Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

Передним краем общей социальной работы с несовершеннолетними в  западных странах выступают бюро социальных услуг. Они выполняют  роль центров, координирующих деятельность, направленную на недопущение вовлечения подростков в орбиту деятельности судов  по делам несовершеннолетних. Бюро выступает в роли посредника и  контролирует деятельность сервисных  организаций с тем, чтобы она  соответствовала потребностям несовершеннолетнего.

За рубежом практически в  каждой школе есть школьный социальный работник. Обязанностью социальных работников является помощь родителям и детям, они выясняют причины непосещения  детьми учебных занятий, так как  частое отсутствие на уроках может  свидетельствовать о том, что  ребенок сталкивается с какими-либо проблемами дома.После выяснения  этих обстоятельств социальный работник оказывает помощь ребенку и его  родителям.

Охрана семьи и детства в  странах Западной Европы осуществляется на двух уровнях. Один из них– территориальный  – принадлежит органам местного самоуправления, другой –интернатский  – областным властям. Как жизнь  ребенка может изменяться, если в  родной семье возникают проблемы?

У социальных работников территориального уровня есть следующие возможности: через школу, где учится ребенок, он получает информацию о ребенке  и начинает обращаться во все учреждения к разным специалистам. Если же в  школе нет социального работника  или же он не является профессионалом, он обращается к местной власти, посылает ребенка в «Местное консультационное учреждение», где работают квалифицированные  специалисты. Кроме того, местная  семейная служба оказывает материальную помощь неблагополучным семьям. Если в семье произошел развод, мужчина  ушел из семьи,одинокая женщина осталась беременной, местные органы самоуправления принимают решение о направлении  ребенка в государственное учреждение и оформляют опекунство «Института охраны детства и юношества».

Как правило, специалистов,которые  могли бы сразу принять ребенка  «как родного» – нет, а интенсивность  связи с семьей падает.

Особой заботой сотрудников  службы социального обеспечения  является выявление детей,подвергшихся жестокому обращению, страдающих от неблагоприятных факторов семьи.В  своей концепции сотрудники детских  центров защиты исходят из необходимости  знать причины возникновения  насилия, понять всю совокупность проблем  насилия,что требует рассмотрения насилия над детьми не только как  явление выражения семейных конфликтов, но и общественных предпосылок, так  как разлад в семье рассматривается  социальными службами в контексте  общественных условий его преодоления.

В Австрии дети, подвергшиеся опасности  из-за насилия в семье, могут быть приняты в группу проживания при  региональном кризисном центре.

Принятые в центр дети продолжают посещать свою обычную школу и  поддерживают отношения со своими друзьями и родителями, с которыми одновременно ведется работа. Задача кризисного центра состоит в том, чтобы разработать  в кризисной ситуации совместно  с детьми и родителями новые пути решения конфликтов на длительное время.

Во многих западных странах существуют службы телефонов доверия для  юных беглецов,оказывающие бесплатные услуги. Специалисты службы проводят профилактические консультации с подростками, собирающимися сбежать из дома, предоставляют  информацию о расположенных в  районе проживания подростка учреждениях  по оказанию неотложной социальной помощи, выступают посредниками при установлении контактов между подростками  и семьей.

Важным элементом общей стратегии  заботы о несовершеннолетних является обеспечение подобающего местожительства, способного заменить семью. С этой целью  в системе детских учреждений создана широкая сеть приютов  для детей-сирот и брошенных  детей, в которых воспитателями  являются социальные работники. Эти  учреждения функционируют на стационарной основе и выполняют функции реабилитационных центров.

Каждый центр рассчитан на 8–10 детей. В США таких центров  насчитывается более 200. При решении  проблем подростка специалисты  приюта стремятся увидеть в нем  не трудновоспитуемого, а полноправного  партнера.

В Германии широко распространенны  лечебно-профилактические дневные  учреждения для детей.Это полустационарные организации, в которых дети пребывают  с 8 до 17 часов.

Данные учреждения отличаются от приютов  целевыми группами и специальным  лечебно-профилактическим и терапевтическим  обслуживанием. Они позволяют не только ликвидировать дефицит в  развитии ребенка и уменьшить  число нарушений в его поведении, но и оказать благотворное влияние  на атмосферу в семье посредством  совета с родителями, семейной терапией и, если необходимо, вмешательством в  кризис.

В последнее время, наряду с детскими домами и приютами для детей и  подростков, появились такие формы  социальной работы, как помещение  ребенка в другую семью,проживающую  в том же месте или, дневная  помощь. Возникновение таких форм социальной помощи было связано с  осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков. Во-первых,помещенные в специальные  места они утрачивают связь со своей социальной средой,во-вторых, совместное проживание подростков с  проблемами вызывает еще большее  количество проблем.

Дома заместительства функционируют  под эгидой как государственной  опеки, так и на частных и общественных началах.

Для работы с несовершеннолетними, бросившими школу и имеющими минимальную  социальную поддержку, в странах  запада существует центры социальной помощи молодежи.Работа центров направлена на предоставление подросткам возможности  приобретения положительного опыта, улучшения  их представления о себе, и развития у них социальных навыков. Во время  реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план, и акцент делается на оказание именно социальной помощи.

Важным элементом отвлечения подростка  от правонарушения является профилактическая деятельность. Так, например, в Америке  существуют с этой целью учреждения «Мост через мутный поток».

Социальные работники разъезжают на специальных автобусах в места  скопления детей.Устанавливая там  автобусы на длительный срок, они обеспечивают их витаминами,соками и др. И если кто-то из несовершеннолетних хочет  изменить свою жизнь,социальные работники  готовы им помочь.

В Голландии с профилактической целью создаются кафе для молодёжи, клубы по интересам. В жилых домах  социальные работники устраивают своеобразные этажи отдыха, где есть всё необходимое  для простых занятий спортом, музыкальные установки, видеотехника.

При работе с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной  ситуации, социальный работник за рубежом  должен обладать двумя «вилами знаний»: практические знания(сведения о социально-бытовых  условиях района, информированность  о социальных службах); знания, раскрывающие смысл поведения несовершеннолетних.

В зарубежных странах существуют различные  категории социальных работников, занимающиеся проблемами реабилитации подростков. Кроме участковых, действующих непосредственно  в общине, ряд социальных работников функционирует в образовательных  и лечебных учреждениях, молодежных и подростковых центрах,проводя  индивидуальную и групповую работу. Социальная работа за рубежом с несовершеннолетними  строится в том направлении, чтобы  защитить детей от негативного влияния  окружающих. При наличии негативных факторов в семье несовершеннолетним предоставляется временное или  постоянное содержание в другой семье  или специальном детском доме.

3.3Организация социальной  работы с несовершеннолетними  в учреждениях социальной реабилитации: отечественный опыт

 

В современной России существенными  признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление  его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, – изменение  отношения к детям вплоть до полного  вытеснения их из семьи,безнадзорность огромного количества детей и  подростков во всех регионах страны.

Ежегодно на30–40 тысяч человек  увеличивается общее число детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них относится  к социальным сиротам.

В 1990-е годы сложилась определенная система профилактики детской безнадзорности и правонарушений, приняты меры по развитию законодательства в этой области.Утвержден  Семейный Кодекс Российской Федерации, который включает такие разделы,как  «Права несовершеннолетних детей», «Приемная  семья». В 1998 году вступил в силу ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации», который  определил социальную реабилитацию ребенка как мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды  жизнеобеспечения, усилению заботы о  нем.

Деятельность специализированных учреждений отнесена к компетенции  органов социальной защиты населения. Данное положение было закреплено в  Федеральным законом «Об основах  социального обслуживания населения», распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1995 года и  постановлением правительства РФ «Об  утверждении примерных положений  о специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся  в реабилитации». В соответствии с принятыми нормативами были созданы такие учреждения помощи семье и детям, как социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, территориальные центры социальной помощи семье и детям.

Основополагающим документом для  решения проблем социальных отклонений в детской среде является закон  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон выделил задачи, соответствующие  новым методикам профилактики, изменил  функции субъектов профилактики детской безнадзорности. Основные задачи в законе сводятся к:

– осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних,выявлению  и устранению причин, способствующих этому;

– организации контроля за условиями  воспитания и обучения, за педагогическим обращением с несовершеннолетними  в органах профилактики беспризорности;

– осуществлению всех возможных  мер для того, чтобы подросток  получил среднее образование;

– отказу от карательных мер в  отношении несовершеннолетних детей  и их семей;осуществлению деятельности, основанной на нормах международного права.

В 2006 году была разработана и утверждена программа мер по преодолению  социального сиротства и улучшению  положения детей, оставшихся без  попечения родителей до2010 года. Программа  предусматривает решение таких  вопросов, как совершенствование  нормативно-правовой базы, поддержка  семей в воспитании и образовании  детей, социальная защита детей сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей. Впервые предусмотрено введение социально-образовательного полиса для детей из социально незащищенных семей, что дает таким детям больше гарантий для получения образования.

На 1 января2006 года в Российской Федерации  действовало 1162 учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 754 стационарных отделений для несовершеннолетних, 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального  обслуживания семьи и детей. В  течение 2008года учреждениями социального  обслуживания были предоставлены услуги 340тысячам несовершеннолетних.

В зависимости от того, с какими категориями детей и подростков, а также семей социального  риска приходится работать специалистам, их направления деятельности строятся в определенной системе, в которой  реализуются меры первичной, вторичной  и третичной профилактики.

Первичная профилактика и ранняя коррекция  поведения ребенка и родительско-детских  отношений осуществляются общеобразовательными учреждениями, досуговыми социально-педагогическими  центрами, центрами психологической  консультации и педагогической реабилитации.

Объектами первичной работы являются дети и подростки, которые не были замечены в проявлении антиобщественных поступков, но пребывают долгое время  в социально-опасном положении  и имеют проблемы в школьном обучении,интеллектуальном развитии, общении, имеют неустойчивые социальные связи с семьей, родственниками, которые в дальнейшем могут привести к побегам ребенка из семьи  или воспитательного учреждения.

Органы управления образованием в  работе с беспризорными детьми и  их семьями выделяют приоритетными  следующие задачи:

– ведение учета несовершеннолетних, систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в общеобразовательных  школах;

– создание психолого-педагогической комиссии для выявления несовершеннолетних, имеющих трудности в обучении, развитии или поведении, для дальнейшей рекомендации обучения;

– оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим  проблемы в обучении;

– консультирование родителей, разъяснение  взрослым половозрастных и индивидуально-психологических  особенностей детей, критический анализ педагогических действий родителей  или лиц, их заменяющих.

Субъекты реабилитационного пространства, осуществляющие свою деятельность на первом уровне, ставят целью гyманизацию  социума ребенка, гармоничное его  развитие,профилактику школьной и социальной дезадаптации.

Глубокую социально-педагогическую коррекцию поведения ребенка  и членов его семьи, а также  раннюю реабилитацию детей, имеющих  склонность к девиации, осуществляют: Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, призванные выявлять случаи нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых и другие права, а также информировать  о недостатках деятельности органов  и учреждений, препятствующих профилактике детской беспризорности; Органы опеки  и попечительства, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без  попечения родителей или находящихся  в обстановке, представляющей угрозу для их здоровья и развития; Органы здравоохранения, несущие ответственность  за обследование, наблюдение, лечение  безнадзорных и беспризорных детей, которые употребляют спиртные напитки,наркотические  средства, одурманивающие или психотропные вещества.

Информация о работе Детская беспризорность