Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, доклад
Слово «философия», подобно всей западной цивилизации, пришло к нам из Древней Греции. Но греки не только придумали это слово, а очертили рамки самой классической философии как способа мышления и подхода к миру. И у тех же древних греков мы находим первый опыт неклассической философии, столь популярной в наши дни. Противостояние классической и неклассической философии наметилось уже там, у истоков европейской цивилизации.
Общая характеристика античной философии ………………………....стр. 3 - 14
Античность и рождение классической философии ………………..стр. 14 - 18
Эллинистически-римская философия ……………………………………..стр. 18 - 22
Список литературы …………………………………………………………………………стр. 23
Содержание
§1. Общая характеристика античной философии
Слово «философия», подобно всей западной
цивилизации, пришло к нам из Древней
Греции. Но греки не только придумали
это слово, а очертили рамки самой
классической философии как способа
мышления и подхода к миру. И
у тех же древних греков мы находим
первый опыт неклассической философии,
столь популярной в наши дни. Противостояние
классической и неклассической философии
наметилось уже там, у истоков
европейской цивилизации. Философия
самоопределялась, пытаясь отмежеваться
от мифа, с одной стороны, и науки
— с другой. А в ней самой
шла борьба классического и
Таким
образом, первые греческие философы
стали излагать свои взгляды в
среде, в которой уже имелись
авторитеты, а в качестве высшей
инстанции в архаической Греции
выступали языческие мифы, повествующие
о происхождении и устройстве
того мира, в котором живет древний
человек. С современной точки
зрения мифы подобны сказкам, в которых
действуют таинственные силы, факты
переплетаются с иллюзиями, а
мнимое невозможно отделить от подлинного.
Но суть заключается в том, что
миф — это не просто фантазия,
а особая реальность, через призму
которой преломлялись не только представления
и переживания, но и поступки древнего
человека. Древние мифы всех народов
выражают отношение к миру у человека,
который еще не видит существенной
разницы между своими субъективными
желаниями и объективными процессами
внешней реальности. Такой человек
еще не способен выделять себя из окружающего
мира. Но если подобное отношение к
миру вполне органично для людей,
живущих в родовой общине, то иначе
начинают осознавать себя и мир граждане
древнегреческих городов-
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1.
Большинство философов этого
периода основой всего сущего
считали Космос, созданный по
типу разумного, живого
2. Многие
античные философы пытались
3. Античная
философия не проводила
4. В этой
философии были заложены
5. В философии
этого периода были раскрыты
особенности форм познания: истинное
знание доступно лишь разуму,
который подчиняется законам
логики; чувства не являются
6. В античной
философии была разработана
7. Значительное
внимание в философии этого
времени уделялось проблемам
нравственности. Было доказано, что
источником нравственности
8. В античной
философии было разработано
§2. Античность и рождение классической философии
Древнегреческая философия зародилась на побережье Малой Азии, где находились греческие города-колонии. Это место называлось Ионией. Поэтому философию, которая там появилась, принято называть ионийской философией.
Все
началось с Фалеса (ок. 640 — ок. 545
до н. э.), который считается
Помимо главы Милетской школы Фалеса, к ионийской школе философии принадлежали Анаксимандр (ок. 610 — ок. 546 до н. э.) и Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 до н. э.). Всех указанных мыслителей принято называть «фисиологами». Ведь главное произведение всякого философа до Сократа называлось «О природе». А природа по-гречески «фюсис». Соответственно учение о природе — это «фисиология».
Ранние
греческие философы искали первоначало
всего сущего и усматривали его
в отдельных природных стихиях.
По-гречески начало — это «архе».
Таким «архе» у Фалеса была «вода»,
у Анаксимена — «воздух». А философ
Анаксимандр указал в качестве первоначала
на некий «апейрон», что в переводе
с древнегреческого означает «беспредельное».
Последнее уже не было каким-то конкретным
веществом, а неким неопределенным
началом, отличным от воды, воздуха, огня
и т. п. Такое начало уже трудно
себе представить, но можно помыслить,
т. е. выделить с помощью разумной
абстракции. Абстракциями пользуются
в философии и науке. Их нет
в мифологии, где все чувственно-конкретно,
образно и предметно. И предвестником
теоретических абстракций в европейской
философии можно считать «
Тем не менее, «апейрон» Анаксимандра — это нечто принципиально иное, в сравнении с «водой» Фалеса и «воздухом» Анаксимена, хотя последние мы недаром взяли в кавычки. У греков существовал мифологический образ Океана, который тоже состоит из воды. Но «вода» Фалеса это все-таки не то же самое, что мифологический Океан. Дело в том, что «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, давая начало всему сущему, в нем же и сохраняются в качестве первоосновы. Первоначало у первых философов одновременно является первоосновой мира. В результате этого картина мира у «фисиологов» становится упорядоченной. В мир, каким его видят первые философы, приходит мировой порядок — предвестник закона природы. Например, по мнению Анаксимена, все сущее возникает путем сгущения и разрежения воздуха. А у «фисиолога» более позднего времени Эмпедокла движущими силами мироздания станут Любовь и Вражда, т. е. силы притяжения и отталкивания. За счет этих сил из четырех стихий — Воды, Земли, Огня и Воздуха — возникают различные вещи.
К
Милетской школе примыкает
Первое,
что мы узнаем от Гераклита, это то,
что первоначалом мира является вечно
живой Огонь, мерами возгорающийся
и мерами потухающий. Огонь у Гераклита
по сути воплощается в вещи, и
вещи — это различные состояния
Огня. Причем каждое из таких состояний
имеет свою собственную меру. Истина,
или мудрость, по Гераклиту, совпадает
с Логосом. И здесь необходимо
остановиться на многообразном использовании
слова «логос» древними греками.
Надо сказать, что «логос» в обыденной
речи означал «слово», «рассказ», «повествование»,
а в математике имел другие значения,
в том числе означал отношение
двух величин. Принято считать, что
уже у Гераклита Логос
сохранившихся фрагментов из произведений Гераклита, то из них следует, что Логос — это прежде всего слово, причем слово самого Гераклита, посредством которого как бы вещает сама истина об устройстве мира.
О Гераклите принято говорить как об «отце» античной диалектики. Заметим, что «диалектика» буквально означает искусство диалога или спора. Но уже греческие философы связывали диалектику с выявлением противоречий в высказываниях оппонента. Одновременно диалектика стала способом выявления противоречий не только в речи, но и в самом окружающем мире. Именно в этом смысле обнажает диалектику мира Гераклит. Каждую конкретную вещь Гераклит характеризовал через совпадение противоположностей. Морская вода, говорил он, одновременно чистейшая и грязнейшая. Бессмертные смертны, говорил он, а смертные бессмертны, и одни живут жизнью других.
Почти одновременно с Гераклитом о противоположных началах мироздания задумались пифагорейцы — члены Пифагорейского союза, основанного в VI веке до н. э. в городе Кротоне (Южная Италия). Пифагорейцы стоят несколько особняком среди ранних греческих философов. Основателем указанного союза был легендарный Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.), который после учебы у египетских жрецов и восточных магов создал свою философскую школу. Эта школа была подобна восточному религиозному союзу. Туда принимались только мужчины после определенных испытаний, и жизнь в этой школе была организована по строгим правилам. В своем первоначальном виде этот союз просуществовал недолго и был разгромлен политическими противниками пифагорейцев. Именно пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство. Уточним, что в переводе с греческого «космэ» означает «красота». Совершенство космоса, доказывали пифагорейцы, проистекает из определенных числовых соотношений, которые лежат в основе движения небесных светил, а также в основе музыкальной гармонии. Они же заключены в пропорциях человеческого тела.
В
самом числе последователи
Пифагорейцы развили интересную космологию, которая оказала влияние на космологию Аристотеля и Птолемея. Дело в том, что пифагорейцы, в отличие от астрономов Египта, впервые попытались построить систему мироздания, иначе говоря, его теорию. И в этом выразилась та страсть греков к теории, которая как раз и отличала их науку от науки более древних цивилизаций. Это было не простое эмпирическое описание, а некоторая объяснительная модель мира. В частности, пифагореец Филолай в центр мироздания поместил Мировой огонь, вокруг которого у него обращаются Солнце, Луна, Земля а также пять планет и сфера неподвижных звезд. Все они светят отраженным светом Мирового огня. Характерно, что для достижения совершенного числа небесных тел, выраженного в числе 10, Филолай ввел в эту первую не геоцентрическую систему Противоземлю. По его мнению, невидимая Противоземля находится между Землей и Мировым огнем.
Нельзя пройти мимо учения пифагорейцев о «метемпсихозе», что переводится с греческого как «переселение душ». Это учение о переселении бессмертных душ из тела в тело предваряет аналогичные взгляды Платона. Скорее всего Пифагор заимствовал веру в переселение душ в Древнем Египте. Пифагор доказывал, что его собственная душа переселяется таким образом уже 216 лет, возрождаясь человеком через равные периоды времени. А в промежутках она вселялась в растения, животных и пребывала в Аиде. Пифагореизм уже не в качестве философской школы, подобной религиозному ордену, а как некое направление исследований о числовой основе мироздания, сохранялся до начала христианской эры. Он оказал особое влияние на учение Платона и неоплатонизм, а также на развитие цифровой мистики и кабалистики.