Япония-характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:06, контрольная работа

Описание

Географические условия Японских островов влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…...…….… 3
1. ЭТНОГЕНЕЗ…………………………………………….………………… 5
1.1. Происхождение этнонима……………………………………………... 5
1.2. Антропологическая характеристика…………………………………... 7
1.3. Формирование территории. Этнотопонимы………………………….. 8
1.4. Происхождение японского языка. Антропонимы……………………. 10
1.5. Демографическая характеристика населения Японии……………….. 13
1.6. Социальные нормы поведения японцев………………………………. 15
2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЯПОНИИ…………………….. 17
2.1. Специфика японских поселений………………………………………. 17
2.2.Особенности японского жилища……………………………………….. 18
2.3. Характерные черты японской одежды………………………………… 23
2.4. Особенности японской системы питания……………………………... 26
2.5. Специфика хозяйственной жизни Японии……………………………. 27
3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНИИ…………………………………... 29
3.1. Миграционные процессы и их последствия…………………………... 29
3.2. Историко-статистическая характеристика изменений этноса……….. 30
3.3. Межкультурные и межэтнические взаимоотношения……………….. 30
3.4. Этноязыковая динамика………………………………………………... 31
3.5. Изменения в социальном устройстве………………………………….. 33
3.6. Динамика хозяйственной деятельности………………………………. 35
3.7. Политические изменения в истории Японии…………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………..…………………...….…… 41
ЛИТЕРАТУРА…………………………… ……..………….……………….. 43

Работа состоит из  1 файл

Kontr_na_25_12_yapontsy.docx

— 97.24 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Ст.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…...…….…

3

1. ЭТНОГЕНЕЗ…………………………………………….…………………

5

1.1. Происхождение этнонима……………………………………………...

5

1.2. Антропологическая  характеристика…………………………………...

7

1.3. Формирование  территории. Этнотопонимы…………………………..

8

1.4. Происхождение  японского языка. Антропонимы…………………….

10

1.5. Демографическая характеристика  населения Японии………………..

13

1.6. Социальные  нормы поведения японцев……………………………….

15

2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ  В ЯПОНИИ……………………..

17

2.1. Специфика японских  поселений……………………………………….

17

2.2.Особенности японского жилища………………………………………..

18

2.3. Характерные черты японской  одежды…………………………………

23

2.4. Особенности японской системы  питания……………………………...

26

2.5. Специфика хозяйственной жизни  Японии…………………………….

27

3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ  ЯПОНИИ…………………………………...

29

3.1. Миграционные процессы  и их последствия…………………………...

29

3.2. Историко-статистическая характеристика  изменений этноса………..

30

3.3. Межкультурные и межэтнические  взаимоотношения………………..

30

3.4. Этноязыковая динамика………………………………………………...

31

3.5. Изменения в социальном устройстве…………………………………..

33

3.6. Динамика хозяйственной деятельности……………………………….

35

3.7. Политические изменения в  истории Японии………………………….

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………..…………………...….……

41

ЛИТЕРАТУРА…………………………… ……..………….………………..

43


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По отношению к иностранцу японцы могут вести себя так, как  никогда не поступят с японцем. За границей они с легкостью сделают  такое, чего ни за что не позволят себе на родине. А все потому, что у них четко разграничены понятия «учи» (то, что внутри, – «свое») и «сото» (то, что вовне, – «чуждое»). Чтобы пользоваться уважением и заботой окружающих, иными словами, иметь достойный статус среди японцев, вы должны быть учи – «своим». В противном случае вам особенно не на что рассчитывать: ведь вы чужак, сото, а потому в лучшем случае заслуживаете снисходительного пренебрежения. Вас просто не замечают. Для японцев иностранцы – безусловно, сото в подавляющем большинстве случаев. Япония – учи, заграница – сото, поэтому за морем вы вправе вести себя как угодно. Ведь дома об этом все равно никто не узнает. Меткая поговорка гласит: «Никто не вспомнит о том, что случилось в пути».

Япония – островная  страна, окруженная бурным, опасным  морем, а потому японцам веками удавалось  сохранять чистоту нации. Свою гомогенность, расовую однородность они, безусловно, считают огромным плюсом; многие фразы  начинаются со слов: «Мы, японцы…» –  как будто все японцы думают и  поступают абсолютно одинаково.

Географические условия Японских островов влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.

Один японский чиновник весьма своеобразно объяснил разницу между  японцами и европейцами. Он сравнил  японцев с аналоговыми, а европейцев – с цифровыми устройствами. Механические часы дают правильную информацию только тогда, когда вы рассматриваете в едином комплексе большую стрелку, маленькую стрелку и циферблат. Ни одна из указанных составляющих сама по себе не скажет вам, который сейчас час. Более того, по механическим часам вы можете определить, что в данный момент половина четвертого, а вот через пять минут будет без двадцати пяти минут четыре. Чтобы часы исправно показывали время, стрелка должна логически и регулярно совершать вращение на циферблате.

Японцы воспринимают себя как части механических часов, которые  всегда в гармонии между собой  и движутся по жизненному курсу в  соответствии с законами логики. Электронные  же часы сообщают точное время в  данный конкретный момент, однако эта  информация никак не связана с  предыдущей или последующей информацией  и совершенно дискретна.

 

1. ЭТНОГЕНЕЗ

1.1.  Происхождение  этнонима

Название страны — Япония во всех европейских языках происходит от искаженного чтения двух иероглифических  знаков, составляющих собственное название этой страны — Нихон или, в более  торжественном и официальном  стиле, Ниппон. Первый из этих знаков означает солнце, а второй — корень или  основу. Отсюда иносказательное обозначение  Японии как Страны восходящего солнца.

Самоназвание японцев - 日本人 - нихондзин, ниппондзин («дзин» значит человек). Экзоним «японцы» представляет собой искажённое самоназвание, обозначающее «житель Ниппона», то есть Японии.

Слово «японцы» может употребляться  как нейтральный термин для обозначения  всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество - «японский  этнос» (без рюкюсцев и айнов ) или  политическое - «японскую нацию» (вместе с рюкюсцами и айнами).

Проблему происхождения  японцев можно рассматривать  с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований  «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского  этноса и нации. На сегодня общепризнаной считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с III в. до н.э. и заканчивая VII в., эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для  них гораздо сложнее. Большинство  ученых считают, что японцы как этнос  возникли на основе яматоской этно-общественной группы в VI-VII вв., основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» - это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в IX в.

В советском японоведении считалось, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с австронезийскими племенами.

В середине первого тысячелетия  до нашей эры на Японские острова  через Корейский пролив с юга  Корейского полуострова проникают  так называемые протояпонские племена. Процесс культурного развития пришлых племен, их взаимодействие с местным австронезийско-айнским населением происходили вплоть до V в.

К VI—VII вв. островное население  восприняло из Кореи, а также и  из Китая элементы китайской и  корейской культуры. В VIII в. завершилась  ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого  севера острова Хонсю. Местное айнское  население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства - Япония, в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Разные культурные сообщества японских островов, включая айнов и рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

В настоящее время Япония — одна из самых однородных по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы.

Трудности, которые возникают  при поиске происхождения японцев  связаны с отсутствием согласованной  и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет  также и консенсуса того, каким  из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в  нейтральном смысле, для обозначения  жителей Японии, или же как синоним  словосочетания «жители Японии».

 

1.2. Антропологическая характеристика

Население Японии отличается национальной гомогенностью. Примерно 99% в составе населения приходится на японцев и менее 1% - на неяпонцев.

Наиболее крупные национальные меньшинства образуют корейцы (примерно 700 тысяч человек), которые были ввезены в качестве рабочей силы во время 2-ой Мировой Войны и рассеялись в городах Центральной и Южной Японии. Европейцев и американцев очень мало.

На острове Хоккайдо, в  основном в сельской местности, проживает  около 16 тысяч айнов. Древнейшие айнские  племена принадлежат к специфической  ветви австралоидной расы. Сейчас айнский народный костюм, обрядность, танцы можно увидеть на Хоккайдо лишь в качестве развлечения для туристов с целью заработать деньги.

Одна из национальностей в Японии - «буракумины» - потомки так называемых людей подлых профессий: кожевников, мусорщиков, скоморохов и других, которые в феодальной Японии стали вне сословий, выделялись в бесправную группу и жили в специальных поселках (где они живут и по сей день). В Японии около 600 таких поселений, общая численность - 2-3 миллиона человек (преимущественно в Юго-Западной Японии). По расовому признаку и диалекту они не отличаются от окружающего населения, официально уравнены в правах с остальными Японцами, но их дискриминация сохраняется во всех сферах общества и производственной жизни.

Некоторыми особенностями  культуры (народный костюм, обычаи) отличаются жители Рюкю. Ранее они представляли свою государственность, а сейчас влились в японскую нацию в качестве её особой этнографической группы, распадающейся в свою очередь на более мелкие подгруппы. Этнографическим своеобразием отличается и крестьянское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии.

 

1.3. Формирование территории. Этнотопонимы

Одной из основных особенностей географического положения Японии считается ее островная изолированность, что оказало огромное влияние  на жизнь ее обитателей. Однако следует  иметь в виду, что отделенность нынешней Японии от материка — явление  историческое, т. е. имеющее свои временные  границы. В эпоху плейстоцена  Япония была связана с материком  сухопутными переходами. Считается, что во время максимального оледенения вюрмского периода уровень океана был на 140 м ниже нынешнего. Это  позволяло проникать на архипелаг  переселенцам из разных частей Азии — как с юга (через о. Кюсю), так и с севера (через о. Хоккайдо).

Таким образом, ранняя культура обитателей Японии формировалась в  результате тесного взаимодействия различных культурных и антропологических  компонентов. Наибольшее значение для  формирования собственно японской культуры имел южный морской путь, обеспечивавший связь с Корейским полуостровом и с Китаем. Достаточно заметные инокультурные этнические вливания оттуда продолжались вплоть до VII в. н.э. Но и после этого культурные связи с Дальним Востоком (в особенности с Китаем) были чрезвычайно важным фактором в эволюции японской культуры.

Природные условия архипелага предопределили и значительную изолированность друг от друга отдельных регионов. Начиная по крайней мере с VII в. и вплоть до середины XIX в. политико-административная карта Японии неизменно подразделялась приблизительно на 60 провинций.

Кроме того, следует отметить большую протяженность Японского  архипелага. Узкая гряда островов вытянута в направлении с северо-востока  на юго-запад в пределах 45° — 24°  северной широты. Поэтому условия  обитания населения разных регионов Японии весьма различны. К тому же обилие гор способствует консервации локальных  особенностей стиля жизни.

Информация о работе Япония-характеристика