Исследование ассортимента и оценка качества масла сливочного. Организация торговли жировыми товарами в предприятиях розничной торговли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:26, дипломная работа

Описание

Можно говорить о том, что на рынке молочного сырья и продуктов из него есть определенные трудности, поэтому целью дипломной работы является исследование ассортимента и потребительских свойств масла сливочного, находящегося в реализации в супермаркете «Рамстор». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - изучить на теоретическом уровне факторы, формирующие и сохраняющие потребительские достоинства масла сливочного из коровьего молока; - исследовать качество продукции; - проанализировать торговый ассортимент масла сливочного в магазине «Рамстор»; - ознакомиться с организацией его продажи в магазине «Рамстор»; - по результатам исследований сделать выводы и предложения.

Содержание

Введение 4
1. Обзор литературы 9
1.1. Химический состав и пищевая ценность масла сливочного 9
1.2. Факторы, формирующие качество масла сливочного 12
1.3. Классификация и ассортимент масла сливочного 18
1.4. Показатели качества масла сливочного. Сертификация
масла сливочного. 21
1.5. Факторы, сохраняющие качество масла сливочного.
Процессы, протекающие при хранении. 25
2. Исследование ассортимента и оценка качества масла сливочного, реализуемого в супермаркете «Рамстор». 29
2.1. Постановка эксперимента и отбор средней пробы для исследований масла сливочного. 29
2.2. Товароведная характеристика объектов исследования. 32
2.3. Методы исследований масла «Крестьянского», «Беляночка», «Коровка» 33
2.3.1. Органолептический метод оценки качества масла
сливочного 33
2.3.2. Определение термоустойчивости масла сливочного 36
2.3.3. Определение массовой доли влаги и жира 38
2.3.4. Определение кислотности плазмы масла сливочного 40
2.4. Результаты исследования масла сливочного, реализуемого в
супермаркете «Рамстор» 41
2.4.1. Органолептические показатели качества масла сливочного 41
2.4.2. Физико-химические показатели качества масла сливочного 45
3. Организация торговли жировыми товарами в супермаркете
«Рамстор» 47
3.1. Экономическая характеристика супермаркета «Рамстор». 47
3.2. Формирование ассортимента и анализ структуры объемов продаж жировых товаров 55
Выводы и предложения 60
Список использованной литературы 63
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

diplom_maslo_3.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ

МАСЛА СЛИВОЧНОГО

 

Коровье масло – пищевой  продукт, вырабатываемый из коровьего молока и состоящий из непрерывной жировой среды с равномерно распределенной в ней влагой и СОМО. [32]

В зависимости от технологии изготовления масло коровье подразделяют на топленое и сливочное. [30]

Сливочное масла –  масло из коровьего молока с массовой долей жира от 50,0% до 85,0% включительно, представляющее дисперсную систему «вода в жире».

Сливочное масло в  зависимости от особенностей технологии изготовления подразделяют на: сладко-сливочное; кисло-сливочное и подсырное.[30]

Сладко-сливочное и  кисло-сливочное масло в зависимости от массовой доли жира подразделяют на классическое и пониженной жирности, которые могут быть солеными и несолеными.

Подсырное масло –  полуфабрикат маслодельной промышленности, вырабатываемый из подсырных сливок. [30]

Вологодское масло получают из свежих сливок, подвергнутых высокотемпературной обработке, в результате которой оно приобретает выраженный привкус пастеризации. При выработке вологодского масла методом сбивания масляное зерно не промывают, благодаря чему сохраняются характерные вкус и запах. [10]

Любительское масло  и крестьянское масло имеют практически  одинаковые органолептические показатели, но содержат разные компоненты.

Повышенное количество СОМО (2 и 2,5%) обусловливает более  высокую биологическую ценность по сравнению с несоленым маслом. Из-за повышенного содержания влаги (20 и 25%) эти разновидности сливочного масла имеют меньшую стойкость. [6]

Бутербродное масло  Кремлевское имеет пониженную калорийность и повышенное количество биологически активных веществ. Вкус и запах приятные сладковатые. [7]

В Ярославское масло  кроме сухого или сгущенного обезжиренного  молока, добавляют сахарный песок  и растворимый цикорий. Ярославское  масло обладает характерным ароматом, присущим привкусу цикория. Оно имеет  плотную консистенцию, кремовый цвет. Массовая доля жира  52,0%, влаги 30,0%, СОМО – 14,2%. [10]

В последнее время на рынке просматривается тенденция реализации товаров, в том числе и масла сливочного, под различными торговыми марками, одновременно являющихся  популярными брэндами. Так, масло сливочное, выпускаемое под торговой маркой «Перекресток» вырабатывают из свежих пастеризованных сливок. Оно может содержать различные массовые доли жира - 72,5% или 82,5%, влаги – 16%, СОМО – 1,5%.

Российское масло вырабатывают сладко-сливочным и кисло-сливочным несоленым, путем преобразования высокожирных сливок.

Масло вырабатывают с  различными наполнителями. Масло с молочно-белковым наполнителем вырабатывают из пресных сливок. В качестве наполнителей используют молочно-белковые концентраты, приготовленные в основном из пахты. К такому маслу относят Чайное, Домашнее, Сырное, Столовое. [10]

Вкусовые наполнители  повышают биологическую ценность масла  и придают ему характерный  вкус. Масло вырабатывают в основном пониженной жирности преобразованием высокожирных сливок. Наполнитель должен быть равномерно распределен в продукте; при использовании сахарозы на разрезе масла допускаются мелкие капли влаги. К такому маслу относят Медовое масло, с добавление 25% меда. Фруктовое масло вырабатывают с добавлением фруктово-ягодных соков, экстрактов и сахарозы. [27]

Десертное масло содержит 65% жира, 26% влаги, 9% СОМО, с добавлением молочного белка.

Десертное шоколадное масло  содержит 55% жира, 25% влаги, 10% сахарозы, 5% какао-порошка.

Консервное масло имеет разновидности: плавленое масло, пастеризованное, стерилизованное. Консервное масло получают путем плавления свежего масла, при котором удаляется часть кислорода воздуха, образуется эмульсия воды в жире. Благодаря плавлению и герметической упаковке в металлические лакированные банки повышается стойкость продукта.

Стерилизованное масло  изготовляют из высокожирной сливок путем стерилизации фасованных высокожирных сливок в металлических банках со специальных  покрытием. Масло имеет  выраженный вкус стерилизации с привкусом топленого масла. Консистенция однородная, плотная, допускаются небольшая рыхлость, по периферии банки небольшое количество вытопленного жира. В зависимости от разновидностей может храниться до 12 месяцев. [27]

В настоящее время  установилась тенденция создания и широкого внедрения разновидностей сливочного масла пониженной калорийности и белково-жировых продуктов аналогичного назначения. Такие продукты максимально сочетают в себе потребительские свойства традиционного сливочного масла и современные требования диетологов к рациональному и сбалансированному питанию, позволяют более полно и комплексно использовать компоненты исходного сырья на пищевые цели, снизить себестоимость и розничную цену продуктов. При производстве этих продуктов используется снижение количества жировой фазы при одновременном обогащении продуктов белками; улучшение их диетических свойств путем увеличения содержания молочной плазмы. [29]

 

 

 

 

1.4. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА МАСЛА СЛИВОЧНОГО. СЕРТИФИКАЦИЯ МАСЛА СЛИВОЧНОГО.

 

Качество масла сливочного устанавливают согласно ГОСТ 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия».

По органолептическим  показателям определяют вкус и запах, консистенцию, внешний вид и цвет масла.

По физико-химическим показателям определяют массовую долю жира, влаги, СОМО, поваренной соли, титруемой кислотности или рН плазмы масла, термоустойчивости масла, кислотных и перекисных чисел молочного жира. [26]

Вкус и запах сладко-сливочного масла должны быть выраженными сливочными с привкусом пастеризации, без  посторонних  привкусов и запахов. Допускается слабокормовой, недостаточно выраженный, невыраженный сливочный привкус или привкус пастеризации. Для стерилизованного масла допускается слабосалистый привкус.  Вкус кисло-сливочного масла – выраженный сливочный и кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. Допускаются слабокормовой, недостаточно выраженный или невыраженный сливочный или кисломолочный. Для масла соленого – умеренно соленый вкус. [30]

Консистенция и внешний вид  масла – плотная, пластичная, однородная, поверхность на срезе блестящая  или слабоблестящая. Допускаются  для сливочного масла – недостаточно плотная и пластичная; слабокрошливая, рыхлая; поверхность с наличием одиночных, мелких капелек влаги. Для стерилизованного масла – слабокрошливая, рыхлая, отдельные частицы вытопленного жира на поверхности и карамелизация отдельных частиц белка.

Термоустойчивость масла – от 0,7 до 1,0. [30]

Цвет масла – от белого до желтого, однородный по всей массе.

В сладко- и кисло-сливочном классическом масле несоленом должно содержаться  жира от 80,0% до 85,0%; влаги от 14,0 до 18,5%. В соленом классическом масле влаги содержится от 13,0 до 17,5%.  В сладко- и кисло-сливочном масле пониженной жирности – от 50,0% до 79,0%  жира и от 19,5% до 46,0% влаги. В соленом масле пониженной жирности влаги от 18,5% до 45,0%.  В подсырном масле жира не менее 80,0%, влаги – не более 19,5%.                   

Не подлежит реализации масло, имеющее: посторонний, пригорелый, горький (прогорклый), затхлый, лежалый, салистый, олеистый, химикатов, нефтепродуктов; кислый и излишне кислый вкус и запах; засаленную, липкую, крошливую, неоднородную, колющуюся, рыхлую, слоистую, мучнистую, мягкую консистенцию;  неоднородный цвет; недостаточно четкую маркировку, вмятины на поверхности упаковки монолита, дефекты в заделке упаковочного материала. [30]

Насыщение рынка разнообразными товарами не всегда гарантирует потребителю  их высокое качество, безопасность для здоровья и окружающей среды. В этих условиях потребителю необходима гарантия, подтвержденная независимой стороной, что товар соответствует определенному уровню качества. В Российской Федерации сертификация продукции проводится с 1993г. после принятия Закона РФ «О сертификации продукции и услуг». [1]

При сертификации устанавливается, что продукция, процесс или услуга соответствуют требованиям стандарта  или других нормативных документов.

Специфической особенностью этой деятельности является осуществление  ее третьей стороной.

Масло сливочное, как  и прочие продукты питания, подлежит обязательной сертификации.

Изготовитель (продавец) обязан: реализовывать эту продукцию  только при наличии сертификата, выданного уполномоченным на то органом; обеспечивать соответствие реализуемой  продукции требованиям нормативных документов; указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция; приостанавливать  или прекращать реализацию продукции, если она не отвечает требованиям  нормативных документов, по истечении срока действия сертификата, или срока годности продукции; обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностным лицам органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией; извещать орган по сертификации в установленном порядке об изменения внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции. [1]

Перечень показателей  безопасности при обязательной сертификации продовольственных товаров, в том числе и масла сливочного, устанавливается СанПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». Согласно этому документу можно выявить общие для всех пищевых продуктов и специфичные для отдельных однородных групп продукции показатели безопасности. [8]

В настоящее время  в стране создано и функционирует  около 76 систем обязательной и добровольной сертификации.

Для сертификации сливочного масла применяют сертификацию по Правилам Системы сертификации ГОСТ Р и  используют схему 3а. [1]

Для проведения сертификации предприятие подает следующие документы:

-заявку на проведение  сертификации;

-акт отбора образцов;

-протокол испытаний;

-документы, подтверждающие  соответствие использованной упаковки требованиям безопасности.

Испытания образцов масла сливочного проводятся испытательными лабораториями. На основании проведенных испытаний производителю выдается протокол, который передается в орган по сертификации. В дальнейшем Орган по сертификации выдает сертификат соответствия на данный вид продукции. Выданный сертификат подтверждает, что данная продукция соответствует требованиям стандарта. Каждый сертификат имеет определенный срок действия, и он не должен превышать 3 лет. [12]

Орган по сертификации регистрирует сертификат соответствия в Государственном  Реестре Системы сертификатов соответствия на изделие или партию товара. При  этом в сертификате указывается  место нанесения знака соответствия (на этикетке, упаковке). Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган сертификации, проводящий сертификацию этих объектов. Он проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, сроки и способы, проведения которых устанавливаются органом сертификации, и фиксируется в договоре. Целью инспекционного контроля является проверка соблюдения правил обязательной сертификации, путем определения состояния сертифицированной продукции и производства, соблюдения условий и правил применения сертификата и знака соответствия. [1]

При отрицательных результатах  инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о приостановке или аннулировании сертификата  соответствия или права применять  знак соответствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. ФАКТОРЫ, СОХРАНЯЮЩИЕ  КАЧЕСТВО

МАСЛА СЛИВОЧНОГО.   ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ ПРИ ХРАНЕНИИ

 

Факторами, сохраняющими качество товаров, являются: упаковка, маркировка, условия транспортирования  и хранение. Упаковка должна защищать от влаги, действия света, воздуха, от механических повреждений, а также обеспечивать сохранность продукта. Кроме того, упаковка должна быть эргономичной отвечать эстетическим требованиям, и быть безопасной, не влиять на здоровье человека и на окружающую среду.

Масло коровье фасуют монолитами по 20 и 24 кг, в брикеты массой 10, 15, 20,30,100,200,250,500г, в стаканчики из полимерных материалов от 100 до 250 г.

Масло в монолитах  упаковывают в картонные ящики, проложенные пергаментом или полимерными пленками «Повиден», инертными к жиру, морозостойкие, газо- и паронепроницаемые.

При фасовании брикетами  масло упаковывают в пергамент  или кашированную алюминиевую фольгу. Алюминиевая фольга, кашированная пергаментом (подпергаментом) или пластиковой пленкой, не пропускает ультрафиолет, практически паро- и газонепроницаемая.

Фасование масла в  кашированную фольгу по сравнению с пергаментом обеспечивает лучшую сохраняемость масла, так как фольга задерживает испарение с поверхности масла влаги, потеря которой приводит к усилению образования штаффа. Применение полимерных пленок целесообразно, так как при длительном хранении масла в монолитах на холодильниках торговли практически не происходит потерь массы продукта и образования штаффа, лучше сохраняются органолептические показатели, замедляются окислительные процессы. Масло с повышенным содержанием плазмы и СОМО, а также с пищевыми наполнителями, как правило, фасуют в стаканчики (коробки) из полимерных материалов. На каждую единицу потребительской тары с маслом сливочным наносят следующую информацию для потребителя:

-наименование продукта;

-наименование и местонахождение  изготовителя;

-товарный знак предприятия-изготовителя;

-значение массовой  доли жира в процентах;

-состав;

-пищевые добавки;

-массу нетто;

-информационные данные  о пищевой ценности 100 г продукта;

-дату изготовления  и дату упаковывания;

-сроки годности;

-условия хранения;

-обозначение действующего  стандарта;

-информацию о подтверждении  соответствия.

На каждую единицу  транспортной тары, в которую уложено  масло сливочное наносят следующую информацию:

Информация о работе Исследование ассортимента и оценка качества масла сливочного. Организация торговли жировыми товарами в предприятиях розничной торговли»