Феномен лжи в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 17:13, научная работа

Описание

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в любой системе отношений цивилизованного общества, на всех исторических этапах, во всех формах коллективной и личной жизни ложь была и остается настолько существенным фактором, что без его учета и анализа невозможно составить основательное представление о взаимоотношениях людей, о конкретных событиях и процессах. В настоящее время ложь приобрела изощренные формы и специфические особенности. Многообразные проявления лжи непрестанно выявляются в социальных отношениях, в механизмах государства, в средствах массовой информации и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие лжи и подходы к его исследованию……………………………….5
2. Ложная информация в бизнесе. Цели бизнес-мошенников……………….13
3. Конструкция психологии лжи в бизнесе…………………………………....16
4. Финансовые аферы…………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

Научка)).doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

И далее Кант указывает, что какие бы добрые намерения  лжец ни имел, он должен "поплатиться за все последствия, потому что правдивость есть долг, который надо рассматривать как основание всех опирающихся на договор обязанностей, и стоит только допустить матейшее исключение в исполнении этого закона, чтобы он стал шатким и ни на что не годным... Таким образом, это - священная, безусловно повелевающая и никакими внешними требованиями не ограничиваемая заповедь разума: во всех показаниях быть правдивым".

В отечественной философии  в рамках нашей проблематики представляет интерес подход, развиваемый известным  русским философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым в работе "Оправдание добра (нравственная философия)".

Называя правдивость  самой важной добродетелью B.C. Соловьев признает, что "эта добродетель служила и еще служит поводом особых споров между моралистами различных направлений". B.C. Соловьев подчеркивает, что правдивость в строгом понимании возможна только для человека: "животные могут быть наивны или хитры, но только человек правдив или лжив".

Первичными нравственными  основами, одной из производных которых  является правдивость, B.C. Соловьев называет стыд, жалость и религиозное чувство. "Когда оба члена какой-нибудь дилеммы одинаково приводят к нелепостям, то, значит, в самой постановке дилеммы есть что-нибудь неладное. В настоящем вопросе это неладное зависит от двусмысленности слова "ложь (ложный, лгать)", которое, между тем, принимается здесь так, как будто бы оно имело только один смысл или как будто бы в одном смысле непременно заключатся и другой, чего на самом деле нет. Таким образом, это главное слово принимается фальшиво в самой основе рассуждения, а потому и никаких заключений, кроме фальшивых, отсюда произойти не может".

Полагая ложь постыдной для самого лгущего, B.C. Соловьев считает что ложь обидна и вредна для обманываемых, а значит «требование правдивости имеет двоякое нравственное основание: во-первых, в человеческом достоинстве самого субъекта и, во-вторых, в справедливости, т. е. в признании права других не быть обманываемыми мной, поскольку я сам не могу желать, чтобы меня обманывали».

Эрих Фромм в своём психоанализе «Быть или Иметь»  пришел к выводу, что движущими силами развития личности являются две врожденные  бессознательные  потребности,  находящиеся  в состоянии антагонизма:  потребность  в  укоренении  и  потребность  в индивидуализации. Если потребность в  укоренении  заставляет  человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание променять ее опять на  укорененность.

 В то же время  есть и другая свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех, которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью. Она дает  одновременно  удовлетворение  и  потребности  в индивидуализации, и  потребности  в  укорененности,  примиряет  их  и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения с миром.

 Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное  –  продемонстрировать  свое значение, придать себе вес в глазах других. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность  и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность.

   Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы быть самими собой. Они уважают и стремление других быть самим собой, а потому они терпимы и неагреесивны в отличие от тех, кто живет по принципу иметь.

 

 

 

 

2. Ложная информация  в бизнесе. Цели бизнес-мошенников.

Во все времена, при любом режиме, при любом правителе во всем мире люди условно делились на тех, кто обманывает, и тех, кого обманывают. Обман был и остается разным по способам его воплощения, по цели, которую желает достичь обманывающий и т.п. А сами люди становятся жертвами обмана осознанно или неосознанно.

Почему люди выбирают ложь? Лгать или не лгать - ключевая проблема мотивации лжи, Ложь может иметь положительные последствия для обманщиков: он достигает своей цели и остаётся безнаказанным. Более того - неразоблачённый лжец на какое-то время становится объектом восхваления и подражания.

В феноменологии ложной информации преобладают следующие  психологические причины:

  • жадность (обещание или же предоставление денег или иных материальных ценностей);
  • страх за себя (шантаж, угроза физического или психологического воздействия);
  • страх за близких людей (явная угроза либо факт насилия);
  • безразличие (утрата социальных ориентиров, социально-психологическая дезадаптация личности, депрессия);
  • склонность к авантюризму;
  • неудовлетворённость индивида своим нынешним положение либо перспективой);
  • месть, зависть, неприязнь с непреодолимым желанием нанести «врагу» определённый ущерб;
  • национализм (этноцентризм, шовинизм);
  • религиозные чувства (неприязнь в «иноверцам»);
  • ложно понятый гражданский долг (имитация законопослушности);
  • ложно понятая общечеловеческая мораль;
  • гипертрофированная потребность в самоуважении;
  • корпоративная солидарность в предъявлении конвенциальной лжи;
  • преувеличенное тщеславие (желание индивида произвести определённое впечатление, показать свою значимость, осведомлённость);
  • легкомыслие (неосмотрительность, болтливость);
  • неадекватная увлечённость каким-либо хобби (возможность для коллекционера приобрести желаемую вещь) и др.

У. Альбрехт, Дж. Венц и  Т. Уильямс – авторы фундаментального исследования «Мошенничество: луч света  на темные стороны бизнеса» -  пишут, что мошенничество может иметь своей целью как получение выгоды для себя лично, так и преследование выгоды для своей фирмы или учреждения. Мошенничество со стороны наемных работников, когда человек идет на растрату средств своего нанимателя, обычно преследует цели личной выгоды. Мошенничество же со стороны менеджеров, когда представитель фирмы обманывает инвесторов или кредиторов фирмы, чаще всего предпринимается ради выгоды данной фирмы или ее руководителей.

Среди целей бизнес-мошенников могут быть:

  • Обеспечение плохих хозяйственных итогов деятельности конкурента;
  • Снижение доли конкурента на рынке;
  • Потеря конкурентом клиентуры;
  • Утечка секретных материалов конкурента, что непосредственно сказывается на его балансовых счетах.

Однако реализуя свои мошеннические цели, лжец-бизнесмен способствует реализации целей других людей: партнеров по бизнесу, персонала своей компании, государственных служащих-коррупционеров, политиков страны и других. Реализация мошеннических бизнес-целей, доведение компании до краха выгодны, так как расчищает сложившееся бизнес-пространство для других проектов, способствует появлению новых игроков на рынке, созданию новых рабочих мест.

Главная цель лжеца –  намеренное искажение образа объективной  бизнес-реальности у обманутого партнера по общению, и более того – вовлечение жертвы обмана в создание совместного ложного образа новой деловой ситуации.

Кроме того, свои истинные цели мошенники декларируют партнерам  по бизнесу и потребителям в форме  привычных, нормативно одобряемых целей, определяемых в соответствии с миссией предприятия. Например, фармацевтическая компания провозглашает своей миссией удовлетворение потребностей, связанных с улучшением здоровья потребителей, предпочитающих эффективные и современные лекарственные средства – ясная, понятная и благородная цель, которая воплощается в производство лекарственных препаратов.

Однако существует и  другая реальность. В конце ХХ столетия мировое сообщество столкнулось  с серьезной и сложной проблемой  – фальсификацией лекарств. Первые данные о фактах фальсификации лекарств поступили во Всемирную организацию здравоохранения в 1982 году. За период с 1982 по 1999 гг. ВОЗ стало известно более чем о 700 случаях фальсифицированных лекарств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Конструкция психологии лжи в бизнесе.

  1. Убожество мотивов.

Убожество мотивов бизнес-мошенников заключается в их личностной примитивности  и крайней эгоцентричности  в  сочетании с извращенным содержанием  и разнообразием форм. Мотивация  бизнес-мошенника может иметь  множество причин и иметь весьма сложную, разветвленную и утонченную структуру. Все это усложняет распознавание лжи, но не устраняет основного признака мошенничества – убожества мотивации. Мотивы лжеца, бизнес-мошенника не связаны со сколько-нибудь значимой социальной мотивацией, как бы ни старался он замаскировать свои побуждения общественно-приемлемой фразеологией.

  1. Поверхностность целей.

Поверхностность целей  мошенников обусловлена их мотивацией, изначально не направленной на развитие бизнеса, учитывающего нужды потребителей в тех или иных товарах и услугах. Большинство предпринимателей интересует не содержание их бизнеса, а приносимая этим бизнесом прибыль, что не противоречит их личной заинтересованности в развитии конкретного бизнеса.  У лжеца основная цель – намеренно исказить образ объективной реальности у обманываемого партнера по общению, и более того – вовлечь жертву обмана в создание совместного ложного образа новой деловой ситуации. Ложь выгодна мошеннику, не желающему или не умеющему получать прибыль законными способами. Отсюда – поверхностность мошеннических целей, не исключающая разнообразия способов их реализации. Поверхностность бизнес-целей лжеца обусловлена также асимметрией личностного и социального измерения его базовых ценностей, так как социально одобряемый бизнес способен развиваться, если он удовлетворяет реальные нужды других людей с прибылью для себя. Для мошенника ориентация на удовлетворение потребностей потребителей служит лишь временной маскировкой для реализации основной цели – получить прибыль обманным путем и только.

  1. Бесцеремонность способов.

Бесцеремонность способов, применяемых мошенниками для  обмана, ошеломляет при воссоздании  объемной картины психологии лжи  в бизнесе. Наглость – базовая  характеристика феноменологии лжи  в бизнесе. 

  1. Пустота результатов.

Пустота результатов  бизнес-мошенничества заключается  в отсутствии в них положительного социального содержания. Бизнес-мошенник вовлекает в махинации других людей, дает им работу, что создает впечатление социальной полезности мошенника. Природа рыночных отношений такова, что, устраиваясь на работу, люди, как правило, не имеют представления о подлинных мотивах и способах деятельности работодателя или не могут понять, что произошла смена конвенциальных установок бизнесмена на мошеннические. По таким критериям определения признаков феномена ложной информации, как достоверность и результат, возможны следующие варианты:

 

Результат

Результат

Достоверность

Честно и успешно

Честно и безуспешно

Ложность

Нечестно и успешно

Нечестно и безуспешно


Когда успешный результат деятельности достигается мошенником, то результат этот в социально-психологическом смысле лжи остается пустым: жертва мошенничества, введенная в заблуждение и понесшая потери, остается ни с чем, и в этом – пустота результатов бизнес-мошенников.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Финансовые  аферы.

Финансовая пирамида — способ обеспечения дохода участникам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств от новых участников пирамиды. Достаточно часто истинный источник получения дохода скрывается и декларируется вымышленный или малозначимый. Подобные случаи являются мошенничеством. Может так же обещаться очень высокая доходность, которую невозможно поддерживать длительное время, а погашение обязательств пирамиды перед всеми участниками становится заведомо невыполнимо.

 Обычно финансовые  пирамиды регистрируются как  коммерческие учреждения и привлекают  средства для финансирования  некоего проекта (пенсионный фонд, страховая компания). Но с  развитием  средств телекоммуникации, увеличивается  количество финансовых пирамид, в которых финансовые операции и привлечение участников осуществляется через Интернет.

Несмотря на некоторое  разнообразие провозглашаемых целей  указанных обществ, технология завлечения (манипулирования) является довольно стандартной:

1)Мишень воздействия

2)Приманка

3)Аттракция

Мишень воздействия  во всех случаях одна и та же - желание  разбогатеть. Или, по крайней мере - заработать. Это желание постоянно  подогревается мыслями о получении  больших сумм «лёгких» денег.

Приманок используется множество:

  • причастность к «миру избранных» (встречи проводят в престижных помещениях, усиленная охрана, дорогая одежда, попадание «по рекомендации», атмосфера конспирации);
  • скрытые комплименты, льстящие приглашённым (не каждый может заниматься этим);
  • загадочность названий предлагаемых бизнес-проектов: «Многоуровневый сетевой маркетинг», «Диалог без границ».

Информация о работе Феномен лжи в бизнесе