Анализ конкурентной среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:30, дипломная работа

Описание

Цель исследования: проанализировать конкурентную среду предприятия ЗАО МПФ «Эверест»
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты изучения конкурентной среды организации и пути её формирования
изучить конкурентную среду предприятия и сделать вывод о его конкурентоспособности (на примере ЗАО НПФ «Эверест»)
определить основные направления повышения устойчивости предприятия ЗАО НПФ «Эверест» в конкурентной среде.

Содержание

Введение 2
Глава I. Теоретические аспекты конкурентной среды предприятия 6
1.1 Конкуренция и её роль в рыночной деятельности предприятия 6
1.2 Понятие конкурентной среды предприятия 14
1.3 Пути формирование конкурентного преимущества 23
Выводы по главе I 29
Глава II. Конкурентная среда предприятия в контексте его рыночной деятельности (на примере ЗАО НПФ «Эверест») 32
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Правовое обеспечение деятельности предприятия 38
2.3 Анализ рынка предприятия 40
2.4 Исследование конкурентной среды предприятия 45
Выводы по главе II 60
Глава III Основные направления повышения устойчивости предприятия в конкурентной среде (на примере НПФ “Эверест”) 62
3.1 Мероприятия по росту устойчивости НПФ «Эверест» в конкурентной среде 62
3.2 Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности НПФ «Эверест» (по результатам оценки конкурентной среды предприятия) 65
3.3 Компьютерное обеспечение проекта 68
Выводы по главе III. 71
Заключение 72
Источники и литература 75
Приложения 81

Работа состоит из  1 файл

Анализ конкурентной среды предприятия.doc

— 802.00 Кб (Скачать документ)

     Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным  должно быть умение определить, а затем  быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.

 

Глава II. Конкурентная среда предприятия в контексте его рыночной деятельности (на примере ЗАО НПФ «Эверест») 

2.1 Общая характеристика предприятия

    Научно  производственная фирма «Эверест»  существует с 1993 года. Основной состав фирмы работает вместе с 1991 года. Следует отметить, что для выполнения ряда работ формируются временные рабочие группы, которые могут состоять, как из работников предприятия, так и из привлеченных сотрудников. К таким работам относятся стартапы, исследовательские работы, интеграционные проекты с большим количеством привлеченных специалистов. Штат компании состоит из 15 сотрудников. В то же время, при работе над определенными проектами в работы может вовлекаться до 70 человек. Целью создания фирмы было объединение специалистов в области вычислительной техники для технологического лидерства на калужском региональном рынке. На всех этапах развития для «Эверест» были характерны проекты, опирающиеся на новые технологии и передовые для компьютерного рынка решения.

    В истории «Эвереста» есть и участие в российских компьютерных выставках, и разработка такой продукции, как тиражируемое программное обеспечение, математические модели и алгоритмы, аналитические отчеты, проектные решения, заказные программные компоненты и комплексы, технологические стенды. Для решения этих проблем фирма опирается на высокий потенциал, опыт и квалификацию своих сотрудников.

    Миссия  НПФ «Эверест» заключается не во внедрении даже самых новейших технологических решений, а в  работе с людьми. Кадровая политика и технология фирмы направлены на то, чтобы опыт и знания сотрудников воплощались в решения, полезные для клиентов. Большинство сотрудников имеют наивысшую квалификацию в городе по своей специализации. Если ресурсов компании не хватает для выполнения масштабного проекта, то производится обучение специалистов фирмы новым технологиям. Также часто приходится привлекать для работы над проектами внешних участников - наших партнеров и наших клиентов, так как в компании считают, что наиболее продуктивный способ взаимодействия с клиентами является совместная работа над общими проектами.

    Сотрудничество  с отделами автоматизации клиентов – это наиболее ответственная  сторона деятельности компании. Объединение  усилий умножает их. Неформальный обмен  мнениями между участниками общего проекта может дать гораздо большие результаты, чем затяжные официальные согласования. Компания предоставляет консультационные услуги по максимально удобной для клиента схеме. Приоритетом для фирмы является, прежде всего, решение проблем.

    Основная специализация  и ключевое отличие НПФ «Эверест» от других калужских компьютерных фирм  - работа с корпоративными клиентами. Именно в этой сфере отдача от технологий фирмы является максимальной. Именно здесь реализуются наиболее масштабные и ответственные проекты. При работе в корпоративными клиентами сотрудники стараются организовать работу руководства предприятия наиболее эффективным путем. Основываясь на знаниях специфики каждого клиента, технологии его работы, первоочередных проблемах, оказывается помощь в выполнении наиболее трудоемких шагов в развитии информационной системы. При работе с корпоративными заказчиками компания реинвестирует определенную долю от общего объема  закупок в поддержку  информационных систем: разработку проектных решений, предоставление опытных экземпляров оборудования, предполагаемого к серийному использованию, обучение, технические консультации, подменный фонд на случай непредвиденных отказов. Компания предоставляет выгодные условия по оплате оборудования и работ, разнообразные режимы кредитования и рассрочки оплаты, адаптацию к дисциплине учета и планирования клиента. Осуществляется взаимодействие с другими поставщиками решений клиентов.

    Традиционным  приоритетом в деятельности НПФ  «Эверест» являются сетевые технологии, и фирма является общепризнанным лидером в этой области. Именно эта фирма внедрила передовые сетевые решения – коммутируемые сети, средства сетевого управления 100-Мбитные, а затем и гигабитные сегменты, оптоволоконные сети. В активе компании находятся первые и самые большие сертифицированные структурированные кабельные системы, разработка и настройка программных маршрутизаторов, разработка заказных клиент – сервисных программных систем, интеграция сетевых приложений.

    Компания  позиционирует себя как профессионалов в своей области – совершенствовании информационных систем заказчиков. В связи с тем, что каждое клиентское решение индивидуально, компания старается поддерживать максимально широкий спектр поставляемого  оборудования и решений. «Мы не пытаемся быть «всем для всех», наша цель – сделать все возможное для наших клиентов, доверивших нам развитие своих компьютерных технологий» - такой девиз НПФ «Эверест».

    Организационная структура управления фирмы - линейно-функциональная, что является наиболее характерным  для большинства небольших предприятий. (см. рис. 2 в Приложениях). В соответствие с этой структурой производится работа с регулярными задачами – бухгалтерский учет, продажи, поставки, ремонт, обслуживание и др.

     Целью анализа организационной структуры  управления является определение соответствия уровня организации управления на предприятии современным условиям ведения производственно-хозяйственной деятельности, определение и предупреждение негативных тенденций и узких мест в управлении предприятием по всем подсистемам и службам управления.

     Для этого распределяется ответственность  и оценивается трудоемкость работ  в подразделениях аппарата управления, определяется уровень интенсивности  взаимосвязей между звеньями структуры. Организационная структура НПФ  «Эверест» в целом отвечает требованиям сегодняшнего дня и способствует оперативному и эффективному решению задач, встающих перед предприятием в процессе ведения производственно-хозяйственной деятельности.  

    Ключевые  обязанности директоров распределяются следующим образом:

 

      Основными обязанностями генерального директора  является общее руководство компанией, разработка и контроль выполнения экономической  стратегии фирмы, ответственность  за безопасность и решение кадровых вопросов.

      На  директоре по исследованиям и развитию лежит ответственность за работу с корпоративными клиентами, исследования, производимые компанией, проектные работы, маркетинговую деятельность  и оказание высокотехнологичных услуг.

В обязанности  технического директора входит логистика, продажи, работа с рекламациями, закупка, сборка и ремонт.

      Компания  «Эверест» имеет налаженные и  стабильные каналы поставок, но предпочитает работать через компании - дистрибьюторы, но не исключает и прямого сотрудничества с поставщиками. Это позволяет  компании сократить часть расходов на логистику, так как они распределяются между компанией - дистрибьютором и  компанией – заказчиком. Основными компаниями производителями с которыми сотрудничает фирма «Эверест» являются: бренд-нейт, аквариус, апсен, тошиба, део и другие. При выборе компании – производителя фирма опирается на два основных критерия: 1- это предпочтение клиентов и 2 – предпочтения самой компании.

      Основными компаниями – дистрибьюторами являются: Осс, депо-компьютерс, сетевая лаборатория  и другие.

      Большая доля клиентов компании приходится на корпоративных клиентов. Основными из них являются: фольцваген, книитму, кзта, калугапутьмаш, русславбанк, горуправа, государственный пенсионный фонд.

 

2.2 Правовое обеспечение  деятельности предприятия

     Рассматривая  маркетинговую систему через призму правового регулирования, следует опираться на законодательство, которое регламентирует составляющие его элементы(товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации.) В частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и  средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; знание правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товарораспределения оформляется самостоятельным хозяйственно – правовым договором(например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения. договор комиссии, агентский договор и. т. д.); знание правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.

     Деятельность  НПФ «Эверест» регулируется, в  первую очередь, законодательством  Российской Федерации, таким, как: Конституция  РФ; Гражданский кодекс РФ, имеющий  статус федерального закона, который содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товаров, типов потребителей, сферы предпринимательства; Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью, и т.д.

     Помимо  ГК РФ важнейшим звеном в системе  правового регулирования  деятельности являются другие федеральные законы:

    • Вопросы сбыта – Федеральным законом от 13 декабря 1997 года

№ 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральным законом от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лицензие» и другие.

    • конкурентные отношения в сфере маркетинга – Законом РСФСР от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности на рынке», Федеральным законом от 23 июня 1999 года «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», Законом РФ от 17 августа 1995 года «О естественной монополии».
    • продвижение продукции обслуживается в основном Законом РФ от 18 июня 1995 года «О рекламе».

      Так же деятельность фирмы опирается  на подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления Правительства, акты министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти.

      В ряду подзаконных нормативных актов, опосредствующих маркетинговую  деятельность, в частности, находятся:

  • Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55; Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025;
  • Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденный приказом ГКАП России от 13 ноября 1995 года № 147, связанный с регулированием маркетинговых коммуникаций, а так же конкурентных отношений в маркетинге, и многие другие.

     Научно  производственная фирма «Эверест»  разрабатывает и издает специальные  документы, регулирующие внутрихозяйственные  отношения. определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности фирма действует на основе  Устава. В Уставе определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержатся другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

     Руководители  предприятия несут персональную ответственность за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия  в целом.

 

2.3 Анализ рынка предприятия

    Анализ  делового окружения предприятия  – важное направление маркетинговых  исследований, имеющее целью уточнение  вопросов привлекательности рынков и используется для выработки  стратегии фирмы в области  производства и сбыта.

    Контроль  за конкурентами дает возможность удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволяет фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.

    В качестве источников информации о конкурирующих  фирмах используются официальные данные о фирмах, данные публикаций в периодике, статистические отчеты, а также информация непосредственно с рынков сбыта: от сбытовых подразделений фирм, инженерного персонала, поставщиков и других агентов на рынке, кроме того, используются материалы совещаний, конференций, информация выставок, ярмарок и презентаций.

Информация о работе Анализ конкурентной среды предприятия