Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:49, реферат
Чему нас учит история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучше.
Древние цивилизации, существовавшие тысячи лет назад, определили культурное и научное развитие человечества. Рассматривая детали древних цивилизаций можно увидеть развитие и упадок различных культур, моральных ценностей и научных достижений древности, повлиявших на развитие всего человечества.
3. Симбиоз конфуцианство,
даосизма и буддизма в
УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ.
КОНФУЦИАНСТВО И КУЛЬТУРА КИТАЯ.
Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) принадлежит
к числу выдающихся мыслителей древнего
мира. Его учение изложено в трактате «Луньюй»
(«Рассуждения и беседы») и имеет этико-политический
характер. В центре его внимания – проблемы
человека, его умственного и нравственного
облика. Конфуций первым разработал концепцию
идеального человека (цзюньцзы), благородного
мужа – не по происхождению, а благодаря
воспитанию в себе высоких нравственных
качеств и культуры, – который прежде
всего должен обладать жэнь – гуманностью,
человечностью, любовью к людям; проявления
жэнь – справедливость, верность, искренность
и т.д. Конфуций придавал очень большое
значение этому высшему эталону человеческой
добродетели. Благородный муж у Конфуция
– образец поведения, человек, которому
должны подражать все жители Поднебесной.
Согласно этой концепции, каждый мог стать
цзюньцзы, все зависело от самого человека.
Главой государства мог быть только благородный
муж.
Одной из важных основ социального порядка,
по Конфуцию, было строгое повиновение
старшим. Слепое повиновение его воле,
слову, желанию – это элементарная норма
для младшего, подчиненного, подданного
как в рамках государства в целом, так
и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал,
что государство – это большая семья,
а семья малое государство.
Конфуцианство придало культу предков
глубокий смысл символа специального
порядка и превратило его в первейшую
обязанность каждого китайца. Конфуций
разработал учение о сяо, сыновей почтительности.
Смысл сяо – служить родителям по правилам
ли, похоронить их по правилам ли и приносить
им в жертву по правилам ли. Наконец, Конфуций
придавал большое значение юе – музыке,
лучшему средству изменения плохих нравов
и обычаев, а главенствующую роль отводил
ли – этикету, т.е. правилам благопристойности,
регулирующим поведение человека в разных
жизненных ситуациях.
Конфуцианский культ предков и нормы сяо
способствовал расцвету культа семьи
и клана. Семья считалась сердцевиной
общества, интересы семьи намного превосходили
интересы отдельной личности. Отсюда и
постоянная тенденция к росту семьи. Человек
с детства привыкал к тому, что личное,
эмоциональное, свое на шкале -
ценностей несоизмеримо с общим, принятым,
рационально обусловленным и обязательным
для всех.
Конфуцианство сумело занять ведущие
позиции в китайском обществе, приобрести
структурную прочность и обосновать свой
крайний консерватизм, нашедший наивысшее
выражение в культе неизменной формы.
Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить
вид, не потерять лицо – всё это стало
теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось
как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство
выступало и как регулятор во взаимоотношениях
страны с небом и – от имени неба – с различными
племенами и народами, населявшими мир.
Не будучи религией, в полном смысле слова,
конфуцианство стало большим, нежели просто
религия. Конфуцианство – это так же и
политика, и административная система,
и верховный регулятор экономических
и социальных процессов – словом это основа
всего китайского образа жизни, квинтэссенция
китайской цивилизации. В течение двух
с лишним тысяч лет конфуцианство формировало
умы и чувства китайцев влияло на их убеждения,
психологию поведение, мышление, восприятие,
на их быт и уклад жизни.
ДАОСИЗМ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Говоря о китайской культуре,
мы привыкли рассматривать ее как
нечто единое и цельное. Однако, это
совершенно неверно применительно
к китайской древности. Подобно
тому, как сам Китай (тогда царство
Чжоу) был разделен, начиная с
середины I-гo тыс. до н.э., на множество
отдельных, враждовавших между собой царств,
также и культура его являла собой картину
значительного многообразия; существовало
несколько типов культур, только позднее
сплавленных в великом общекитайском
синтезе.
Основателем даосизма традиционно считается
Лао-цзы, живший по преданию на рубеже
VI-V вв. до н.э., оставивший изложение своего
учения под названием «Дао-дэ цзин». В
«Дао-дэ цзине» речь идет о едином первоначале
всего сущего – единой субстанции и одновременно
мировой закономерности – Дао. Это понятие
дало название даосизму (дао цзяо).
Для мировоззрения Чжуан-цзы (другого
даосского мыслителя) огромное значение
имела концепция «уравнивания сущего»,
согласно которой мир представляет собой
некое абсолютное единство. В нем нет места
четким границам между вещами, все слито
друг с другом, все присутствует во всем.
В этом мире нет никаких абсолютных величин,
ничто само по себе не является ни прекрасным,
ни безобразным, ни большим, ни малым, но
все существует только относительно чего-то
другого и в теснейшей внутренней связи
и взаимообусловленности.
Само слово «дао» вовсе не является исключительным
достоянием даосизма. Оно принадлежит
всей китайской мысли, и каждый философ
древнего Китая видел в нем обозначение
истины или, точнее, глубочайшей правды
и праведного пути жизни. Все китайские
мудрецы – приверженцы Дао. И хотя это
понятие дало название даосизму (дао цзяо),
ничего собственно даосского в нем нет.
Это одна из важнейших категорий всей
китайской культуры. Специфично лишь ее
осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве
Дао – путь нравственного совершенствования
и правления на основе этических норм,
то в даосизме Дао космологизируется,
приобретая значение высшего первопринципа,
мировой субстанции, источника бытия всего
сущего.
Лао-цзы, приняв Дао за высшую категорию
своей философии, рассматривал ее не только
как всеобщий закон, но и как источник
формирования мира.
Даосизм воплощает самую сердцевину восточной
мысли, всегда требовавшей от человека
обрести полноту своего бытия через самоустранение,
явить глубину нежелания, которая таит
в себе самое одухотворенное желание.
Поэтому даосизм не является философией
в классическом понимании этого слова,
ибо он не интересуется определениями
понятий, логическими доказательствами
и другими процедурами чистого умозрения.
Не является он и религией трансцендентного
Бога, требующего от своих поклонников
веры и послушания. Его нельзя, наконец,
свести и к искусству, мастерству, практике
в собственном смысле слова, ибо мудрость
Дао не утверждает необходимости что-нибудь
делать. Скорее, даосизм – это «путь цельного
существования», в котором умозрение и
действие, дух и материя, сознание и жизнь
оказываются собранными в свободном, беспредельном,
хаотическом единстве (и сюй).
Даосские мудрецы ничего не доказывают
и не проповедуют. Они даже не учат
какому-нибудь определенному образу жизни.
Их цель – дать верную жизненную ориентацию,
указать путь к средоточию жизненного
опыта – вечно отсутствующему и вездесущему.
БУДДИЗМ
ПОЯВЛЕНИЕ БУДДИЗМА
В КИТАЕ
Перенесение буддизма с родной индийской
почвы в культуру и повседневную
жизнь Китая может считаться
одним из наиболее значительных событий
в истории религии. Оно означало,
что страна с собственной древней
культурой приняла более
Буддизм проник в Китай из Индии преимущественно
в своей северной форме Махаяны во II в.
Процесс его укрепления и развития в Китае
был сложен и длителен. Потребовались
многие века и огромные усилия поколений
проповедников и переводчиков, чтобы выработались
и вошли в обиход китайские эквиваленты
индо-буддийских понятий и терминов. Кроме
того, многое в буддизме с его восприятием
жизни как страдания и зла противоречило
распространенным в Китае конфуцианским
нормам этики и принципам поведения; только
содействие параллельно формировавшегося
религиозного даосизма, в свою очередь
щедро черпавшего из сокровищницы индо-буддийской
мудрости, помогло буддистам укрепиться
на китайской земле. Постепенно буддизм
усиливал свои позиции, чему немало способствовала
и общая историческая ситуация эпохи Южный
и Северных династий (II-IV) с ее кризисами,
междоусобицами и неустойчивостью бытия.
В такой обстановке призывы буддистов
отрешиться от земной суеты и укрыться
за высокими стенами монастыря не могли
не оказаться привлекательными.
КИТАИЗАЦИЯ БУДДИЗМА
Распространяясь и укрепляясь буддизм
подвергался значительной китаизации.
Вообще китайская конфуцианская цивилизация
уникальна по степени устойчивости, приспособляемости,
способности к регенерации и сопротивляемости
внешним воздействиям. Всякая иноземная
идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей
она ни была, проникая в Китай, неизбежно
подвергалась такой сильной трансформации
и китаизации, что в конце концов возникала
достаточно оригинальная система идей
и институтов, приспособившихся к привычным
принципам, понятиям и нормам и лишь в
самых общих чертах напоминавшая первоначальную
идеологию. Это свойство китайской цивилизации
проявилось и на примере буддизма. Стремительное
распространение буддизма говорит о явном
превосходстве буддизма
над китайской народной религией, отягощенной
магией и предрассудками. Но еще более
значительным было устойчивое влияние
буддизма на все слои китайского населения,
и в особенности — его проникновение в
китайскую культуру в целом, что возможно
объяснить только внутренней близостью
с древней китайской философией. Взаимосвязь
китайского буддизма с его индийским аналогом
истолковывалась по-разному. В отличие
от современных европейских ученых, которые
подходят к данному вопросу с позиций
индологии и признают за китайским буддизмом
только относительную оригинальность,
образованные китайцы уже в первые века
ощущали такое внутреннее родство с буддизмом,
что, наряду с даосизмом и конфуцианством,
начали воспринимать его как подлинное
выражение китайской религиозности.
БУДДИЗМ И КУЛЬТУРНЫЕ
ДОСТИЖЕНИЯ КИТАЯ