Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

В процессе опроса детей Центра «Алые  паруса» были выделены условные группы «детей риска» по степени беспризорности и безнадзорности:

– «дети безнадзорные», практически  всегда живущие дома, но имеющие  высокую степень безнадзорности и склонные к уходу из дома;

– «дети беглецы», которые уходят из дома периодически (от 0-х недель до одного месяца);

– «дети улицы», уходящие из дома постоянно  или не живущие дома;

– «дети правонарушители», которые  уже совершили те или иные противоправные поступки. В эту группу были включены не только дети, совершившие уголовно наказуемые поступки, осужденные судом, но имеющие отсрочку по возрасту и  административно наказуемые.

Перспектива и будущее в представлении  ребенка – это важный интеллектуальный показатель его социализации. Основным занятием в будущем дети всех групп«риска» называют работу, учебу, говорят о  создании семьи. Акцент на нежелании  учиться просматривается и в  поведенческих проявлениях, и в  резком снижении мотивации к обучению в группе «детей улицы».

В центре работают специалисты разного  профиля: воспитатели, психологи, логопеды,социальные педагоги и т.д. Наличие подобного  комплекса специалистов позволяет  составить полную характеристику психического, физического и нравственного  здоровья несовершеннолетних, микроклимата их семьи, установить причины имеющихся  проблем и предложить необходимые  виды психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Использование базовых программ, реализуемые в ходе деятельности учреждения (эстетотерапия,трудотерапия, программа «Здоровье», программа «Дорога к дому»,) – помогают добиться создание атмосферы, способствующей реабилитации детей и обстановки,помогающей коррекции отрицательных эмоций.

В рамках губернаторской программы  «Комплексные меры профилактики нарушений  и борьбы с преступностью», на базе центра разработана и внедрена программа  эффективного родительства и поддержки  семей, находящихся в кризисных  ситуациях – «Семейная гармония».

Таким образом, в «Уссурийском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних»дети, оказавшиеся в трудной жизненной  ситуации, получают квалифицированную  помощь специалистов, которая способствует регуляции социального поведения,формирования мировоззрения, психосоциальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семьям.

 

Заключение

Среди проблем, характеризующих неблагополучие российского общества, одна из наиболее острых – детская безнадзорность и беспризорность. Основные причины,способствующие росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, – социально-экономическая  трансформация общества, изменения  привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций населения, ослабление воспитательных возможностей семьи и школы.

Мощным фактором детской безнадзорности становится нарушение прав детей  в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства и воспитания детей,оставшихся без попечения родителей.

В РФ сложилась тревожная ситуация: дети из числа беспризорных все более  активно вовлекаются в занятие  проституцией, секс-бизнес, используются в съемках порнофильмов.Получили распространение общественно опасные  деяния, связанные с использованием беспризорных детей в мероприятиях, которые могут причинить существенный вред их психическому, духовному и  нравственному развитию. Многие из таких мероприятий имеют непристойный или откровенно сексуальный характер, нарушают духовно-нравственные нормы  общества.

Растущая из года в год безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в  обществе. За истекшее десятилетие  появилось множество факторов,подрывающих  стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет,что бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою воспитательную функцию.

Сфера детского досуга, спорта, перешедшая в область платных услуг, также  требует затрат со стороны семьи.

Проблема безнадзорности и беспризорности тесно смыкается с такими негативными  явлениями,распространенными в среде  несовершеннолетних, как правонарушения, алкоголизм,наркомания, проституция.

В зарубежных странах существуют различные  категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно  в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных  и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах,проводя  индивидуальную и групповую работу.

В Российской Федерации объектами  первичной работы являются дети и  подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время в социально-опасном  положении.

Объектом вторичной профилактики являются беспризорные дети и подростки  различного возраста, начиная с дошкольного  и заканчивая юношеским. Работа в  отношении таких детей нацелена на развитие форм общественного и  государственного воздействии с  целью коррекции поведения и  социальной адаптации детей,находящихся  в зоне социального риска.

Работа с детской беспризорностью  на третьем уровне осуществляется исправительно-воспитательными  учреждениями, а также специализированными  социально-реабилитационными учреждениями, которые играют решающую роль в предупреждении преступности.

В настоящее время сложилась  определенная система коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные  государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения  среди несовершеннолетних.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ. «Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних»  // Сборник законов и нормативных  актов. – М.: Юрист, 2000. – С. 42–64.

2. Гражданский кодекс РФ. – М.: Норма, 2001

3. Семейный кодекс РФ. – М.: Юрист, 2000

4. ФЗ РФ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об  опеке и попечительстве». –  М.: Норма, 2008

5. ФЗ РФ от 24.07.2007 г. №210-ФЗ «О  внесении изменений в Кодекс  РФ от административных нарушениях»  // Российская газета. – 2007. – 30.07

6. ФЗ РФ от 09.07. 1998 г. №124-ФЗ  «Об основных гарантиях прав  ребенка в РФ» //Российская  газета. – 1998. – 08.07.

7. Постановление Правительства  РФ от 20.02.2007 г. №116 г. Москвы  «Об утверждении Правил осуществления  контроля и надзора в сфере  образования» // Российская газета. – 2007. – 28.02.

8. Указ Президента РФ от 26.03.2008 №404 «О создании Фонда поддержки  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации» // Российская  газета. – 2007. – 29.03.

9. Распоряжение правительства РФ  от 26.01.2007 г. №79-р «Об утверждении  Концепции Федеральной целевой  программы «Дети России» на 2007–2010 гг., включающую программы «Здоровое  поколение», «Одаренные дети», «Дети  и семья» //Российская газета. –  2007. – 02.02.

10. Баркер Р. Словарь социальной  работы. – М.: Институт социальной  работы, 2004. – 324 с.

11. Барсукова Т.Социально-педагогическое  сопровождение детей группы риска  и их семей //Социальная педагогика. – 2003. – №1. – С. 64–78.

12. Беляков В.В. Сиротские детские  учреждения в России. Исторический  очерк. – М.:Проспект, 1993. – 343 с.

13. Бечки Ш. Молодежь и помощь  несовершеннолетним в США. –  М.: Наука, 1991. – 193 с.

14. Боденко Б.Н., Корняк В.Б., Панов  А.Н. Социальное обслуживание  и социальная работа за рубежом.  –М.: Форма, 1999. – 392 с.

15. Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1930. т. 1. – с. 37.

16. Варывдин В.А.,Клемантович И.П.  Управление системой социальной  защиты детства. – М.:Терра, 2005. – 397 с.

17. Вильфинг Х. Система социальных  мер в Австрии по предупреждению  насилия в семье // Вестник психосоциальной  и коррекционно-реабилитационной  работы. – 1996. – №2. – С. 45–51.

18. Дивицына Н.Ф. Социальная работа  с неблагополучными детьми и  подростками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.– 365 с.

19. Дростшер М. Социальная работа  в Венгрии // Проблемы социальной  работы в России (Материалы Первой  национальной конференции). – М.: МГУ, 2000. – С. 74–75.

20. Ершова Н.М. Опека,попечительство, усыновление. – М.: Формат, 2003. –  295 с.

21. Койонова Ю.В. Из опыта работы  социальной службы Германии с  дезадаптированными детьми //Российский  журнал социальной работы. – 1997. – №1. – С. 16–29.

22. Кривоносов А.Н. Исторический  опыт борьбы с беспризорностью  // Государство и право. – 2007. – №7. – С. 91–96.

23. Кузьмин С. Активная политика  социальной защиты населения  // Экономист. – 2004. – №9. – С. 21–45.

24. Малярова Н.В., Несмеянова М.И.  Социальная защита детства: концептуальный  подход //Социологические исследования. – 2004. – №4. – С. 27–34.

25. Магульская Е.Е. Право социального  обеспечения. – М.: Международный  центр финансово – экономического  развития, 2007. – с. 221

26. Максимов Л.Н. Организация  работы с беспризорными детьми  в 1920-е годы // Нескучный Сад.  – 2003. – №1.– С. 19–34.

27. Манукян Э.А. Территориальные  центры социальной помощи семье  и детям: опыт, тенденции, перспективы  //Российский журнал социальной  работы. – 1996. – №2. – С. 40–47.

28. Министерство образования и  науки //http://mon.gov.ru

29. Нещеретный П.И. Исторические  корни и традиции развития  благотворительности в России. –  М.: Норма, 2003. –422 с.

30. Пищулин Н.П. Исследование  состояния, динамики и профилактики  детской безнадзорности // МК. – 2007. – №3. – с. 24–56

31. Об основах социального обслуживания  населения Российской Федерации:  Закон РФ от 10.12.1995 года №195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. №50.

32. Об утверждении примерных  положений о специализированных  учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в реабилитации. Постановление  Правительства РФ от 27 ноября 2000 года №896 //Собрание законодательства  РФ 29.10.2000. №896.

33. Профилактика безнадзорности  и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. – 2007.– №2. – С. 12–32.

34. Социально-педагогическая поддержка  детей группы риска / Под ред.  Олифрененко Л.Я., Шульга Т.И. –  М.,2002. – 387 с.

35. Теория и методика социальной  работы: Учебное пособие. – М.: «Союз», 2006. – 324 с.

36. Харичкин Е.А. Социальные приюты  и пути решения проблемы социального  сиротства // Работник социально  службы. – 2001. – №2. – С. 55.

37. Хопкинс Г. Социальная работа  в США // Проблемы социальной  работы в России. – М.: Социал, 1995. –С. 49–62.

38. Хлобустов О. Об опыте борьбы  с детской беспризорностью/http:/www.osvem/com

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ  ОТЧЕТ

по проекту:

«Детская беспризорность в Хабаровском крае: состояние  и проблемы»

(Проект № SP – 02 –  2 –01)

Проблема детской беспризорности и безнадзорности, возникшая в  последнее

десятилетие, в российском обществе явление не столь новое, сколько неожиданное. В отличие

от прежних периодов, сопровождавшихся войнами, революциями, большими потерями

населения, современная беспризорность - феномен мирного времени. Высокие  полюса

социального и экономического расслоения общества, разрушение прежних  социальных

ценностей и мотивов поведения  незамедлительно отразились на жизнедеятельности

незащищенных слоев населения, прежде всего детства.

Меры профилактики этого  социально опасного явления, принимаемые  государством в

последние годы, не позволяют  преодолеть тенденцию на его усиление в стране и многих

регионах. По разным оценкам, в стране насчитывается от 1 млн. до 5 млн. безнадзорных и

беспризорных детей. Не является исключением и Хабаровский край, где ситуация с детской

беспризорностью и безнадзорностью  остается напряженной. По данным УВД  края, за 2001 год

милицией было задержано  более одиннадцати тысяч несовершеннолетних "бродяжек" и

"попрошаек", из которых  более 30% в возрасте до 13 лет.  Численность подростков, состоящих

на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, увеличилась  на 13% по сравнению с 2000

годом и составила 4458 человек. Более 60% из них дети школьного возраста. За пять лет (1995-

2000 гг.) численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних  дел за

совершение правонарушений, возросла с 9040 чел. до 11041 чел., то есть на 18,2%. Доля

несовершеннолетних в  общем числе доставленных в органы внутренних дел края за

совершение правонарушений, влекущих меры административного и  общественного

воздействия, составила в 2000 г. 52% и возросла за пятилетие (1995-2000 гг.) почти на 60%.

Число осужденных подростков в возрасте 14-17 лет возросло с 1992 по 2000 гг. с 1618 до 2589

человек, т.е. на 37,6%.

Особую озабоченность  вызывает рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне

сложной и неоднозначной  демографической ситуации в регионе. Несмотря на некоторое

повышение рождаемости с  начала 2002 года (на 6,7%), смертности (на 3,5%), естественная

убыль населения продолжает оставаться высокой. С начала 2002 года она составила 5,9 тыс.

Информация о работе Детская беспризорность