Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:35, доклад

Описание

Слово «философия», подобно всей западной цивилизации, пришло к нам из Древней Греции. Но греки не только придумали это слово, а очертили рамки самой классической философии как способа мышления и подхода к миру. И у тех же древних греков мы находим первый опыт неклассической философии, столь популярной в наши дни. Противостояние классической и неклассической философии наметилось уже там, у истоков европейской цивилизации.

Содержание

Общая характеристика античной философии ………………………....стр. 3 - 14
Античность и рождение классической философии ………………..стр. 14 - 18
Эллинистически-римская философия ……………………………………..стр. 18 - 22
Список литературы …………………………………………………………………………стр. 23

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 62.62 Кб (Скачать документ)

Скептики  не отрицают истины вообще. Они допускают  суждения: «Это кажется мне горьким  или сладким». Но они не признают истинности суждений: «Это действительно  сладкое», или «Это действительно  горькое». Указанную позицию прекрасно  иллюстрирует свидетельство, согласно которому на прямой вопрос «Ты жив, Пиррон?» тот якобы ответил  «Не знаю». Это говорит о том, что скептик Пиррон был не уверен даже в собственном существовании. Его «Не знаю» равнозначно  «Мне кажется, что я жив».

Все это означает, что в философии  скептиков возможно истинное суждение о том, как предмет мне является, но невозможно суждение о том, что  собой представляет предмет по сути. А значит невозможен переход от явления  к сущности. У Сократа и Платона  переход от явления к сущности возможен только посредством диалектики, которая обнаруживает противоречие в обыденном представлении и  его преодолевает. Что касается мудрости, то она, согласно Пиррону, состоит в  воздержании от каких-либо определенных суждений, чему соответствует греческий  термин «адоксия», а также в полной невозмутимости. Со слов ученика Пиррона, которого звали Тимон, нам известно, что для счастья человеку нужно  знать природу вещей, а также  наше отношение к ним, и соответственно этому следует определять способ поведения в этом мире. Согласно Пиррону, вещи неразличимы и непостоянны, а потому мы не можем питать к  ним доверие и высказывать  по их поводу суждений. Соответственно, при таком положении дел поведение  человека должно выражаться в афасии, что означает молчание по поводу природы  вещей, и апатии, т. е. состоянии бесстрастности. Именно в адоксии, афасии и апатии, по мнению скептиков, состоит высшая степень доступного философу счастья.

Последующие скептики, а именно Тимон (320—230 до н. э.), Энесидем (I в. н. э.), Агриппа (даты жизни  неизвестны) и Секст Эмпирик (II в. н. э.) развивали скептицизм посредством  так называемых троп, т. е. аргументов, направленных против всех суждений о  реальности. Известно, что Энесидем сформулировал десять тропов, основанных на относительности вещей. Например, одна и та же вещь может быть как  полезной, так и вредной. Ведь морская  вода для человека вредна, а для  рыб, наоборот, полезна. Муравьи, проглоченные человеком, причиняют ему резь в  желудке, а медведи, наоборот, заболевая, лечатся тем, что глотают муравьев. Другие тропы Энесидема демонстрируют  нам различия в восприятии одного и того же предмета, связанные с  изменением состояния нашего тела. Ведь голодный воспринимает не так, как  сытый, а больной не так, как здоровый.

Итог  эллинистических философских учений один - крушение культуры и философии, основанных на рационализме и рациональных правовых и онтологических системах, на личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека с природой и космосом. На смену обозримым и рационально осмысливаемым социальным, политическим и онтологическим нормативам приходят надличностные и надрациональные регулятивы.

В огромной социальности человек уже  не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений  характерна не проблема воздействия  человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека довести до уровня понимания природы - понимания цивилизованности. Эпикур: "Проживи незаметно". На первый план выдвигается проблема личного  счастья, тогда можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) - это  естественное состояние человека, которое  позволяет ему перенести удары  судьбы. Но система обоснования в  разных школах была разная. Государство  в период социальных неурядиц - это  образ корабля в момент шторма. Эпикур предложил такой способ обоснования  личного счастья: счастье - это удовольствие. Удовольствие - это способность довольствоваться тем, что имеешь. Стоики понимали личное счастье иначе: "Подчиняйся судьбе!" Разумного, считали они, судьбы ведут, а неразумного тащат. Эпикур, обращаясь  к человеку, не уронил человека и  человеческое достоинство. Он не предлагал  активной модели социального поведения, он предлагал избавить человека от предрассудков и страха. Главная  задача философии по Эпикуру - обоснование  и достижение счастья человека. Скептицизм предлагает следующий выход - воздержание  от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептики используют аргументацию: от субъекта, от объекта, от соотношения субъекта и объекта. Единственное, что вытекает для человека – это запрет на суждения и достижение атараксии, невозмутимости. Стоики предлагают иную позицию. Это философия долга, философия судьбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1975— 1984.
  2. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М., 1990—1994.
  3. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989 Ч. 1.
  4. Хрестоматия по эллинистическо-римской философии. Свердловск, 1987.

 


Информация о работе Античная философия