Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

человек и прослеживается на всей территории края. На 7 территориях  она остается выше

средней по краю. Только за 2000 год население края снизилось  на 17 тыс. человек в сравнении  с

1999 годом.

2

Остро стоит проблема повышения  эффективной координации и взаимодействия между

структурами, занимающимися  вопросами профилактики детской  безнадзорности и

беспризорности, предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних.

Таким образом, актуальность исследования проблем детской беспризорности и

безнадзорности в Хабаровском  крае обусловлена:

• остротой и масштабами этого социально опасного явления  для национальной

безопасности страны на Востоке  России;

• необходимостью актуализации проблем детства со стороны государственных  и

муниципальных органов власти, краевых средств массовой информации,

общественных организаций, радикального повышения эффективности  их работы;

• поиском нестандартных  путей снижения остроты и негативных последствий

отклоняющегося поведения  детей и подростков для настоящего и будущего развития

региона.

Целью настоящего исследования являются: комплексная оценка состояния и проблем

детской беспризорности и  безнадзорности в Хабаровском крае, выявление факторов,

обусловливающих развитие этого  социально опасного явления и  выработка рекомендаций по

развитию социальной политики в регионе.

Основные задачи исследования:

1. Выявить реальное состояние и специфику феномена детской беспризорности и

безнадзорности в современных  условиях.

2. Дать экспертную оценку  федерального и регионального  законодательства по вопросам

профилактики детской  беспризорности и безнадзорности.

3. Изучить проблемы управленческой  координации и взаимодействия  структур и ведомств,

занимающихся проблемами детской беспризорности и безнадзорности в крае.

4. Разработать рекомендации  по совершенствованию региональной  социальной политики,

направленной на решение  проблемы детской безнадзорности и  беспризорности в регионе.

Теоретико-методологические основы исследования. В настоящем проекте

использован системный подход к оценке детерминант феномена детская  беспризорность и

безнадзорность. Он позволяет  выделять из среды детерминирующие  и системообразующие

факторы, определять состав, структуру, функции, интегральные характеристики (свойства)

изучаемого феномена. Его  основой является общность социальных, психических,

биологических явлений с  другими факторами социальной действительности. Не являясь

самоцелью исследовательского процесса, системный подход предполагает получение реального

социального эффекта. В настоящем  исследовании он видится в развитии идей региональной

социальной политики в отношении преодоления опасного развития детской безнадзорности.

3

Для целей настоящего исследования применяются следующие основные понятия,

определенные законодательством  и наукой:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует

вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,

обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо

должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места

пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном  положении, - лицо в

возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности

находится в обстановке, представляющей опасность для его  жизни или здоровья, либо не

отвечающей требованиям  к его воспитанию или содержанию, либо совершает

правонарушение или антиобщественные действия;

семья, находящаяся  в социально опасном положении, - семья, имеющая детей,

находящихся в социально  опасном положении, а также семья, где родители или законные

представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию,

обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение  либо жестоко

обращаются с ними;1

социально-психологические  состояния - это социально-психологическое явление,

системное по своей природе, занимает промежуточное положение  между процессами

(например, социальная перцепция,  социальное восприятие, социальный  бумеранг,

коммуникация и др.) и  социально-психологическими свойствами (например, ценностные

ориентации, социальные установки, социальные экспектации и др.). С  одной стороны, оно

служит фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, с другой стороны,

оказывает влияние на медленно меняющиеся свойства. Социально-психологические состояния

отражают преобладающие настроения от предельно малой группы людей до самых больших

масс;

неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт,

стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод;

социальное сиротство – явление, отражающее состояние несовершеннолетних,

имеющих родителей, которые  находятся на попечении и под  социальной защитой государства,

а также оставшиеся вне  эффективного социализирующего воздействия  основных институтов

общества.

1 См.: Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних»  от 24.06.99. № 120-ФЗ. Ст.1.

4

Эмпирическую  базу исследования составили:

• результаты интервью и  психологического тестирования 500 детей, отнесенных к категории

безнадзорных и беспризорных. Выборка стратифицирована по половозрастным признакам,

основным территориальным  зонам региона, случайная на этапе  отбора респондентов;

• результаты социологического опроса 200 специалистов. Выборка стратифицирована по

территориально-профессиональным и статусно-деятельностным характеристикам

специалистов, имеющих экспертное мнение по проблемам детской беспризорности и

безнадзорности, представляющих органы социальной защиты, образования,

здравоохранения, внутренних дел, депутаты, государственные и  муниципальные служащие,

представители некоммерческих организаций, руководители специализированных

социальных учреждений;

• результаты контент-анализа 1500 учетных карточек детей из неблагополучных  семей,

отнесенных органами социальной защиты к категории беспризорных и безнадзорных,

зарегистрированных в  краевом центра временной изоляции, специализированных детских

учреждениях. Выборка целенаправленная (с шагом интервала), стратифицированная по

неблагополучным семьям муниципальных  образований (городской и районный уровни);

• результаты психологических  исследований беспризорных и безнадзорных детей с

использованием проективных  психодиагностических методик. Определение  объема выборки

обусловлено поиском отличия  в психологических характеристиках  детей нормы и

беспризорных детей, входящих в группу риска. Формирование экспериментальной  группы

производилось методом случайной  выборки, в которой были представлены все

интересующие нас группы риска, с учетом половозрастного  состава (общее число выборки

289 человек, из них: 7-10-летних 40 человек, 11-12-летних - 70, 13-14 летних  – 91, 15 лет и

старше - 88, 217 – мужского пола, 72 – женского). В качестве контрольной  группы взяты

школьники седьмых классов. Объем контрольной выборки 52 человека;

• вторичный анализ аналитических  материалов, представленных в научных  изданиях, на

страницах региональной прессы;

• результаты качественного  анализа федерального и регионального  законодательства,

регулирующего проблемы профилактики безнадзорности, предупреждения правонарушений

среди несовершеннолетних, неблагополучных семей и детей  с отклоняющимся поведением;

• данные органов государственной  статистики и внутренних дел, комиссий по делам

несовершеннолетних муниципальных  образований Хабаровского края.

Объект исследования:

5

- беспризорные и безнадзорные  дети, находящиеся на улицах, в  центре временной

изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП), в социальных приютах, в

следственном изоляторе, а также дети группы риска в  системе учебных заведений.

Генеральную совокупность безнадзорных и беспризорных детей образуют дети, которые

состоят на учете в органах  социальной защиты в количестве 14116 человек (на 01.01.2002 г.).

Основные гипотезы, подлежащие эмпирической проверке в рамках проекта, основаны

на том, что усиление такого социального явления, как детская  беспризорность и

безнадзорность, является одной  из причин роста преступности, маргинализации регионального

сообщества. Детская беспризорность и безнадзорность охватывают основные возрастные

стадии, на которых происходит развитие как познавательной сферы  личности, так и ее

социализации. Это обусловливает  формирование целого маргинального  слоя, который не

обладает способностями  и желанием к производственно-трудовой деятельности.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Несовершеннолетним, лишенным в силу жизненных обстоятельств  детства, государство

обязано оказать помощь, создавая новые условия жизни. Они  должны обеспечивать

удовлетворения основных базовых потребностей детского возраста (питания, одежды,

гигиенических условий, защищенности от насилия и т.д.). В настоящее  время в Хабаровском

крае функционируют 70 учреждений общественного воспитания в системе  общего образования,

социальной защиты населения. В них содержится 4218 детей-сирот  и детей, оставшихся без

попечения родителей (из них  более 70% имеют родителях).

Исследование  беспризорных детей показало, что все они происходят из

неблагополучных семей. Показателем  неблагополучия являются нарушения  в структуре семьи.

Из числа обследованных  беспризорных детей не имеют родителей  только 7,8% опрошенных.

Дети, не имеющие родителей, лишились их по причине смерти, лишения  родительских прав

или оказались ими брошенными (диаграмма 2). Основная причина лишения  родительских прав

– это злостное уклонение  родителей от своих обязанностей. Ежегодно в крае увеличивается

число детей, родители которых  лишены и ограничены в родительских правах (1999 г. – 799

чел., 2001 г. – 1009 чел.). По состоянию  на 01.07.2002 г. в крае проживает 10813 детей-сирот  и

детей, оставшихся без попечения  родителей.

По результатам исследования, 32,3% беспризорных детей имеют полные семьи; 32,6% -

проживает с одной матерью, с одним отцом – 6,3% детей. Эти  дети пережили типичные для

неполных семей психотравмирующие  обстоятельства: жизнь в конфликтной  семье, распад

родительской семьи, иногда без формального развода, проживание с отчимом или мачехой. Из

числа обследованных детей  в настоящее время проживают  в семье, возникшей в результате

повторного брака, с отчимом  или мачехой 20,7% детей.

6

Нарушения функций  семьи затрагивают несколько поколений. Большинство

обследованных детей (71,8%) имеют  бабушку и дедушку или одного из них, однако отсутствие

у старшего поколения семьи, эмоциональной близости, заботы и  ответственности за воспитание

детей привели к их беспризорности.

От общего количества учащихся общеобразовательных учреждений края 12,8% - это

дети из многодетных семей, из них 73,9% - остро нуждающиеся семьи, имеющие от трех до

девяти детей, двоих детей  имели 36,2% семей, а 36,5% учащихся проживают  в

малообеспеченных семьях, в т.ч. 51,4% этих семей – остро  нуждающиеся. В нашем

исследовании 45,5% обследованных  детей проживали в многодетных  семьях, одного ребенка

имели 17,1% семей.

Помимо нормативных стрессов, общих для большинства современных  семей, многие

семьи на различных стадиях  своего существования испытывают влияние  таких

психосоциальных стрессов, как вынужденное переселение, безработица, болезни и т.д. Как

показал один из важнейших  выводов многолетних зарубежных исследований безработицы,

главный удар она наносит  не по взрослому человеку – он уже  защищён опытом и разумом - а по

его детям. Когда __________человек  теряет работу, первой жертвой становится его сын-подросток.

Переход в категорию “сын безработного” вызывает у мальчика стресс, с которым многие не

справляются. Они пополняют  ряды наркоманов и преступников, даже если материальных

лишений семья ещё не испытывает.

По данным опроса, только у 22,2% подростков работают оба родителя, а в 37,7% семей

работает один из родителей. По разным причинам родители не работают у 28,1% детей. В то

же время не дали ответа или затруднились ответить на вопрос о занятости родителей – 12%

опрошенных.

Одной из причин ухода ребенка  из семьи является физическое насилие, при котором

ребенка жестоко наказывают, избивают, не кормят, насилуют, принуждают. Среди причин, по

которым подросток оказался на улице, большая часть беспризорных детей отметила семейные

конфликты. Так, 20,1% детей  ответили, что родители их пьют, а 18% называют причиной ухода

из дома насилие: “дома  бьют», «родители выгнали», «не ладим  с отчимом» и т.п. В 33,8%

случаев дети ответили, что  их обижают, а в числе своих  обидчиков назвали сверстников

(20,7%), родителей (13,8%), родственников  (4,8%).

Стрессовая ситуация социально-экономического кризиса в семье, в совокупности с

Информация о работе Детская беспризорность