Япония-характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:06, контрольная работа

Описание

Географические условия Японских островов влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…...…….… 3
1. ЭТНОГЕНЕЗ…………………………………………….………………… 5
1.1. Происхождение этнонима……………………………………………... 5
1.2. Антропологическая характеристика…………………………………... 7
1.3. Формирование территории. Этнотопонимы………………………….. 8
1.4. Происхождение японского языка. Антропонимы……………………. 10
1.5. Демографическая характеристика населения Японии……………….. 13
1.6. Социальные нормы поведения японцев………………………………. 15
2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЯПОНИИ…………………….. 17
2.1. Специфика японских поселений………………………………………. 17
2.2.Особенности японского жилища……………………………………….. 18
2.3. Характерные черты японской одежды………………………………… 23
2.4. Особенности японской системы питания……………………………... 26
2.5. Специфика хозяйственной жизни Японии……………………………. 27
3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНИИ…………………………………... 29
3.1. Миграционные процессы и их последствия…………………………... 29
3.2. Историко-статистическая характеристика изменений этноса……….. 30
3.3. Межкультурные и межэтнические взаимоотношения……………….. 30
3.4. Этноязыковая динамика………………………………………………... 31
3.5. Изменения в социальном устройстве………………………………….. 33
3.6. Динамика хозяйственной деятельности………………………………. 35
3.7. Политические изменения в истории Японии…………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………..…………………...….…… 41
ЛИТЕРАТУРА…………………………… ……..………….……………….. 43

Работа состоит из  1 файл

Kontr_na_25_12_yapontsy.docx

— 97.24 Кб (Скачать документ)

Японские географические названия подчиняются тем же законам  словообразования и фонетики, что  имена и фамилии. Они имеют  различную этимологию: например, на острове Хоккайдо многие названия произошли  из айнского языка, но записаны иероглифами  и приспособлены под особенности  фонетики японского языка. По времени  возникновения все японские топонимы можно разделить на две большие  группы

1)      старые  исконные названия местностей, бытовавшие  до появления письменности в  Японии. Для их написания часто  использовался один из двух  способов  написания названий  иероглифами – фонетический. Когда  появилась письменность, эти названия  нужно было как-то приспособить  к иероглифической системе письменности. В большинстве случаев при  записи топонимов с неясной  этимологией иероглифы использовались  фонетически. Фонетически записывались  названия, произошедшие из айнского, а также китайские и корейские  названия.

2)      новые  названия, сформировавшиеся под  влиянием китайских иероглифов.

С заимствованием китайской культуры и письменности многие японские топонимы приобрели китайские черты. Например, название современной японской столицы 東京 Токио заимствовано из Китая (от кит. «дунцзинь» – «восточная столица»).

Часто встречающиеся в  названиях японских топонимов иероглифы  переводятся так: та — поле, сима — остров, кава — река, сан и  яма — гора (соответственно китайское  и японское чтение одного и того же иероглифа), иси и сэки (то же) —  камень, син и нии (то же) — новый. Смысл большинства географических названий понять несложно — в них  отражены яркие особенности самого места или его географического  положения.

 

1.4. Происхождение японского языка. Антропонимы

Вопрос о происхождении  японского языка является одним  из наиболее спорных вопросов, когда-либо существовавших в истории. Специалисты  исторической лингвистики сходятся во мнении, что японский язык является японическим языком (Japonic language), но они  не пришли к однозначному выводу относительно происхождения японского языка  и его генетического родства  с другими языками. Именно по этой причине японский язык считается  одним из изолированных, и хоть это  звучит парадоксально, фактически, японский язык является единственным языком, имеющим  большое количество носителей, но генетическая принадлежность которого до сих пор  остается под вопросом. Такая неоднозначность  породила большое число конкурирующих  теорий, рассматривающих этногенез  японского языка. Ниже приведены  основные гипотезы:

  • Японский язык относится к группе мертвых языков, на которых говорили исторические культуры, проживавшие там, где сейчас расположены Корейский полуостров и Маньчжурия.
  • Японский язык является родственным с другими азиатскими языками. Данная теория утверждает, что японский язык отделился от других восточноазиатских языков (корейского и, возможно, сино-тибетских языков) или подвергся огромному влиянию этих языков.
  • Японский язык имеет родственную связь с языками, входящими в состав алтайской языковой семьи. К данной группе также относят монгольский, тунгусо-маньчжурский, турецкий, а иногда даже корейский языки.
  • По употреблению префиксов и по своей фонологической системе с ограниченным числом согласных и преобладанием открытых слогов, японский язык – это своего рода креол, в котором смешались алтайские и австронезийские элементы – грамматическая структура, типичная для алтайских языков, и основной словарный фонд, базирующийся на австронезийской лексике.
  • Японский язык генетически связан с южноазиатскими языками. Результаты некоторых исследований дают основания утверждать, что японский язык является родственным с тамильским языком, входящим в группу дравидийских языков, распространенных на территории Южной Индии.

 

На территории Японии распространено свыше десятка диалектов. Такое  многообразие объясняется спецификой горной местности, представленной цепью  островов, а также полной изоляцией  Японии от внешнего мира, длившейся  в течение многих лет.

С недавних пор общенациональным языком Японии считается стандартный  литературный японский язык, который  приобрел такой статус, в большей  степени, благодаря телевидению. Молодое  поколение Японии обычно говорит  на смешанном языке, который представлен  стандартным языком и местными диалектами.

Современные японские имена  состоят из двух частей — фамилии, которая идет первой, и имени, которое  идет вторым. Правда, японцы часто записывают свои имена в «европейском порядке» (имя — фамилия). Для удобства японцы иногда пишут свою фамилию заглавными буквами, чтобы ее не путали с именем (из-за вышеописанного разнобоя). Исключение составляет император и члены его семьи. У них фамилии нет. Девушки, выходящие замуж за принцев, также теряют свои фамилии.

До начала реставрации Мэйдзи фамилии были только у аристократов (кугэ) и самураев (буси). Все остальное население Японии довольствовалось личными именами и прозвищами. Женщины аристократических и самурайских семей также обычно не носили фамилий, так как не имели права наследования. В тех случаях, когда фамилии у женщин все-таки были, они не меняли их при вступлении в брак.

Фамилии делились на две  группы — фамилии аристократов и  фамилии самураев. Личные имена аристократов и высокопоставленных самураев формировались из двух кандзи (иероглифов) «благородного» смысла. Личные имена самураев-слуг и крестьян часто давались по принципу «нумерации». Первый сын — Итиро , второй — Дзиро , третий — Сабуро , четвертый — Сиро , пятый — Горо и т.д. Также, кроме «-ро» , для этой цели использовались суффиксы «-эмон» , «-дзи» , «-дзо» , «-сукэ» , «-бэ» .

В отличие от мужских имен, женские имена обычно записываются не кандзи, а хираганой. В конце имен девушек из благородных семей добавлялся суффикс «-химэ» . Его часто переводят как «принцесса», но на самом деле он использовался по отношению к всем знатным барышням. Для имен жен самураев использовался суффикс «-годзэн» . Часто их называли просто по фамилии и званию мужа. Личные имена замужних женщин практически использовались только их близкими родственниками. Для имен монахов и монахинь из благородных сословий использовался суффикс «-ин».

В ходе реставрации Мэйдзи всем японцам были присвоены фамилии. Естественно, что большая их часть была связана с различными приметами крестьянской жизни, особенно с рисом и его обработкой. Эти фамилии, как и фамилии высшего сословия, также обычно составлялись из двух кандзи.

Наиболее распространенные сейчас японские фамилии — Судзуки, Танака, Ямамото, Ватанабэ, Сайто, Сато, Сасаки, Кудо, Такахаси, Кобаяси, Като, Ито, Мураками, Оониси, Ямагути, Накамура, Куроки, Хига.

По закону, принятому во времена императора Мэйдзи, после  заключения брака муж и жена по закону обязаны принять одну фамилию. В 98% случаев это фамилия мужа.

После смерти японец получает новое, посмертное имя (каймё), которое  пишется на особой деревянной табличке (ихай). Эта табличка считается воплощением  духа усопшего и используется в поминальных  обрядах.

 

1.5. Демографическая характеристика населения Японии

Япония, отличаясь высоким  показателем средней плотности  населения (330 чел./км2), относится к  очень густо заселенным странам  мира. Однако население размещено  неравномерно - около 60% жителей страны сосредоточено примерно на 28% ее территории. Большинство населения сконцентрировано на Тихоокеанском побережье, где  находятся крупнейшие города страны, образующие самый большой в мире мегаполис - Токайдо (60 млн. чел.). Уровень урбанизации в Японии составляет примерно 78%. Наиболее крупными городами являются Токио (8 млн. чел.), Иокогама (4 млн. чел.), Осака (3 млн. чел.), Нагоя, Киото, Кобе, Саппоро, Фукуока.

Демографическая ситуация в  Японии достаточно стабильная - численность  населения увеличивается небольшими темпами при естественном приросте 3-4%. Японская нация занимает одно из лидирующих мест в мире по продолжительности  жизни, показатель которой уже превысил 80 лет. По численности населения Япония занимает 9-е место в мире .

Имеются сведения, что учет населения на территории современной  Японии осуществлялся уже в глубокой древности. Правда необходимо отметить малонадежность их данных, так как учитывалось не все население, а только хэймины (простолюдины). Учету не подлежали самураи (дворяне), - правящая верхушка, воины, деклассированные элементы общества, а в отдельных «куни» (провинциях, княжествах) — дети моложе 15 лет. Кроме того, учет осуществлялся не на всей территории и был сильно растянут во времени, а также материалы и результаты проводившихся учетов сохранились лишь частично.

Революция 1868 г., известная  под названием «реставрация Мэйдзи» означала вступление Японии на путь капиталистического развития, которое диктовало необходимость реорганизации системы демографического учета для получения более точной и подробной информации о населении. Имеющиеся оценки численности населения Японии до XVIII в. из-за недостаточной надежности официальных статистических данных существенно варьируют. По мнению специалистов, в XV в. н. э. население Японии насчитывало 6—7 млн человек и было расселено более компактно, чем предполагалось до этого ранее. К концу XVI в его численность колебалась от 13 до 18 млн. человек, т. е за 8—9 веков увеличилась всего в 2,5 раза, что свидетельствует о весьма низких темпах прироста. Для периода сёгуната Токугава, завершающей стадии феодализма в Японии , численность населения оценивается в пределах 30—32 млн. человек.

Постоянно усиливавшаяся  феодальная эксплуатация и массовое обнищание крестьян, их вынужденное  бегство с земли и деградация сельского хозяйства — всё это вызвало стремление населения к ограничению рождаемости путем абортов и детоубийства. Высокий уровень смертности обусловливался также бесконечными междоусобными воинами, народными восстаниями, эпидемиями, голодом, а также частыми стихийными бедствиями, против которых в то время не было эффективных средств защиты.

С 1868 г., когда произошел  поворот в социально-экономическом  и политическом развитии Японии, начался  качественно новый период в ее демографической истории. Он отличается от всех предшествовавших периодов ускорением темпов прироста и многократным увеличением  численности населения, радикальными изменениями процессов его воспроизводства, отчетливо выраженной зависимостью демографических изменений от специфического проявления общих закономерностей  капитализма в ходе социально-экономического и политического развития Японии, усилением регулирующего воздействия государства на динамику роста населения, повышением внимания общественности к проблемам народонаселения и активизацией научной деятельности в этой области.

 

1.6. Социальные нормы поведения японцев

Среди многообразия социальных норм выделяются нормы внутригруппового общения, нормы межгруппового общения  и общенациональные нормы.

Общенациональные нормы  — это образования прежде всего  социально-психологические, они формируются  в процессе общения. Каждая культура имеет специфические, только ей свойственные общенациональные нормы. Среди таких  норм в Японии выделяются прежде всего  нормы гири.

Гири — это и обязательство, и ритуал выполнения обязательства, и долг благодарности. В широком  смысле гири проявляется в соответствующем  общении вышестоящего с нижестоящим, во взаимодействиях между равными, в ритуалах общения между соседями и т. д. В настоящее время придерживаться отношений гири наиболее свойственно  лицам старше 40—45 лет. Однако у всех японцев без исключения они сохраняются  в виде особых форм долга благодарности.

Долг благодарности возмещается  в Японии два раза в год: в середине года в виде подарка по случаю поминовения  усопших (о - тюгэн) и в конце года в виде подарка по случаю конца  года (о - сэйбо). Не случайно это время  является временем выплаты служащим премиальных, так как администрация знает, что у каждого есть чувство долга перед другим. Гири распространены и при заключении сіделок, и в политических кругах.

Исследователи отмечают разное отношение к гири в зависимости  от возраста и пола. Юноши считают отношения гири эгоистичными, утилитарными, устаревшими. Девушки же видят в них добродетель, альтруизм, считают современными. Старшее поколение в Японии признает гири высшей моральной категорией, отражающей совершенство человеческой личности. Люди среднего возраста проявляют в отношении гири определенную сдержанность. Однако гири — это все же общая социальная норма поведения в Японии.

Нормы гири в сознании японцев неотделимы от ниндзё (букв. «человеколюбие»). Хотя обе эти социальные нормы родились в феодальном обществе, вторая из них в отличие от первой признается молодежью. Между гири и ниндзё существует тонкое психологическое различие. Можно сказать, что гири — атрибут социальных отношений, а ниндзё — подлинные чувства, переживаемые людьми в системе этих отношений.

Правовая система Японии исходит из гири и опирается на его правила. Составители законов  четко отдают себе отчет в том, что не следует вступать в противоречие с нормами неписаных, но очень  строгих правил.

Японская этика представляет собою синтез древнейших воззрений, идеалов, конфуцианства, буддизма и  в известной степени христианства. Этот синтез отражается в японском общественном сознании в виде специфической  доктрины до (Пути), в некотором смысле идентичном дао. По японским понятиям, истинный Путь выражается в любви  к родителям, уважении к старшим, соблюдении цепи ритуалов. Согласно японской традиции. Путь находится у человека под рукой, его не надо искать на расстоянии.

Информация о работе Япония-характеристика