Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

личными неудачами, становятся причиной крушения жизненных планов, пьянства и

наркомании. Чувства обиды, разочарования и бессилия изменить положение в семье

переносятся на детей. Как  правило, они становятся для родителей  объектом для негативной

эмоциональной разрядки. И, тем не менее, несмотря на свое безнадзорное детство, семья

7

остается важной ценностью  для подростка. Проективные ответы безнадзорных и

беспризорных детей свидетельствуют  о том, что более трети (37,5%) опрошенных детей

назвали желания, связанные  с семьей: “Вернуться домой”, “Чтобы мама не била”, “Чтобы

родители не бросали своих  детей”, “Чтобы брат не был таким, как  я”, “Чтобы мама и папа не

пили”, “Чтобы мама была со мной", “Чтобы ко мне хорошо относились близкие".

Следовательно, ребенок сохраняет  доверие к родителям и родственникам  и надежду получить

помощь в трудных ситуациях. Большинство из числа опрошенных детей (38,9%) ответили,

что в трудной ситуации обратятся к родителям, 11,7% - к  родственникам, к друзьям – 32,6%, к

знакомым, к людям – 5,1%, в милицию, в приют – 3,9%, ни к  кому, сам решу – 6,6%,

затруднились ответить – 4,8% .

Условия жизни в семье, естественно, влияют на характер детей, их отношения с

окружающими, образ жизни. Усвоение подростками отрицательного образа жизни своих

родителей происходит с самого раннего возраста. Почти все дети из учреждений

общественного воспитания впервые  услышали нецензурные и бранные  слова от родителей,

попробовали спиртное за семейным застольем. Большинство из подростков переняли от своих

родителей их ценностные ориентации, мотивы поведения, негативные привычки.

Наибольший процент обследованных  безнадзорных и беспризорных детей  приходится

на возраст 13 и более  лет (53,8%). Этот возраст специалисты  по возрастной психологии

называют вторым кризисным  возрастом.

В процессе опроса нами были выделены условные группы «детей риска» по степени

беспризорности и безнадзорности:

1) «дети безнадзорные», практически всегда живущие дома, но имеющие высокую степень

безнадзорности и склонные к уходу из дома;

2) "дети беглецы", которые уходят из дома периодически (от 2-х недель до одного месяца);

3) "дети улицы", уходящие из дома постоянно или не живущие дома;

4) "дети правонарушители", которые уже совершили те или иные противоправные поступки.

В эту группу были включены не только дети, совершившие уголовно наказуемые поступки,

осужденные судом, но имеющие  отсрочку по возрасту и административно  наказуемые.

Наибольшая доля правонарушений приходится на возраст 13-14 лет, их доля в 2-3 раза

превышает другие возрастные группы. Среди детей-правонарушителей лишь пятая часть

всегда живут дома.

Анализ причин ухода детей  из дома наглядно подтвердил, что наиболее значимыми

причинами являются те, что  связаны с семейными обстоятельствами (пьянство родителей,

побои __________и др). Немалая  доля приходится и на любителей путешествовать. Из них больше

мальчиков, периодически или  постоянно уходящих из дома (около 1/5 указывают именно на эту

8

причину). Наименее значимыми  являются материальные причины ухода  из дома. Среди

причин ухода из дома только 6,9% опрошенных детей ответили: “оказался  без денег”, “нужно

зарабатывать деньги”, “нечем содержать семью”.

Около 15% опрошенных не посещают школу, большую часть из которых, как и

следовало ожидать, составляют дети, уходящие из дома. Это, как правило, мальчики, большая

часть которых проживает  в городе. Те, кто периодически уходят из дома, чаще всего указывают

на то, что в школе "скучно и неинтересно". Те же, кто постоянно  не живут дома, просто

заявляют о нежелании  учиться ("не хочу").

Перспектива и будущее  в представлении ребенка –  это важный интеллектуальный

показатель его социализации. Основным занятием в будущем дети всех групп «риска»

называют работу, 12% - учебу, 16% - говорят о создании семьи. Акцент на нежелании учиться

просматривается и в поведенческих  проявлениях, и в резком снижении мотивации к обучению

в группе "детей улицы".

В подростковый период резко  возрастает значение групп сверстников. Подростки ищут

поддержки у других, чтобы  справиться с физическими, эмоциональными и социальными

переменами отрочества. По нашим данным, наличие компаний отмечают лишь 65-70%

опрошенных. Наличие компании чаще всего отмечают дети, всегда живущие  дома, "дети

улицы" умалчивают об этом.

Вопрос интервьюера о  наличии старшего в компании беспризорных детей опрошенные

воспринимали с настороженностью. Чаще всего наличие старшего в  компании подтверждают

дети, постоянно уходящие из дома и правонарушители. Кроме  того, в этом плане выделяются

выходцы из сельских районов. Наличие жестких структурированных  групп среди детей улицы,

имеющих "старшего", чаще всего связано с криминализацией  и увеличением числа групповых

преступлений. Так, в результате депутатской проверки в Ленинском  округе г.Комсомольска-

на-Амуре было выявлено и  поставлено на учет 77 криминальных подростковых групп, 25 из

которых были разобщены. При  этом было установлено, что около 50% малолетних

преступников входят в "группы".

Обследованные подростки  больше всего в своих друзьях  ценят ум, сообразительность,

силу, умение постоять за себя, ниже всего - умение добывать деньги. Наибольшие различия

отмечаются в оценке личностных качеств. Их значение резко возрастает для детей,

периодически уходящих из дома. Вероятно, дети именно этой группы в наибольшей степени

испытывают потребность  в таких качествах, как доброта, преданность и др., и, не найдя  их в

семье и школе, начинают тянуться к "улице".

На обиды чаще жалуются дети, которые уходят из дома. При  этом уходящие лишь

периодически в равной степени жалуются на родителей, родственников  и на сверстников, а

9

постоянно уходящие и не живущие дома чаще жалуются на родителей  и родственников. Здесь

следует привести мнение Альберта Бандуры: "Чем суровее наказывают мальчиков дома за

агрессивное поведение, тем  агрессивнее они становятся. Они  научаются агрессии, моделируя

поведение наказывающих родителей".

Основными обитателями колодцев, подвалов и других мест являются, как  и следовало

ожидать, дети, длительно  не живущие дома Непосредственно  на улице из них живут 38,3%

опрошенных подростков. Даже среди тех, кто вообще не живет  дома, на приюты и другие

специальные учреждения приходится лишь 17%. Обитателями социальных приютов  чаще

всего становятся девочки.

Ведущим занятием для большинства  опрошенных. на улице является свободное

времяпровождение. Только в  группе детей, не живущих дома, половина опрошенных (51,1%)

зарабатывает себе на жизнь  на улице. Среди них более одной  трети указали на

"ничегонеделание", а  каждый пятый занимается попрошайничеством.

Основным видом деятельности подростков на улице являются неквалифицированные

подсобные работы. Подавляющее  большинство выполняемых подростками  работ проходит за

рамками организованной трудовой деятельности, выполняют "полурабский",

неквалифицированный труд. Расчет с подростками производится по "доброй воле" нанимателя,

часто просто натуральными продуктами. С другой стороны, эти  виды деятельности (помощь

продавцам на рынке, мойка  машин и др.) часто соприкасаются  с криминальным миром. Труд

подростков, в отличие  от рынка труда взрослых, на деле не защищен и не регламентирован.

Основными источниками существования  у безнадзорных детей «группы  риска»,

являются родители, у детей  беглецов - попрошайничество и воровство, что, по прямым и

косвенным ответам, составляет, примерно, пятую часть зарабатываемых ими денег.Основные

расходы добытых денег  идет на обеспечение физиологических  потребностей. При этом

шестая часть денег  – на сигареты и алкоголь. Однако в прямых ответах дети декларируют

неприемлемость алкоголя, курения и наркотиков.

«Дети улицы» не видят защиты в своей семье, очень малая  доля их них склонна

обратиться за помощью  к различным структурам. Настораживает  и то, что более чем каждый

десятый из подростков вообще не знает или не склонен обращаться к кому-либо за помощью

На наш взгляд, из таких  детей формируются наиболее опасные  и бессердечные преступники, у

которых не остается нормальных человеческих проявлений.

Анализ ответов об удовлетворенности  детей своей жизнью показывает, что,

несмотря на всю сложность  положения, больше половины из числа  опрошенных

высказали удовлетворенность. Наибольшая доля из них приходится на детей, которых

условно можно отнести  к безнадзорным (75% опрошенных), Неудовлетворенность  нарастает

10

по мере увеличения сроков ухода из дома: чем чаще и дольше подросток не живет дома, тем

больше процент неудовлетворенных  жизнью.

Большинство детей (62%) из тех, кто не живут дома, признают, что  они и их друзья

брали без спроса чужое. Четверть из них признается в приеме наркотиков.

Проявление жалости к  тем, кого обижают, нарастает в группах  с высокой степенью

"риска". Возможно, это  связано с тем, что дети этой  группы в большей степени на  себе

испытали жестокое обращение. С другой стороны, выявлена большая  доля ответов типа: "не

жалко, если за дело" - у  детей, в меньшей степени десоциализированных. Это может

свидетельствовать о том, что у них сохранилась установка  на запрет, позитивная реакция на

наказание "за дело".

В процессе исследования были изучены такие познавательные процессы, как внимание,

уровень общего интеллекта и индивидуально-личностные характеристики агрессии,

зависимости, тревожности.

С учетом условий исследования был применен психодиагностический рисуночный тест

Гудинаф-Харриса “Нарисуй человека”. Он позволяет оценивать  умственное развитие в

соответствии с возрастом. Сравнительный анализ умственного  развития детей контрольной

группы и группы риска  показал снижение уровня интеллекта у детей «группы риска» в рамках

возрастной нормы. Умственное развитие девочек находится в  более точном соответствии с

возрастной нормой по сравнению  с мальчиками.

У пятой части (20%) опрошенных детей группы риска имеет место  нарушение

интеллектуального развития, связанного с задержкой детей  на ранней стадии развития

интеллекта. Это предопределяет проблемы с обучаемостью, задержку психического развития

у данной категории детей. При этом следует признать, что  большинство детей группы риска

(80%) - с сохранным интеллектом.

Анализ интеллектуального  развития в возрастных группах показывает, что количество

детей с нарушением умственного  развития больше в возрастной группе 11-12 лет (10%), чем в

группе 13-14-летних (3%). В группе детей с отставанием умственного  развития от возрастных

норм в 2,4 раза больше у 13–14-летних (24%), по сравнению с 11–12-летними (10%). Дети

группы риска, проживающие  в городе и сельской местности, по показателям умственного

развития отличаются незначительно. Однако следует заметить, что в  группу риска сельской

местности попадают дети с  более высоким уровнем интеллекта (25% детей с IQ=100%). Группа

детей из числа правонарушителей незначительно отличается по умственному  развитию от детей

группы риска. Низкий процент  детей этой группы с нарушениями  в интеллектуальной сфере

(9,7%) не может интерпретироваться  однозначно, так как 30% обследованных  отказались от

выполнения теста.

11

Изучение функции внимания (устойчивость, концентрация) проводилось  с

использованием теста "Перепутанные линии". Уровень устойчивости и  концентрации внимания

имеет тенденцию к резкому  снижению в 1,5-2 раза у детей группы риска.

Функция внимания развита  хуже всего у детей-правонарушителей. Только у 28%

опрошенных она достигает  нижнего уровня нормы, а 30% из этой группы вовсе отказались от

выполнения задания на внимание. Данное обстоятельство можно  объяснить недостаточной

сформированностью произвольного  внимания и волевой сферы, без  которых невозможно

выполнение трудовых функций. Анализ результатов показывает, что  дети, периодически

уходящие из дома, имеют  показатели внимания значительно хуже, чем дети, постоянно не

живущие дома. Вероятно, это  можно объяснить тем, что постоянное проживание на улице

требует большей включенности механизмов адаптации, лучшего развития познавательных

процессов. Можно предположить, что в этом случае происходит своеобразный отбор: те, кто

обладают лучшим уровнем  развития познавательных процессов, способны выжить вне дома,

уйти "в свободное плавание". Более же слабые совершают лишь своеобразные "вылазки",

возвращаясь в привычную  среду обитания.

Анализ результатов, полученных с использованием проективной методики "Hand-тест",

показывает, что у детей "группы риска" отмечается пик  агрессивности в возрасте 12-14 лет.

Причем следует отметить, что в возрасте 13-14 лет около  четверти отпрошенных по уровню

склонности к открытому  агрессивному поведению идентичны  группе выборки подростков-

Информация о работе Детская беспризорность