Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:43, контрольная работа
Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы.
«Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии» (сочинение).
Задание 1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы………..…3
Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии»
2.1 Философское творчество Аристотеля, его произведения……………....6
2.2 Критика Аристотелем платоновского учения об идеях /эйдосах/ и формулирование своей концепции Бытия……………………………………….....8
2.3 Категории как способ объяснения сущности бытия. Материя и форма. Движение. Классификация форм движения………………………………………..9
2.4 Анализ процесса становления: учение о причинности и перводвигателе……………………………………………………………………...12
2.5 Человек и его душа. Этика как практическая философия. Этический идеал Аристотеля…………………………………………………………………...13
2.6 Историческое значение философии Аристотеля………………………17
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке………………………………………………………………..18
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии……………………...21
Задание 5. Тестовая проверка знаний……………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………...27
Шаг вперед по сравнению с предшествующей философией сделал Аристотель в понимании времени и пространства. Этим категориям он уделяет большое внимание, как в «Метафизике», так и в «Категориях». Он видит тесную связь между конкретным бытием и временем, подчеркивает взаимосвязь времени и движения. О времени он говорит: «Время, таким образом, есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само непрерывно — это ясно».
Пространство Аристотель также связывает с движением тел, признает его субъективное существование, однако понимает его как «особую» необходимую реальность, которая может проявляться в движении тел, существуя независимо от них. В этом смысле понятие пространства у Аристотеля приобретает определенные метафизические черты.
2.4 Анализ процесса становления: учение о причинности и перводвигателе.
Конфликт материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную (целевую).
Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи «истинную реальность». Активная, или воздействующая, причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.
Для понимания и объяснения сущего нужно познать все виды причин. Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин — такой вывод следует из учения Аристотеля о пассивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой причине — уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия.
Хотя в онтологических
воззрениях Аристотеля проявляются
определенные элементы идеализма и
метафизичности, его убеждение в
реальности внешнего мира, подчеркивание
значения первых сущностей и производности
вторичных, как и его рассуждения
о движении в связи с существованием в нем
противоречий, несут в себе зародыши материалистического
и диалектического понимания действительности.
2.5 Человек и его душа. Этика как практическая
философия. Этический идеал Аристотеля.
Для Аристотеля человек — это, прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
В человеке есть два начала: биологическое и общественное. С рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна. Аристотель считает, что душа присуща всем объектам, принадлежащим к живой природе, т. е. растениям, животным и человеку. В ряде своих работ он приходит даже к таким взглядам: «деятельность души обусловлена состоянием тела», «душа не существует без материи», что подтверждает определенную материалистическую тенденцию. Однако в «Политике» Аристотель говорит, что «одушевленное существо состоит, прежде всего, из души и тела; душа является господствующим принципом, тело — принцип подчиненный». С подобными мыслями можно встретиться в посвященном вопросам психики трактате «О душе»: «...душа есть причина и начало живого тела... душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел». В этом трактате душа рассматривается как форма, реализация, «первая энтелехия» природного тела. Отношение души и тела является в определенном смысле аналогией более общего отношения материи и формы.
Душа, по Аристотелю, имеет три различных уровня: вегетативный — душа растений (определенная способность к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.
Разумную душу, Аристотель характеризует как ту часть души, которая мыслит и познает. Восприятие, или способность иметь ощущения, характерно для низших ступеней души, однако способность мыслить является признаком разумной души. Ощущения, согласно его воззрениям, неотделимы от тела, но разум, разумная душа не связана телесностью, она вечна. Разуму, наконец, «лучше не быть связанным с телом».
Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его поведения. Душа — это внутренняя сила тела. Душа не может существовать без тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. "Именно душа придаёт смысл и цель жизни".
Телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле.
Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Для обозначения совокупности добродетелей характера человека как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания науки Аристотель ввёл термин «этика». Отталкиваясь от слова «этнос» (др. греч. ethos) Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость (самая необходимая для совместной жизни).
Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.
Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.
Добродетель — представляет собой меру, золотую середину между двумя крайностями: избытком и недостатком; это «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»; это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, связанным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.
Следует помнить, что названные качества были обозначены в качестве добродетелей и пороков в IV в. до н. э.; они не всегда однозначно совпадают с современными представлениями о должном и предосудительном.
Внутренний конфликт.
Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Однако выбор нередко переживается гораздо мягче — как выбор между различного рода благами (зная добродетель, можно вести порочную жизнь). Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.
Слово «знать» употребляется в двух значениях:
1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием;
2) о том, кто применяет знание на практике.
Аристотель уточнял, что обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит, он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности.
Добродетельность как разумность обретается человеком в процессе уяснения собственной двойственности и разрешения внутреннего конфликта.
2.6 Историческое значение
Деятельность Аристотеля принадлежит как истории философии, так и истории науки. В кругу наук, разработкой и созданием которых занимался Аристотель, первое место принадлежит логике. Аристотель - автор оригинальной, чрезвычайно тщательно разработанной логической системы, оказавшей огромное влияние на развитие логической науки.
Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения.
Немаловажной заслугой Аристотеля считается создание науки, названной им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю.
Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека, вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. Необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель говорит о том, что “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам”.
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке
«Ясно, что государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает. Оно возникает только между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для себя жизни».
«Человек по природе – существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств живет вне государства, тот или выше человека, или недоразвит в нравственном отношении. Совершенством человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь, - совершенность государства».
В своем творчестве Аристотель уделяет большую часть изучению проблемам развитию и организации общества, это он изложил своем трактате «Политика».
Для точной формулировки своих взглядов на идеальное государство, Аристотель изучал множество материалов, касающихся истории и политического устройства Греческих городов. Учение о государстве, социальные представления были разделены Аристотелем на классы. Сам философ был представителем класса деревенского общества-класса рабовладельцев.
Аристотель характеризовал человека как существо общественное, для которого характерно жить в государстве. Само государство, по мнению Аристотеля, является развитым сообществом общин, а община - развитой семьей и считает государство ответственным за организацию семьи.
Аристотель был защитником рабовладения, считая его естественным явлением организации общества; считал, что классовое неравенство нормальное состояние любого идеального государства и люди состоят из подчиненных и господ, то есть из рабов и рабовладельцев. Но, несмотря на то, что Аристотель защищал рабовладельческий строй, он также выступал и против чрезмерного богатства, которое, по его мнению, нарушает стабильность общества.
Аристотель отделял
друг от друга понятия «
По мнению Аристотеля, основными задачами государства являются предотвращение чрезмерного богатства, чрезмерного роста политической власти личности и рабовладения. Идеальным государством считается то, которое способно обеспечить наиболее счастливую жизнь для наибольшего числа рабовладельцев.
Аристотель считал,
что рабы и свободная беднота
являются политически