Исследование ассортимента и оценка качества масла сливочного. Организация торговли жировыми товарами в предприятиях розничной торговли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 07:26, дипломная работа

Описание

Можно говорить о том, что на рынке молочного сырья и продуктов из него есть определенные трудности, поэтому целью дипломной работы является исследование ассортимента и потребительских свойств масла сливочного, находящегося в реализации в супермаркете «Рамстор». Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: - изучить на теоретическом уровне факторы, формирующие и сохраняющие потребительские достоинства масла сливочного из коровьего молока; - исследовать качество продукции; - проанализировать торговый ассортимент масла сливочного в магазине «Рамстор»; - ознакомиться с организацией его продажи в магазине «Рамстор»; - по результатам исследований сделать выводы и предложения.

Содержание

Введение 4
1. Обзор литературы 9
1.1. Химический состав и пищевая ценность масла сливочного 9
1.2. Факторы, формирующие качество масла сливочного 12
1.3. Классификация и ассортимент масла сливочного 18
1.4. Показатели качества масла сливочного. Сертификация
масла сливочного. 21
1.5. Факторы, сохраняющие качество масла сливочного.
Процессы, протекающие при хранении. 25
2. Исследование ассортимента и оценка качества масла сливочного, реализуемого в супермаркете «Рамстор». 29
2.1. Постановка эксперимента и отбор средней пробы для исследований масла сливочного. 29
2.2. Товароведная характеристика объектов исследования. 32
2.3. Методы исследований масла «Крестьянского», «Беляночка», «Коровка» 33
2.3.1. Органолептический метод оценки качества масла
сливочного 33
2.3.2. Определение термоустойчивости масла сливочного 36
2.3.3. Определение массовой доли влаги и жира 38
2.3.4. Определение кислотности плазмы масла сливочного 40
2.4. Результаты исследования масла сливочного, реализуемого в
супермаркете «Рамстор» 41
2.4.1. Органолептические показатели качества масла сливочного 41
2.4.2. Физико-химические показатели качества масла сливочного 45
3. Организация торговли жировыми товарами в супермаркете
«Рамстор» 47
3.1. Экономическая характеристика супермаркета «Рамстор». 47
3.2. Формирование ассортимента и анализ структуры объемов продаж жировых товаров 55
Выводы и предложения 60
Список использованной литературы 63
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

diplom_maslo_3.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

В состав складского помещения  входят:

    • Зона приемки
    • Зона хранения
    • Холодильные камеры
    • Зона фасовки

Складская площадь включает в себя грузовую площадь, занимаемую оборудованием, предназначенным для хранения товаров (стеллажи, поддоны), а также площадь, занятую проходами и проездами. Помещение основного производственного назначения расположенного так, что между ними обеспечивается непосредственная связь. Приемочная зона примыкает к зоне разгрузки товаров, также приемочный участок связан с зоной хранения и подготовки товаров к продаже.

Также имеются вспомогательные  складские помещения, предназначенные  для размещения аппарата управления. Кроме того, они включают бытовые помещения (пункт питания, санитарно-бытового назначения), а также лестничные клетки.

 

 

 

 

 

 

3.2. ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ЖИРОВЫХ ТОВАРОВ

 

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товаров  – набор товаров, формируемый  по определенным признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. [16]

В ассортимент товаров в супермаркете «Рамстор»  включено достаточно большое количество наименований масла сливочного. В нем представлены масло сладко-сливочное соленое и несоленое, кисло-сливочное соленое и несоленое, классическое и пониженной жирности.

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса  свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры и показателей  ассортимента. [24]

Показатель ассортимента – количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. [16]

В номенклатуру свойств  ассортимента входят: широта, полнота, устойчивость, структура, обновление, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность. (Номенклатура свойств и показателей ассортимента приведена в табл. 3.12, приложение 7).

Для анализа ассортимента масла сливочного выбраны следующие  свойства: широта, полнота, степень  новизны, структура ассортимента и  устойчивость (приложение 8).

Под широтой ассортимента понимают количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных групп, вырабатываемых промышленностью. [16]

Широта ассортимента служит косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на закупку и реализацию новых товаров. На насыщенном рынке продавцы стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда спрос превышает предложение, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счет увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирмы. [24]

Это свойство характеризуется  двумя абсолютными показателями – действительной и базовой широтой, а также относительным показателем  – коэффициентом широты. [16]

Действительная широта (Шд) – фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии (Шд).

Базовая широта (Шб) –  широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами) или максимально возможное. [16]

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного  количества видов, разновидностей и  наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. [16]

В качестве базовой широты ассортимента принимаются количество видов масла сливочного в зависимости  от технологии изготовления, определяемые ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из  коровьего молока» п.4.2. Базовая широта масла сливочного включала три группы: сладко-сливочное, кисло-сливочное, подсырное.

В действительном ассортименте магазина «Рамстор» находилось было представлено только 2 группы: масло сладко-сливочное и кисло-сливочное.

Коэффициент широта ассортимента масла сливочного в магазине «Рамстор» составил 66,7%.

Таким образом, действительный ассортимент масла сливочного составляет 66,7%, что отражает базовый ассортимент только на две трети.

 Полнота ассортимента  – способность набора товаров  однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. [16]

Полнота характеризуется  количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Показатели полноты могут  быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый – регламентируемым или планируемым количеством товаров.

Коэффициент полноты (Кп) – отношение действительного  показателя полноты к базовому. [16]

В качестве базового показателя для масла сливочного используется все разнообразие ассортимента масла сливочного в супермаркете «Рамстор», расположенном рядом с магазином «Рамстор» и являющимся его основным конкурентом.  В супермаркете «Рамстор» ассортимент масла сливочного насчитывает 23 наименования.

Коэффициент полноты ассортимента масла сливочного в магазине «Рамстор» составила 52,2%, что только на половину отражает базовый ассортимент.

Наибольшее значение показатели полноты ассортимента имеют  на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен. Увеличение ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительских свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них потребителей.

Однако следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты  ассортимента также может затруднить выбор  потребителя, поэтому полнота  должна быть рациональной. [24]

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. [16]

Новизна характеризуется  действительным обновлением – количеством  новых товаров в общем перечне (Н) и степенью новизны (Кн), которая  выражается через отношения количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). [16]

В 2005 г. в ассортименте масла сливочного насчитывалось 12 наименований. Новым товаром являлась «Коровка». Коэффициент новизны составил 8,3%.

Основными причинами, побуждающими администрацию супермаркета «Рамстор» обновлять ассортимент, является: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; включение новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем.

Устойчивость ассортимента -  способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. [16]

Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд). [16]

Коэффициент устойчивости масла сливочного в 2005 г. – 93,3%.

Анализируя полученный результат, видно, что коэффициент устойчивости ассортимента масла сливочного в супермаркете «Рамстор»  за исследуемый период достаточно высокий.

Проанализировав показатели ассортимента масла сливочного, реализуемого в супермаркете «Рамстор», можно сделать следующие выводы: Действительный ассортимент масла сливочного равен 66,7%. Полнота ассортимента масла сливочного составляла 52,2%.

 Администрация супермаркета «Рамстор» ежегодно производит обновление ассортимента товаров. Коэффициент новизны масла сливочного в 2005 г. составил 8,3%.

Коэффициент устойчивости в 2005 г. составил 93,3%. Это указывает на то, что администрация магазина «Рамстор» включает в ассортимент товары, пользующиеся стабильным спросом у потребителей.

Руководству предприятия  рекомендуется:

- проводить маркетинговые исследования методами наблюдения, а также анализировать документальные данные о поступлении и реализации товаров. Кроме того, следует иметь в виду, что вкусы и привычки потребителей со временем меняются, поэтому ассортимент реализуемых товаров в магазине должен быть рациональным и оптимальным.

- с целью повышения устойчивости ассортимента масла сливочного провести стимулирование сбыта продукции, использовать скидки, подарки для покупателей.

- расширить ассортимент, включив в него группу подсырного масла. Это масло становится популярным у населения ввиду его достаточно низкой цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Исследовав ассортимент, определив качество, а также изучив организацию торговли маслом сливочным, реализуемого в магазине «Рамстор», можно сделать следующие выводы:

Магазин «Рамстор» является универсальным продовольственным магазином. Ассортимент товаров, реализуемых магазином «Рамстор» формируется с учетом покупательских предпочтений, технической оснащенности предприятия, численности и квалификации работников.

Представленный ассортимент товаров в целом отвечает покупательским предпочтениям. Анализ ассортимента масла сливочного проведен по показателям: широта, полнота, устойчивость и обновление.

Широта ассортимента масла сливочного равна 66,7% и была представлена 2 группами из 3 возможных.

В магазине «Рамстор» ассортимент масла состоял из 12 наименований, в супермаркете «Рамстор» он насчитывал 23 наименования. Таким образом, коэффициент полноты ассортимента масла сливочного в магазине «Рамстор» составил 52,2%, что только на половину отражает базовый ассортимент. В настоящий момент магазину «Рамстор» очень трудно выдерживать конкуренцию, так как существует  масса не только мелких, но и крупных розничных торговых предприятий, реализующих разнообразные товары.

Коэффициент обновления ассортимента в 2006 г равен 8,3% и новым товаром являлось масло «Коровка».

Устойчивость ассортимента масла сливочного за 2006 г.составила 93,3%. Это указывает на то, что администрация магазина «Рамстор» реализует товары, пользующиеся устойчивым спросом у потребителей.

Одной из характеристик товарного ассортимента, реализуемого в магазине «Рамстор» является качество предлагаемых изделий. Потребителя интересует не только широта выбора, но и качество товара. В магазине «Рамстор» были отобраны пробы трех образцов масла сливочного: «Беляночка», «Крестьянское», «Коровка».

Товароведные исследования трех образцов масла сливочного установили:

- масло сливочное «Беляночка» является стандартным образцом и соответствует установленным требованиям ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока» по органолептическим и физико-химическим показателям.

Органолептические показатели были оценены в 16 баллов. Образец масла имел недостаточно выраженный сливочный вкус, слабокормовой привкус, свойственный запах. Консистенция недостаточно плотная и пластичная, поверхность на срезе матовая с наличием  капелек влаги. Этот образец имел наиболее низкие потребительские свойства. 

Массовая доля влаги  в образце - 14,27%; термоустойчивость  масла была удовлетворительной и  составила  0,78;  титруемая кислотность  молочной плазмы равна 22,050Т.

-масло сливочное «Крестьянское» по органолептическим показателям получило наивысшую балльную оценку среди всех отобранных образцов – 18 баллов.

Оно обладало выраженным сливочным вкусом, с недостаточно выраженным привкусом пастеризации, не имело посторонних привкусов  и запахов. Консистенция образца  была плотная, однородная, но недостаточно пластичная, с наличием единичных капелек влаги.

Массовая доля влаги  в образце составила 18,04%; термоустойчивость  масла хорошая; титруемая кислотность  плазмы – 18,60Т. Таким образом, масло «Крестьянское» обладает наиболее высокими потребительскими свойствами,  по всем показателям соответствует ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока» и является стандартным образцом.

-масло «Коровка» по органолептическим показателям качества получило балльную оценку 16 баллов.

Оно  имело недостаточно выраженный сливочный вкус, без посторонних привкусов и запахов. Консистенция плотная, но недостаточно пластичная, поверхность на срезе слегка матовая, с наличием капель влаги размером 1 мм.

Массовая доля влаги  масла «Коровка» составила 16%; термоустойчивость признана удовлетворительной; титруемая кислотность молочной плазмы - 24,40Т.

Согласно ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока»  образец масла сливочного «Коровка» соответствует установленным требованиям по всем показателям.

Таким образом, все отобранные изделия соответствовали установленным  требованиям и являлись стандартными образцами.

Масло сливочное «Крестьянское» обладало наиболее высокими потребительскими свойствами, по сравнению с другими  образцами. Образцы масла сливочного «Коровка» и «Беляночка» обладали удовлетворительными потребительскими свойствами. Наиболее конкурентоспособным является образец масла «Крестьянское», так как при средней цене оно обладало более высокими потребительскими свойствами, чем два остальных образца.

 Предложения:

-администрации магазина  ужесточить проверку качества  поставляемого масла; 

-организовать приемку  и оценку качества масла в  соответствии с  нормативно-технической  документацией; 

-разработать систему, обеспечивающую качественный контроль реализуемых товаров, в том числе и масла;

-проводить маркетинговые  исследования методами наблюдения, а также анализировать документальные  данные о поступлении и реализации  товаров. Кроме того, следует иметь  в виду, что вкусы и привычки потребителей со временем меняются, поэтому ассортимент реализуемых товаров в магазине должен быть рациональным и оптимальным.

Информация о работе Исследование ассортимента и оценка качества масла сливочного. Организация торговли жировыми товарами в предприятиях розничной торговли»