Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:09, отчет по практике
В процессе прохождения практики студентом – практиком было проведено ознакомление и изучение методов создания электронных учебных пособий медико-технической направленности.
Студент-практик изучил основные понятия, регламентирующие материалы, характеристику электронного учебника, основные этапы разработки электронного методического пособия.
4.
Основные этапы
разработки электронного
учебника
Выбор источников
Заключение договоров с авторами о праве на переработку
Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)
Переработка текстов в модули по разделам и создание Help
Реализация гипертекста в электронной форме
Разработка компьютерной поддержки
Отбор материала для мультимедийного воплощения
Разработка звукового сопровождения
Реализация звукового сопровождения
Подготовка материала для визуализации
Визуализация
материала
5.
Методические рекомендации
по разработке
электронного учебника
На первом этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые
наиболее полно
соответствуют стандартной
лаконичны и удобны для создания гипертекстов,
содержат большое количество примеров и задач,
имеются в удобных
форматах (принцип собираемости).
На втором этапе
заключения договоров из полученного
набора источников отбираются те, которые
имеют оптимальное соотношение
цены и качества.
На третьем
этапе разрабатывается
На четвертом
этапе перерабатываются тексты источников
в соответствии с оглавлением, индексом
и структурой модулей; исключаются
тексты, не вошедшие в перечни, и
пишутся те, которых нет в источниках;
разрабатывается система
Таким образом,
подготавливаются проект гипертекста
для компьютерной реализации.
На пятом этапе
гипертекст реализуется в электронной
форме.
В результате создается
примитивное электронное
На шестом этапе
разрабатывается компьютерная поддержка:
определяется, какие математические
действия в каждом конкретном случае
поручаются компьютеру и в какой
форме должен быть представлен ответ
компьютера; проектируется и реализуется
ИЯ; разрабатываются инструкции для
пользователей по применению интеллектуального
ядра ЭУ для решения математических
задач (правила набора математических
выражений и взаимодействия с ИЯ).
В результате создается
работающий электронный учебник, который
обладает свойствами, делающими его
необходимым для студентов, полезным
для аудиторных занятий и удобным
для преподавателей. Такой ЭУ может
распространяться на коммерческой основе.
Интеллектуальное
ядро целесообразно сделать так,
чтобы его можно было заменять
на более мощный компьютерный пакет
типа DERIVE, Reduce, MuPAD, Maple V и т.п.
Теперь электронный
учебник готов к дальнейшему
совершенствованию (озвучиванию и
визуализации) с помощью мультимедийных
средств.
На седьмом
этапе изменяются способы объяснения
отдельных понятий и
На восьмом
этапе разрабатываются тексты звукового
сопровождения отдельных
На девятом
этапе разработанные тексты звукового
сопровождения записываются на диктофон
и реализуются на компьютере.
На десятом
этапе разрабатываются сценарии
визуализации модулей для достижения
наибольшей наглядности, максимальной
разгрузки экрана от текстовой информации
и использования эмоциональной
памяти учащегося для облегчения
понимания и запоминания
На одиннадцатом
этапе производится визуализация текстов,
т.е. компьютерное воплощение разработанных
сценариев с использованием рисунков,
графиков и, возможно, анимации (нужно
иметь в виду, что анимация стоит
очень дорого).
На этом заканчивается
разработка ЭУ и начинается его подготовка
к эксплуатации. Следует отметить,
что подготовка к эксплуатации ЭУ
может предполагать некоторые коррекции
его содержательной и мультимедийной
компонент.
6.
Подготовка электронного
учебника к эксплуатации
Содержанием этого этапа работы являются
тестирование;
написание инструкций по эксплуатации;
разработка методического обеспечения;
подготовка материалов для регистрации и получения грифа Минобразования;
регистрация в
РосАПО и получение грифа Минобразования.
Получение грифа
осуществляется в два этапа:
На первом этапе
специализированной секцией Федерального
экспертного совета по учебным электронным
изданиям (ФЭС) проводится научно–техническая
экспертиза (платная) и составляется
экспертное заключение, утверждаемое
ФЭС.
На втором этапе на основе экспертного заключения Министерством образования РФ принимается решение;
Защита и распространение
электронного учебника.
Вопросы защиты
ЭУ от нелегального копирования требуют
специального решения в каждом конкретном
случае, в зависимости от условий
финансирования его разработки и
порядка распространения. Эти вопросы
требуют специального изучения.
7.
Методическое обеспечение
электронного учебника
Если создание
электронного учебника не будет сопровождаться
разработкой надлежащих методических
материалов, затраченные силы и средства
пропадут даром, поскольку тогда
электронный учебник не будет
воспринят системой образования. Поэтому
методическое обеспечение ЭИ имеет
принципиальное значение для успеха
проекта в целом. Исходя из этого,
мы уделяем данному вопросу особое
место.
Реформа образования
требует создания таких УЭИ, наличие
которых обеспечит одну и ту же
компьютерную среду для учащихся
и преподавателей, в аудитории
и дома. Здесь уместно провести
параллель с реформой европейского
образования, связанной с изобретением
книгопечатания (Гутенберг, 1440г.)
Средневековые
школяры полностью зависели от своего
наставника, ибо только он владел информацией.
Изобретение Гутенбергом книгопечатания
сделало источник информации (книгу) одинаково
доступным для всех, что принципиально
изменило систему образования. Книга,
перо и бумага — всем этим стал владеть
и преподаватель, и учащийся, причем и
в аудитории, и дома.
Аналогично, для
успешной реформы современного образования
необходимо сделать новые источники
информации (в частности, УЭИ) одинаково
доступными для всех. Однако в данном
случае именно преподаватели зачастую
оказываются в худшем положении
по сравнению со студентами, так
как они по ряду причин объективного
и субъективного характера
Очевидно, что
с появлением и совершенствованием
различных УЭИ должны принципиально
измениться учебные программы и
планы лекций и практических занятий,
а также роль преподавателя в
учебном процессе.
7.1.
Содержание методического
комплекса
Самые скромные
требования к содержательной части
методического обеспечения
Новые планы лекций и практических занятий, разработанные с учетом компьютерной поддержки.
Методические пособия (печатные и электронные), содержащие подробные рекомендации по каждому занятию.
Подробная информация
о наличии, содержании и возможностях
компьютерных пакетов учебного назначения
вместе с методическими рекомендациями
по их использованию в аудитории,
при выдаче домашних заданий и
проведении контрольных мероприятий.
8.
Аппаратное и программное
обеспечение разработки
электронного учебника
При первых попытках
разработать ЭУ использовалось так
называемое прямое программирование на
одном из языков типа FORTRAN, C и т.п.
В роли программистов выступали
студенты старших курсов и аспиранты.
Они покидали кафедры вместе с
исходными текстами программ. В результате
эти программы нельзя было модернизировать,
изменять и они быстро устаревали.
Позднее пришла
пора так называемых оболочек, представлявших
из себя универсальные среды для
наполнения методическими материалами.
Стоимость таких оболочек варьировалась
от 500 до 5000 долларов. Хотя оболочки не
требовали непосредственного
В 90–е годы с
развитием аппаратного и
операционные системы Windows и OS/2, в которых стало возможным программирование на высоком уровне, использующее DLL и OLE;
мультимедийные средства;
системы символьной
математики.
Наряду с этим,
персональные компьютеры перестали
быть роскошью и проникли в систему
образования, хотя и без надлежащего
программного обеспечения.
Роль оболочек
теперь может выполнить пакет
Microsoft Office. Прямое программирование требуется
для его связи с какой–нибудь имеющейся
системой символьной математики, а также
для разработки новой системы символьной
математики. Для программирования необходим
пакет Delphi. Все методическое содержание
может быть подготовлено в печатном виде.
Для быстрого представления печатных
материалов в электронной форме необходим
сканнер и пакет Fine Reader. Для ускорения
работы очень полезен микрофон и пакет
распознавания речи DragonDictate (в русской
версии Комбат).
Все программное
обеспечение должно быть лицензионным.
Общая стоимость
аппаратного и программного обеспечения
разработки ЭУ на одно рабочее место
составляет около 1200 долларов (без стоимости
компьютера и принтера).
Компьютер должен
иметь очень хороший монитор
и мощный системный блок с полным
набором мультимедийных компонент.
Стоимость таких компьютеров сейчас составляет
около 1000 долларов.
Для работы группы
необходим профессиональный лазерный
черно–белый принтер и среднего
класса копировальный аппарат. Стоимость
этих аппаратов составит 800–900 долларов.
Все участники
проекта должны иметь надежный и
быстрый доступ в Интернет.
9.
Аппаратное и программное
обеспечение эксплуатации
электронного учебника
Электронный учебник
должен разрабатываться для его
использования на компьютерах среднего
класса. Требуется только, чтобы
на компьютере был установлен MS Word и
PowerPoint. Возможность воспроизведения звуковых
файлов желательна.
Нужно добиваться
того, чтобы эти средства тоже были
лицензионными, в первую очередь, в
учебных заведениях.