разнообразных задач: политических, технико-экономических, социальных, демографических  и педагогических. Критическое изучение опыта развитых стран в регулировании  движения совокупной рабочей силы представляет определенный интерес и для нашей  страны в условиях развития рыночных отношений.

Основные направления исследований развития кадрового потенциала связаны  с определением будущих потребностей в специалистах. Повышающийся спрос  на квалифицированные научно-технические  кадры выдвигает на первое место  проблему прогнозирования системы  профессионального образования  в соответствии с изменяющимися  требованиям производства.

При рассмотрении данного вопроса, в первую очередь, следует обратить внимание на опыт Японии. Реформы административно-государственного управления, проводимые в Японии, направлены на поиск новых форм и баланса  в отношениях  между государственными и общественными структурами. Характерные черты японского госаппарата — широкие властные полномочия, сильная кадровая политика, высокая организационная эффективность, внутренняя устойчивость, компетентность и т.п.  Основной закон в области регулирования государственной службы, а в частности системы использования трудовых ресурсов — Закон о госслужащих 1947 г.

Сильная система кадрового обеспечения  государственных и муниципальных  учреждений, также, является  характерной  особенностью японской системы управления. Руководящим органом в данной сфере выступает Кадровое агентство, созданное в 40-х гг. ХХ века. Первоочередное внимание агентство уделяет вопросам найма на службу, при этом принята  экзаменационная система поступления.

Высокая организационная эффективность  госслужбы  основывается на высоком  уровне системы использования трудовых ресурсов. В целом же, аппарат  управления Японии выполняет одну из важнейших задач — сохранение стабильности государства в период перемен.

В Японии, где значительная доля профессиональных учебных заведений приходится на частный сектор, до середины 70-х годов  государство не пыталось формулировать  общенациональную политику в этой области  образования. В ответ на растущий спрос промышленности на специалистов технологического профиля в 60-е годы правительство просто увеличило  прием студентов на соответствующие  отделения государственных учебных  заведений.

Информация о работе Анализ трудовых ресурсов на предприятии ОАО "Солигорский райагросервис"