Япония-характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 02:06, контрольная работа

Описание

Географические условия Японских островов влияли на характер их обитателей. Из древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10 веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом, возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности, независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания нации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…...…….… 3
1. ЭТНОГЕНЕЗ…………………………………………….………………… 5
1.1. Происхождение этнонима……………………………………………... 5
1.2. Антропологическая характеристика…………………………………... 7
1.3. Формирование территории. Этнотопонимы………………………….. 8
1.4. Происхождение японского языка. Антропонимы……………………. 10
1.5. Демографическая характеристика населения Японии……………….. 13
1.6. Социальные нормы поведения японцев………………………………. 15
2. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ЯПОНИИ…………………….. 17
2.1. Специфика японских поселений………………………………………. 17
2.2.Особенности японского жилища……………………………………….. 18
2.3. Характерные черты японской одежды………………………………… 23
2.4. Особенности японской системы питания……………………………... 26
2.5. Специфика хозяйственной жизни Японии……………………………. 27
3. ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНИИ…………………………………... 29
3.1. Миграционные процессы и их последствия…………………………... 29
3.2. Историко-статистическая характеристика изменений этноса……….. 30
3.3. Межкультурные и межэтнические взаимоотношения……………….. 30
3.4. Этноязыковая динамика………………………………………………... 31
3.5. Изменения в социальном устройстве………………………………….. 33
3.6. Динамика хозяйственной деятельности………………………………. 35
3.7. Политические изменения в истории Японии…………………………. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………..……………………..…………………...….…… 41
ЛИТЕРАТУРА…………………………… ……..………….……………….. 43

Работа состоит из  1 файл

Kontr_na_25_12_yapontsy.docx

— 97.24 Кб (Скачать документ)

Вторым поворотным моментом стали действия западных стран, имевшие  целью заставить Японию отказаться от политики полной изоляции страны. Япония открыла двери миру, однако всегда поддерживала свою однородность — культурную, национальную, духовную. Даже сегодня в национальном отношении Япония остается одной из наиболее «чистых» стран, хотя и приняла небольшое число беженцев из Вьетнама. Около 85 % «инородцев» в Японии составляют корейцы, три четверти которых там родились. Однако многие компании не станут нанимать или продвигать по службе корейцев. Зарубежные бизнесмены говорят о трудностях быть принятыми в обществе японцев.

 

3.4. Этноязыковая динамика

Переломным моментом японской истории была буржуазная революция 1867-1868 гг. Последовавшая за ней эпоха была периодом формирования и развития японского капитализма, активной европеизации японской культуры. Многое из того, что осталось от феодальных времен, не соответствовало новым общественным отношениям. Одной из проблем, требовавших скорейшего решения, была проблема языка.

Для феодальной Японии был  характерен типичный для феодальных государств разрыв между разговорным  и литературным языком. Население  Японии говорило на многочисленных сельских и городских диалектах, причем в  условиях феодальной раздробленности  и географической обособленности различных  районов страны диалектные различия были значительными. Носители достаточно удаленных диалектов не могли  понимать друг друга, в то же время они, как правило, не владели какой-либо общей языковой системой.

Единственным сформировавшимся литературным языком в Японии до второй половины XIX в. был старописьменный  японский язык, или бунго. Этот термин буквально означает "литературный язык". Наряду с бунго использовали и японизированный китайский язык (так называемый камбун), господствовавший до XIX в. в сфере официальной документации и в конфуцианской науке. Первоначально бунго мало отличался от языка, на котором говорили высшие социальные слои столицы, но постепенно разрыв между устной речью и письмом становился все заметнее. Уже к XIII-XIV вв. орфография бунго была далека от реального произношения, а в XIX в. бунго представлял собой особый язык, никому не понятный без специального обучения.

Изменившиеся в связи  со становлением капитализма социальные условия требовали создания языка, на котором могло бы общаться все  население Японии. Единственным реальным выходом из положения было формирование литературного языка на разговорной основе. Отвоевывая у бунго один функциональный стиль за другим, образовался новый литературный язык, получивший наименование "кого". Этот термин означает "разговорный язык".

В течение более полувека в Японии существовали два литературных языка - бунго и кого. Однако существование двух литературных языков не может удерживаться долго. Уже к концу XIX в. кого завоевал позиции в художественной прозе (в поэзии бунго оказался более стойким). К концу XIX в. на кого стала издаваться и периодика. Медленнее шел процесс замены литературного языка в сфере науки. Единственной областью, в которую вплоть до разгрома японского милитаризма не допускался новый язык, была официальная документация: императорские указы, законы, юридические документы, воинские приказы и донесения, деловые бумаги, официальные письма и т.д. составлялись на бунго.

К концу XIX в. в Японии была создана современная система  образования, и еще до начала второй мировой войны Япония была страной  сплошной грамотности.

К концу 50-х годов в  японской языковой политике произошел  переход от этапа установления норм к этапу их поддержания и совершенствования. Японский литературный язык вступил  в фазу относительно стабильного  существования, этот период продолжается и поныне.

 

3.5. Изменения в социальном устройстве

В III в. в Японии начался  процесс разложения первобытнообщинного  строя. Внутри родов выделяется родовая  аристократия, развиваются имущественное  и социальное неравенство, различные  формы эксплуатации привилегированной  родовой верхушкой своих сородичей  и иноплеменников, захваченных в  ходе войн.

Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а  также религиями: буддизмом и  конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства.

С IV в. в Японии формируются  племенные союзы, а в V в. вождь  племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже  большую часть территории страны.

Большая семья или группа малых семей составляла "двор" — хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями, он был обязан к определенному  сроку составлять налоговые списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддерживал культ предков.

В Японии не признавалось разного  подхода к людям в зависимости  от этнической принадлежности и религии. Чиновничья служба считалась личной и пожизненной привилегией любых способных кандидатов на государственные посты.

Рабы (нухи), по свидетельству  источников, как и в Китае, обладали некоторыми правами. Их можно было продавать  и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность.

Сословно-классовая структура  в последующие века приобретала  все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся  феодальных, вассально-ленных отношений, но и кардинальных политических изменений  в стране.

Так, установление в XII в. первого  сёгуната, правления военно-феодальной олигархии, явившееся следствием победы в очередной междуусобной борьбе могущественного феодального дома Минамото, привело к делению феодалов на высшую привилегированную группу, непосредственных вассалов сёгуна (гокенин), вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей (хигокенин).

Вне сословия класса феодалов находился простой народ: крестьяне, ремесленники, торговцы. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян стала  подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглощающая  от 40 до 60% урожая крестьянина. Однако ни в XIII, ни в XIV в. еще не произошло полного  закабаления крестьян Японии.

Важные социальные сдвиги в Японии начиная с XIII—XV вв. стали  происходить под влиянием развития торгового оборота, расцвета городов. В городах складываются первые объединения  ремесленников и торговцев (дзя), часть которых получает некоторую  самостоятельность, выходя непосредственно  на рынок. Происходят изменения и  в среде феодалов. Самураи за долги  теряют земельные владения, переводятся  на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли  сосредоточивается в руках крупных  владетельных князей "даймё" ("большое  имя"). Владения дай-мё охватывают отдельные  провинции и даже группы провинций.

Наиболее законченные  формы приобрела сословно-классовая  структура японского общества в  период третьего сёгуната, когда она  была скреплена законом и всемерно охранялась сёгунатом. Японское феодальное общество делилось на четыре сословия. Сословные границы в основном совпадали с классовыми. Это деление  официально определялось формулой "си-но-ко-сё": самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). На самом дне  феодального общества находилась небольшая  группа париев ("эта").

Наиболее эксплуатируемым  и угнетенным классом-сословием  были крестьяне, составлявшие 80% населения  страны. Они были неоднородны в  социальном и экономическом отношении. Основная масса крестьян владела  небольшими участками земли на правах вечного наследственного держания, вела самостоятельное хозяйство. Вне  общин были зависимые крестьяне, мелкие арендаторы или дворовые холопы. Подати, как правило, достигали половины, а то и больше, урожая. Крестьяне  несли многочисленные повинности по ремонту дорог, ирригационных сооружений и пр. Японский крестьянин в это время фактически попал в кабальную зависимость.

Промежуточные городские  средние слои составляли ремесленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась сёгуном. В XVIII в. феодальное сословие торговцев  начинает играть все более важную роль. В это время в Японии зарождается  мануфактурное производство, находящееся  под контролем торгово-ростовщического  Капитала. Следствием развития товарно-денежных отношений явилось, с одной стороны, неудержимое разложение господствующего  класса феодалов, с другой — все  углубляющиеся процессы дифференциации крестьян.

 

3.6. Динамика хозяйственной деятельности

Результаты археологических  исследований свидетельствуют о  том, что Японский архипелаг был  заселен людьми в период позднего палеолита (40 тыс. лет до н. э.—13 тыс. лет до н. э.). Изменение климата  в период Дзёмон (13 тыс. лет до н. э.—III в. до н.э.) повлекло за собой изменения в хозяйственном укладе первобытного человека. Его основу составляли охота, собирательство и морской промысел. Появились поселения на морском побережье, отсутствовавшие ранее. С III века до н. э. развивается примитивное рисоводство.

В период Яёй (III в. до н. э.—III в. н.э.) интенсивно распространяется земледелие и рисоводство, развивается кузнечное дело, начинается применение железных и бронзовых изделий, появились технологии шелководства и ткачества, возникает натуральный товарообмен. Считается, что рисоводство, навыки работы с бронзой и железом пришли на остров Кюсю из Кореи.

С появлением сельского хозяйства  племенные союзы начали создавать  первые японские государства. Позднее  центр правления переместился к  востоку, на плодородные земли района Кинай (ныне - Кансай). Страна начала объединяться под властью племени Ямато.

Эпоха Муромати (1336 – 1568 гг.) характеризовалась процветанием внешней  и внутренней торговли, а так же подъемом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела.

В 1639 году сёгун Иэмицу почти  полностью изолировал Японию, ограничив  связи с внешним миром торговлей  с Китаем и Голландией через порт города Нагасаки. Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, развивался внутренний рынок, процветала культура.

В 1867-1868 годах правительство  Токугава под давлением военных  ушло со сцены, и власть императора была восстановлена. Официально столицей стал город Токио. Эпоха Мэйдзи —  период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором  был Муцухито. Император Муцухито взял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство» (этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы). Япония встала на капиталистический путь развития.

В период с 1952г. до начала периода  Хэйсэй (1989г.) Япония выходила из кризиса, восстанавливала экономику и  промышленность, что в период Хэйсэй привело к качественному скачку в развитии экономики страны и  к «японскому экономическому чуду». 1990-е гг. стали для Японии «потерянным  десятилетием», так как лопнувший  «пузырь» японской экономики нанес  серьезный ущерб всем отраслям промышленности, а также банковской и финансовой сферам.

 

3.7. Политические изменения в истории Японии

В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, присущие западной модели. Заселение японских островов началось несколько тысячелетий  назад, но государственность стала  складываться лишь к VI—VII вв. н. э.

С VI в. Япония стала преодолевать гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти в результате дворцового переворота в середине VII в. Молодая японская государственность восприняла идею сильной государственной власти по китайскому образцу.

Император стоял во главе  системы государственного управления. При нем существовал Государственный  совет из наиболее видных сановников. Государственный совет был единственным реальным ограничителем власти императора.

Государственный совет разрабатывал общие направления государственной  политики, рассылал указы императора по всей стране.

В Японии к концу ХI-началу XII вв. стали складываться фактически три центра реального политического влияния:

  • императорский двор;
  • домоуправление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзияра);
  • буддийские монастыри.

В XII в. растет экономическая  мощь и политическое влияние местных  кланов губернаторов, наместников и  прочих. В условиях непрекращающейся клановой борьбы различных групп  господствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, - в XII в. в Японии устанавливается  новая форма правления - сегунат, своеобразная форма феодальной военной  диктатуры, при которой власть как  в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в  руках сегуна - «великого полководца». Начиная с 1603 г. фактическим управителем  государства становится узурпатор - сегун («верховный главнокомандующий»), которым сделался глава феодального рода Токугава. В 1868 г. в Японии произошел переворот, который носил бескровный характер. Последний сегун, Кейки, сам отрекся от престола.

Информация о работе Япония-характеристика