Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, доклад
Слово «философия», подобно всей западной цивилизации, пришло к нам из Древней Греции. Но греки не только придумали это слово, а очертили рамки самой классической философии как способа мышления и подхода к миру. И у тех же древних греков мы находим первый опыт неклассической философии, столь популярной в наши дни. Противостояние классической и неклассической философии наметилось уже там, у истоков европейской цивилизации.
Общая характеристика античной философии ………………………....стр. 3 - 14
Античность и рождение классической философии ………………..стр. 14 - 18
Эллинистически-римская философия ……………………………………..стр. 18 - 22
Список литературы …………………………………………………………………………стр. 23
Аристотель
разрешил главный парадокс платонизма,
возвратив вещам их сущность. В
мироздании, согласно Аристотелю, существуют
только отдельные вещи. Существуют
отдельные дома, доказывает он, но не
существует «дом вообще». Родовое своеобразие
вещи определяется не неким образцом
в отдельном мире, а ее же субстанциальной
формой. Но у того же Аристотеля сущность
вещи продолжает нуждаться в вечной
и неизменной опоре, в качестве которой
как раз и выступают «чистые»
формы, а по-другому — идеи в
уме Бога-перводвигателя. Аристотель
характеризует Бога как «форму форм»,
которая, будучи неподвижной, приводит
весь мир в движение. Занимаясь
проблемой возникновения и
Материальные
элементы сущего рассматриваются Аристотелем
в основном в «Физике». В отличие
от нее, метафизика изучает мир в
его целостности, а точнее — мир
в его существенных и необходимых
формах. Ее интересует лишь «сущее как
таковое», т. е. то, что существует всегда
и везде и не может быть другим.
Такого рода сущее Аристотель именует
«категориями». К ним Аристотель
относит: 1) сущность, 2) качество, 3) количество,
4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение,
8) обладание, 9) действие, 10) страдание.
По сути дела, он исследует и другие
необходимые формы сущего, а именно
«форму» и «материю», «движение»,
«необходимость» и «
Аристотель считает, что душа есть не только у человека, а и у любого живого организма. Живое у Аристотеля тождественно одушевленному. Самой элементарной душой, согласно Аристотелю, обладает растение, у которого есть способность роста, питания и размножения. Далее он говорит о душах животных, у которых есть способность к ощущению. И только душа человека является разумной душой. При этом питающая способность растения, согласно Аристотелю, присутствует также у животного и человека. Последнее, однако, не означает того, что у животного, согласно Аристотелю, есть две души, а у человека их даже три. Характеризуя душу растения и животного, Аристотель замечает, что здесь каждое предшествующее каким-то образом сохраняется в последующем. А потому не будет преувеличением сказать, что в животном присутствуют способности растения, а в человеке — животного, а через него и растения. В аристотелевской трактовке питания и ощущения, присущих живому организму, доминирует подход к душе как способу жизнедеятельности тела. Но все упирается в способность познавать истину как субстанциальную форму вещи, которая из отдельного тела никак не выводима. В результате, обособив в трактате «О душе» ум от какого-либо тела, Аристотель оказывается на позиции философского идеализма, впервые заявленной Платоном. Тем не менее, философский идеализм Аристотеля представлен в учении о душе вовсе не так, как у Платона. И прежде всего потому, что бесплотный ум у Аристотеля не владеет истиной изначально, усматривая ее прямо и непосредственно в мире идей. Дело в том, что бесплотному уму в учении Аристотеля истина не дана, а он производит ее своей собственной деятельностью. Речь по сути идет об особенностях теоретической деятельности. Другое дело, что ум у Аристотеля телесных органов не имеет, и потому понятийная деятельность осуществляется разумной душой за счет некой общей для всех людей способности.
Этические
и политические идеи Аристотеля. Этику
и тесно связанную с ней
политику Аристотель относил к практическим
наукам, которые занимаются деятельностью
человека. Причем именно у него мы впервые
встречаем отдельную область
знания под названием «этика». От
Аристотеля до нас дошли три сочинения
по этике — «Никомахова этика»,
«Эвдемова этика» и «Большая этика».
Они написаны по разным случаям, но
содержание их часто пересекается.
Название «Никомахова этика» происходит
от имени сына Аристотеля Никомаха,
а «Эвдемова этика» — от имени
его ученика Эвдема. Вполне возможно,
что именно они дорабатывали эти
произведения Аристотеля. Если у Сократа
и Платона добродетель —
Известно,
что Аристотель различал две разновидности
добродетелей: дианоэтические т. е. мыслительные,
и собственно этические, которые
проявляют себя не в мышлении, а
в поведении. Обеими разновидностями
добродетели человек у
Что касается устройства государства, то Аристотель прославил себя доскональным исследованием существующих в античности форм правления. В Ликее Аристотеля велась систематическая работа по изучению конституций греческих полисов, которых, по некоторым свидетельствам, было собрано 158. Широко известна аристотелевская классификация форм правления. Как известно, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства, исходя из своего представления о наилучшем. Каждой правильной форме государства, по мнению Аристотеля, соответствует неправильная форма, которая является ее искажением. К правильным устройствам Аристотель относил царскую власть (монархию), когда при единоличном правлении руководствуются общим благом. Ее искажением является тирания, при которой единоличный правитель руководствуется только личной выгодой. Вторым правильным государственным устройством Аристотель считал аристократию, когда правят немногие лучшие граждане полиса и тоже в интересах общего блага. Искажением этого правления является олигархия, когда немногие состоятельные граждане, управляя государством, пекутся только о собственной выгоде. И, наконец, полития, которая, согласно Аристотелю, является правлением большинства граждан, отбираемых на основе определенного ценза и руководствующихся в своих решениях интересами общего блага. В противоположность этому, демократию Аристотель считал извращением политии, когда правит большинство, среди которых много неимущих, и только в своих интересах. Согласно Платону, к управлению государством лучше всего подготовлена аристократия. А во главе идеального государства, по мнению Платона, должен стоять философ. В отличие от Платона, наилучшим устройством у Аристотеля является полития. И особенность этого строя в том, что его основа — средний слой граждан, который превосходит бедняков и богачей вместе взятых. Иначе говоря, согласно Аристотелю, наилучшее правление там, где решающая сила — люди среднего достатка. И это перекликается с современными рассуждениями о «среднем классе» как опоре, гарантирующей общество от крайностей диктатуры и анархии.
§3.
Эллинистически-римская
С
завоеваниями Александра Македонского
кончается классическая эпоха в
истории античности. Маленький уютный
город-полис с прилегающей к
нему сельской местностью как основа
античной рабовладельческой демократии
прекратил свое самостоятельное
существование. На обломках империи
Александра возникли неустойчивые эллинистические
монархии Птолемеев, Селевкидов и др.
На смену понятию «гражданин»
явилось понятие «подданный», а
полисный патриотизм оказался вытесненным
космополитизмом, для которого отечество
— весь мир. Так наступила эллинистическая
эпоха, которая совпала с концом
классической античной философии, вершину
и конец которой представляет
собой философия Аристотеля. Эта
эпоха условно продолжалась до 529
года уже новой эры, когда была
закрыта последняя языческая
философская школа. Дальнейшая судьба
философии будет связана уже
с христианством. Философия из теоретической
системы в эллинистическую
Эпикур и эпикуреизм. Занимаясь с 14 лет науками, Эпикур (341/340—270 до н. э.) ознакомился с атомистическим учением Демокрита, общался с платоником Памфилом, возможно слушал тогдашнего главу платоновской Академии Ксенократа. Зарабатывая на жизнь преподаванием, поначалу в городах Малой Азии, а затем в Афинах, Эпикур основал свою собственную школу под названием «Сад Эпикура». На воротах этого сада была надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие — высшее благо». Из трехсот сочинений Эпикура до нас дошли только три послания: к Геродоту, Пифоклу и Менекею, работа под названием «Максимы» и ряд фрагментов.
Естественно,
что атомизм Демокрита и
Чтобы жить без тревоги, надо освободиться от страха перед богами. В своем просветительстве Эпикур не доходит до прямого атеизма. Но он дает объяснение богам, которое можно было бы назвать эстетическим, в противоположность религиозному. Во-первых, Эпикур утверждает бесконечное число миров. Это было важной новацией, в сравнении с предшествующей философией и наукой, где весь космос ограничивался Землей и окружающими ее небесными сферами. Во-вторых, богам, согласно Эпикуру, нет места вне мира. И он помещает их в так называемых «интермундиях», т. е. в межмировых пространствах. В-третьих, что, может быть, самое главное, они не могут влиять на судьбы людей, и люди должны их почитать исключительно за их красоту и совершенство.
Знание
причин происходящего, а также природы
богов, считает Эпикур, способно освободить
нас от страхов. Но счастье, как уже
говорилось, это не только отсутствие
страха, но и отсутствие страдания.
Понятно, что телесных страданий
полностью избежать нельзя. Однако,
как замечает Эпикур, телесные страдания
у человека куда менее интенсивны,
чем душевные страдания, с этим связанные.
А над своими душевными состояниями
человек властен, и поэтому он
может их избежать. Кроме того, Эпикур
понимает телесные страдания как
результат неумеренности в
Таковы основные черты этики Эпикура. Ее отличие от этики античной классики, от этики Сократа, Платона и Аристотеля, заключается опять же в том, что это этика не гражданина, а частного лица. Что касается общественной и политической жизни, то Эпикур считает в соответствии с его делением человеческих потребностей на «естественные» и «неестественные», что такая потребность у человека является «неестественной». А потому индивид должен по возможности от этого участия уклоняться. Здесь Эпикур следует принципу «Живи незаметно!».
Основные идеи стоицизма. Основоположником стоицизма был Зенон из Китиона (333/32—262 до н. э.), родом с острова Кипр. Зенон как человек, не имевший афинского гражданства, не мог арендовать помещение для занятий, и потому он читал свои лекции в портике. По-гречески портик — «стоя», отсюда название школы стоиков. Хотя, перейдя в русский язык, это название стало ассоциироваться с глаголом «стоять», а стоицизм стали связывать со стойкостью духа. Принято выделять три периода в развитии стоической философии. Первый период «Древней Стои» (конец IV—III вв. до н. э.) представлен фигурами самого Зенона и его сподвижников Клеанфа и Хризиппа, написавшего более семисот книг, позднее утраченных. Второй период называют «Средней Стоей» (II —I вв. до н. э.), где главные фигуры Панэций и Посидоний, в учениях которых уже присутствуют эклектические идеи. Третий период— это «Поздняя Стоя», которая развивалась в Древнем Риме и представлена в лице Марка Аврелия, Сенеки, Эпиктета. Она совпала с периодом становления христианства, одним из «теоретических источников» которого явилась именно философия стоицизма.
Зенон
попытался создать учение, которое
давало бы основу внутренней независимости
человека. Его философское учение
включало три части. Первую часть
составляла логика, затем шли физика
и этика. Но по сути самым ценным
у стоиков оказалось их этическое
учение. Кстати, Зенон сравнивал
свою систему философии с садом,
где ограда — это логика, фруктовые
деревья — это физика, а плоды,
которые вырастают на деревьях, —
этика. В стоицизме мы находим
логическое, космологическое, физическое
и этическое «оправдание» зла
и страданий в этом мире. Во-первых,
доказывали стоики, ничто не существует
без своей противоположности, а
потому добро в совершенном мире
логично дополнено злом. Во-вторых,
то, что для человека является злом
и несчастьем, то для космоса в
целом оказывается благом. В-третьих,
на низших уровнях бытия слепая необходимость
природы противится божественному
разуму, и из этого сопротивления
материальной стороны мира его духовной
сути тоже вырастает зло. И, наконец,
последнее этическое объяснение
природы зла, смысл которого в
том, что у зла по отношению
к человеку есть свое высшее назначение.
Зло существует в мире для того,
чтобы люди, претерпевая невзгоды,
совершенствовали свою пневму, становясь
все добродетельнее и одухотвореннее.
К слову сказать, именно пневма у
стоиков соединяет воедино
Скептицизм. Утратой себя и неуверенностью в себе порождено и такое направление эллинистической философии как скептицизм. «Скепсис» в переводе с греческого означает «сомнение». Основателем скептицизма как особого направления в античной философии явился Пиррон (ок. 360—275/270 до н. э.). Он участвовал в азиатских походах Александра Македонского, где повстречал «гимнософистов», т. е. «нагих мудрецов», как греки именовали индийских магов. После смерти Александра Македонского Пиррон возвращается на свою родину в Элиду, где занимается преподаванием. Подобно великому Сократу, Пиррон умер, не написав ни слова.