Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

хулиганов. Сравнение этой возрастной категории "группы риска" с контрольной группой

показывает значительное превышение этого показателя в ней  и имеет тенденцию к

возрастанию в группе детей, периодически уходящих из дома. Однако у детей, не живущих

дома и подростков-правонарушителей этот показатель снижается, т.е. агрессивность  в этих

группах ниже, чем в группе периодически уходящих из дома.

Подросткам, постоянно уходящим или не живущим дома и правонарушителям, по

результатам наших исследований, в значительной степени присуща  демонстративность,

стремление к развлечениям, наличие "истероидных" черт, своеобразный "кураж", то есть они

могут испытывать некоторое  самоудовлетворение при нарушении  норм и правил. Им в большей

степени присущ "художественный тип мышления".

Данные о ценностных ориентациях  детей, полученные по методике Рокича, показали,

что среди терминальных ценностей  на первое место поставлены "здоровье" (46%), "семья"

(30%). Интересно, что "работа" как ценность выделена только  каждым пятым (19%)

опрошенным. Терминальные ценности «деньги», «друзья» и «свобода» соответственно

выделены на первое место  только у 6 % опрошенных детей. Среди  инструментальных

ценностей достаточно высоко оценены: «аккуратность» - 32%; «честность»  – 23%. В то время

12

как «воспитанность» отметили всего 12 %, «смелость в отстаивании  своего мнения» -11 %,

«ответственность» - 11 %, «образованность» - 8,5%, «твердая воля» - всего 4 % опрошенных.

Полученные результаты о  ценностных ориентациях беспризорных и безнадзорных детей

свидетельствуют о противоречивости их сознания и поведения. Так, выделенные ими

доминирующие ценностные ориентации в реальной жизни ими  же и блокируются. Они ставят

на первое место ценность «здоровье», но совершенно не заботятся  о нем на самом деле.

Выделяя ценность «семья», дети уходят из семьи и не дорожат ею. Подростки ставят на

предпоследнее, шестое место  в шкале ценностей «свободу», но большинство из них

фактически отстаивают ее своим безнадзорным и беспризорным поведением.

Исследовательские данные хорошо соотносятся с представлениями  о трех формах

существования ценностей, переходящих  одна в другую. Первая форма ценностей  – это

общественные идеалы, выработанные общественным сознанием; вторая форма  – предметное

воплощение этих идеалов  в жизни конкретных людей; третья – мотивационные структуры

личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному  воплощению.

Причины того, почему ценности слабо актуализируются у детей  такого возраста, не так

трудно выявить, поскольку  в неблагополучных семьях отсутствует  возможность их

реализации или налицо их противоречивость. Имеетместо неадекватность осознания в силу

ограниченности интеллектуальных возможностей, действия защитных механизмов или другого

рода преград и запретов.

Выявленное рассогласование  в ценностях (декларирование одного, а принятие другого

ценностного идеала) может, скорее всего, определяться наличием конкурирующих  ценностей

или их компонентов. У детей  такого возраста ценности еще не устоявшиеся, плохо

структурирована система  личностных ценностей. При этом недостаточно, а может быть,

практически еще не развита  рефлексия, чтобы определить реальную роль и значимость тех или

иных ценностей в своей  жизни. Поэтому ребенок обращается к взрослым, к их поведенческим

идеалам и поступкам, имеющим  внешнее выражение. Для него свойственен  «комплекс

взрослости». Вопрос лишь о  тот, кто и какой взрослый с  ним будет рядом? Ответ на него и

предопределяет вектор социализации несовершеннолетнего.

Информативность социально-психологических состояний в исследовании проблем

беспризорного детства связана  с тем, что длительное пребывание в этих состояниях отражается

на свойствах личности детей, изменяя их в сторону асоциализации. Всего выделено 25

факторов детерминации, включающих связь состояний с нарушенными  функциями семьи;

характеристикой родителей  и их социальным положением и отношениями  к ребенку; выбором

социальной ситуации ребенком и его удовлетворенность жизнью, представлениями о

перспективах; уровнями личностной и ситуативной тревожности; склонностью  к проявлениям

13

агрессии; потребностью в  привязанностях и эмоциональных  отношениях; умственным и

морально-нравственным развитием  детей; наличием и качеством мотивации  к труду и учебе;

занятиями на улице, наличием компаний и старшего в них. Кроме  того в исследовании,

использовался метод прямой оценки социально-психологических  состояний с помощью

квантифицированного интроспективно-психологического инструментария "анкерных"

ситуаций Бартенверфера. Он представлен в виде семантических  шкал, моделирующих

"картинку" жизни детей  за относительно длительный период (от месяца до полугода),

сравнивая ее с "картинкой" природных состояний:

1. "Солнышко ласково  греет, дует легкий ветерок,  и я лежу на зеленой травке".

2. "Солнышко спряталось, ветер прохладный, мне холодно  лежать на травке".

3. "Солнышко закрыто  тучами, дует сильный, колючий  ветер, я мокрый от дождя  и дрожу".

4. "Гром и молния, сильный  ветер сбивает меня с ног,  мне холодно и страшно".

Результаты показали, что 37,7 % опрошенных детей выбрали первую ситуацию, тем

самым продемонстрировав, что  жизнь их за последние месяцы ассоциируется  с «ласково

греющим солнышком, дующим теплым ветерком, и каждый представляет себя лежащим на

зеленой травке». Вторую ситуацию выбрали уже 35,8 % детей, и жизнь  у них такая, когда

«солнышко спряталось, ветер  прохладный, холодно лежать на травке». Третью ситуацию -

«Солнце закрыто тучами, дует сильный, колючий ветер, я мокрый от дождя и дрожу» -

отметили 13,2 % опрошенных детей. Четвертую ситуацию, когда жизнь  подобна погодной

ситуации, – «гром и  молния, сильный ветер сбивает  с ног, мне холодно и страшно» -

ассоциировали со своей жизнью за последние месяцы только 12,3 % детей.

Такая оценка, на наш взгляд, порождает две версии объяснения. Первая версия:

полученные ответы являются социальным казусом, поскольку каждый четвертый ребенок,

отмечая свое социально-психологическое  состояние, называл его комфортным, находясь при

этом в сложных материальных и социальных условиях. И при этом дети были достаточно

искренними. Вероятнее всего, их состояния были в прошлом настолько  тяжелы и

дискомфортны, что сегодняшняя  жизнь, даже без родителей и дома, кажется им намного лучше.

Вторая версия: дети сочиняют, защищаются, лгут. Анализ такого выбора показал явное

несоответствие выбранных  состояний действительным. Это можно  объяснить, во-первых, тем,

что около 40 % детей, находящихся  в сложных социальных, экономических  и бытовых

условиях, защищаются, используя  механизм «вранья». Этот термин используется В.В.Знаковым

для дифференциации неправды как заблуждения, иносказания и  вранья, как социального и

психологического феномена в коммуникативных ситуациях. Во-вторых, опрашиваемые нами

дети прошли школу первичной  социализации в условиях, вероятно, еще более сложных и

14

безотрадных, что пребывание «на улице» для них благо. Во всяком случае их не бьют родители,

никто не заставляет учиться, да и живут они, как говорят, "для  себя".

Обобщение полученных результатов  позволило выделить следующие социально-

психологические состояния, свойственные пяти группам безнадзорных и беспризорных детей.

1. В группе «бедных детей» доминируют социально-психологические состояния:

«социальная тревога» и «социальные  фобии». 75% таких детей не удовлетворены  жизнью и

индивидное состояние  тревоги и страха у них гораздо  выше, чем у контрольной группы детей

такого же возраста, что  также содействует формированию указанных состояний. Причина таких

социально-психологических  состояний в понимании своего социального положения,

беспросветной бедности и  низкого статуса родителей.

Само определение социально-психологических  состояний наполнено характеристиками

поведения детей. Так, "социальная тревога" – это социально-психологическое  состояние,

связанное с чувством неловкости и дискомфорта в социальных ситуациях, обычно

сопровождаемое застенчивостью и социальной неуклюжестью. "Социальные фобии" - это

состояние особенно типично  для детей этой группы, потому что  связано с тревожными

расстройствами и с  устойчивым страхом перед определенными  социальными ситуациями, в

которых индивид может  стать объектом пристального внимания других. Эти дети зачастую

стыдятся своих низкостатусных родителей, стесняются того, как одеваются. Однако в этих

семьях еще присутствует эмоциональное тепло, о детях  заботятся, помогают в учебе.

2. По группе с условным  названием «фрустрированные дети» увеличивается

количество видов социально-психологических  состояний (СПС). Добавляются такие  СПС, как

«зеркальное восприятие», «приобретенная беспомощность», «когнитивный диссонанс» и

«эмоциональная невоспитанность». На фоне некоторого возрастания состояния  тревоги у детей,

живущих в семье, которая  характеризуется психологической  неразрешенностью личных

проблем родителей, создаются  ситуации негативного психологического семейного климата

(ссоры, эмоциональная  холодность, постоянные конфликты,  оскорбления, непонимания , а

иногда и прямая физическая агрессия).

В дополнение к вышеизложенным определениям социально-психологических  состояний,

СПС "зеркального восприятия" свидетельствует о наличии у  детей этой группы негативного

представления как в семье  друг о друге, так и о других в группах своих сверстников. Это

состояние возникает у  сторон конфликта, при этом своя сторона  считается нравственной и

миролюбивой, а другая –  злонамеренной и агрессивной.

"Приобретенная  беспомощность" – это социально-психологическое состояние

безнадежности и покорности, приобретаемое в случае, если ребенок  не чувствует возможности

контроля над повторяющимися неприятными событиями. Появление  такого состояния, как

15

"когнитивный  диссонанс", свидетельствует о появлении напряженности при осознании

несовместимости каких-либо двух знаний. (Например, диссонанс возникает, когда мы осознаем,

что действовали без достаточных  на то оснований, в противоречии со своими установками или

приняли решение в пользу одного варианта, а логика требует  другого). У детей уже в возрасте

9–13 лет (а в таких  семьях они взрослеют раньше) появляется феномен борьбы двух  мнений:

родители говорят одно, а делают другое, требуют нравственного  поведения от детей, а сами

демонстрируют безнравственность  и отчуждение. Как правило, эти  дети уходят к тем членам

семьи или знакомым, кто  их поддерживает. Однако протестные установки  зачастую не

реализуются в поведении, что вызывает еще более сложное  социально-психологическое

состояние «приобретенной беспомощности». Дети ощущают свою беспомощность, им не дано

изменить ситуацию в семье. Их подстерегает социальный стереотип  поведения; дети

привыкают к эмоциональной  холодности, "эмоциональная невоспитанность" как социально-

психологическое состояние, в котором они пребывают долгое время, неотвратимо меняет и

складывает их характер в  сторону антисоциальной направленности (таковы уж функции

состояний).

3. Социально-психологические  состояния третьей группы - "бегунков" - еще более

жесткие и пагубные. Только 40% таких детей удовлетворены  своей жизнью. Пьянство и

безнравственность их родителей  полностью разрушают семью, нивелируются и отодвигаются

воспитательно-образовательные  функции отца, особенно матери, которые  ставят свои

потребности и интересы выше детских, лишая детей всех видов  поддержки. Дети этой группы

психологически стремятся  к временному замещению родительской фигуры людьми с

социально значимыми статусами. Они периодически уходят из семьи, каждый раз еще труднее

возвращаясь в нее. К СПС "эмоциональной невоспитанности" и "социальных фобий"

добавляются "реактивное сопротивление" и "социальное давление". "Реактивное

сопротивление" – это социально-психологическое состояние, направленное на защиту или

восстановление своего ощущения свободы. Оно возникает, когда что-то угрожает свободе

действий, восстановлению своего ощущения свободы. В случае с детьми-«бегунками»  эта

защита своей "мнимой" свободы просматривается как  единодушное сопротивление

представителей этой группы, когда их пытаются устроить в специальные  государственные

учреждения, где их накормят, обогреют и защитят. По своей сути это состояние

противоречивое у детей: уходят из дома, чтобы накормить  себя, а иногда и пьющих родителей,

защищают их и любят  по-своему.

4. Социально-психологические  состояния четвертой группы –  "дети улицы" -

дополняются по сравнению  с предыдущими группами состояниями "деперсонализации",

"огруппления мышления", "социальной агрессией", "внутригрупповой  пристрастностью". Эти

Информация о работе Детская беспризорность