Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:47, реферат
Цель этого реферата: познакомиться с основными положениями буддийской религии, узнать новое о философии Востока.
Задачи реферата: ознакомиться с историей развития этого учения, литературой, основными принципами. Тогда можно будет понять ту незаменимую роль, которую играет буддизм в жизнях рядовых представителей поклонников этой религии и тот интерес, который проявляют к нему отдельные представители высших сословий стран Востока.
Введение 3
1. Общая характеристика буддизма как религиозно-философского учения 3
1.1 Литературные источники учения Будды 3
1.2 Благородные (арийские) истины, открытые Буддой 4
1.3 Заповеди - ориентиры буддизма. Идея неразделимости знания и нравственности Путь личного совершенствования («Восьмиричный Путь Освобождения»). 6
2. Философские школы буддизма 10
2.1 Направления. 10
2.2 Дзэн-буддизм 11
2.3 Ламаизм 13
2.4 Буддизм в Китае 14
2.5 Буддизм в Индии 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ(НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ МАИ
Реферат
по дисциплине
Философия
тема «Философия Буддизма. Буддизм в Китае и Индии»
Выполнила студентка
3 (5) курса, группы ИД-506С,
Очно-заочного
отделения
Серебрякова Е.
Преподаватель
Бубнов В.В.
Москва 2012
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика буддизма как религиозно-философского учения 3
1.1 Литературные источники учения Будды 3
1.2 Благородные (арийские) истины, открытые Буддой 4
1.3 Заповеди - ориентиры буддизма. Идея неразделимости знания и нравственности Путь личного совершенствования («Восьмиричный Путь Освобождения»). 6
2. Философские школы буддизма 10
2.1 Направления. 10
2.2 Дзэн-буддизм 11
2.3 Ламаизм 13
2.4 Буддизм в Китае 14
2.5 Буддизм в Индии 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Одной из самых древних мировых религий из трех (наряду с христианством и исламом) является буддизм. Он “старше” христианства “ на 5 веков, а ислам “моложе” его на 12 столетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих стран, буддизм сыграл и по сей день играет огромную роль.
Буддизм - религиозно-философское
учение, которое возникло в Индии
в 6-5 веках до н.э. Основатель буддизма
- индийский принц Сиддхартха Гаутама,
получивший впоследствии имя Будды,
т.е. пробужденного или
Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Уже в первые столетия своего
существования буддизм
Актуальность темы заключается в том, что в последние годы буддизм завоевывает всё больше поклонников в странах Запада да и у нас в стране. За две с половиной тысячи лет существования этой религии буддизм оказывал огромное влияние на сознание человечества, на общество в целом. В зависимости от угла зрения буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как идеологию, и как культурный комплекс, и как образ жизни. Изучение буддизма является важным звеном в понимании социально-политических, этических и культурных систем восточных обществ, в которых существовали и имеются в настоящее время буддийские общины.
Цель этого реферата: познакомиться
с основными положениями
Задачи реферата: ознакомиться с историей развития этого учения, литературой, основными принципами. Тогда можно будет понять ту незаменимую роль, которую играет буддизм в жизнях рядовых представителей поклонников этой религии и тот интерес, который проявляют к нему отдельные представители высших сословий стран Востока.
Буддизм, как
и другие религии, как, например, ислам
или христианство, возник в результате
божественного откровения. В христианстве–
это Библия и учение, принесенное
сыном божьем Иисусом Христом; в
исламе –Коран, принесенный пророком
Мухаммедом; в буддизме же это земная
проповедь, самого божества, снизошедшего
на землю под именем Будды, что
на древнем индийском языке (санскрите)
означает “просветленный”, “достигший
прозрения”. Такое имя было дано
царевичу Гаутаме (Готама), или Шакьямуни
после его “великого прозрения”
Буддийские
священные книги содержат немало
легенд, повествующих о появлении
Будды на земле, его пути к совершенству.
Все основные биографии Будды
появились не ранее II–III вв. н. э. Их
составители для составления
биографии пользовались источниками,
канонической литературой, составление
которой приписывается самому Будде
и его ученикам. Соответственно существует
несколько сохранившихся до наших
дней биографий Будды, и все они
в некоторых периодах жизни значительно
отличаются друг от друга. Самая ранняя
из них (II в. н. э. ), по мнению исследователей–Махавасту,
написанная на смешанном санскрите.
В первой части подробно описывается
ад со всеми мучениями, затем раскрываются
этапы, которые должен пройти человек
для того чтобы спастись. Во втором
и третьем томах
Важнейшим из положений учения буддизма является вера в переселение душ или перевоплощение. Эта идея более или менее была позже развита в религии индийцев “ведической религии” которая, скорее всего, перешла в брахманизм (брахманисты верили, что каждое живое существо после смерти продолжает свою жизнь, переселившись в иное существо; причем форма возрождения зависит от его проступков и отношению к религии в “прошлой жизни”). Легенда о Будде исходит из той же предпосылки. Одно из существ–Будда прошел через бесконечное множество этих перевоплощений, причем великое множество образов, которых сменил Будда, принадлежат низким сословиям (пастух, резчик, каменщик, погонщик слонов, танцовщиком и т. д. ). Наверное потому эта религия привлекала внимание людей всех сословий.
Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в северо-восточной части Индии в VI-V вв. до н.э. В ходе исторического развития он стал одной из наиболее распространенных религий, наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем буддизма является Сиддхартха Гаутама, прозванный Будда Шакьямуни (букв. «Просветленный мудрец из рода Шакьев»). Уже при жизни личность Будды была окутана легендами. Согласно легенде, перед беременностью мать Сиддхартхи Гаутамы увидела предзнаменование: ей приснилось, что в ее тело вошел белый слон. Она поняла, что родит великого человека. Когда ребенок появился на свет, отец постарался воспитать его так, чтобы будущий властелин не знал ни в чем, ни нужды, ни горя, и не выпускал его из дворца. Но Сиддхартха хотел узнать реальную жизнь и тайно проник в город. Во время этого путешествия он столкнулся со смертью, болезнью и старостью и испытал острое страдание, осознав, что счастье и наслаждение не могут длиться вечно. В поисках путей освобождения от страданий Сиддхартха покинул дворец и обратился к духовным поискам истины, которую познал в состоянии глубокого сосредоточения, сидя под священным деревом Бодхи. На сорок девятый день сознание Сиддхартхи абсолютно просветлело, и он обрел состояние Будды.
Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Основные положения буддизма-были изложены в буддийском каноне, получившем название «Трипитака» «Три корзины». Буддийский канон существует в нескольких редакциях, но полностью до нашего времени дошла одна из них, осуществленная школой тхеравадинов на языке пали, поэтому его еще называют палийским.
Трипитака состоит из трех больших сводов:
1. Сутра-питака («сутра» -
букв. «нить») - это собрание бесед-
2. Виная-питака («виная» - букв. «устав») содержит свод правил, регламентирующих жизнь членов буддийской общины.
3. Абхидхарма-питака («абхидхарма»
- букв. «трактат») представляет собой
метод наставлений,
Буддийская религиозно-
Буддизм исходит из того, что в мире нет ничего, что не было бы подвержено изменению. В мире есть только становление, не имеющее ни начала, ни конца. О бытии можно говорить лишь как ежемгновенном изменении. Сам термин «бытие» равносилен термину «перемена», и истина - это становление, а бытие и небытие - крайности. Буддизм говорит, что мы создаем представление о мире, исходя из отношений, связей и состояний. На самом деле все сущее состоит из отдельных элементов, физических и психических. Эти вечно меняющиеся элементы бытия в буддизме называются дхармами. Дхармы-частицы, по учению Будды, есть носители бесконечного числа качеств: вещей, предметов, явлений. Каждое отдельное качество имеет начало и конец своего существования. По сравнению с вечностью, долгота жизни любого качества является бесконечно малой величиной. В этом смысле каждое качество есть «вспышка». Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. Все существующее представляет собой единый поток, вихрь, состоящий из элементов, жизнь которых мгновенна, но то, что действительно есть - дхармы как носители качества - пребывают всегда.
Личность понимается только
как имя, упорядочивающее названную
комбинацию пяти скандх - несубстанциональных
и мгновенных элементарных психических
состояний. Такое представление
о человеке отрицает наличие в
нем какого-то вечного неизменного
начала. Причина предшествует следствию.
Человеческая личность, как и все
другое в мире, подчиняется закону
причины и следствия, который
и позволяет наряду с отрицанием
существования души признать действие
закона кармы, переселение душ. По закону
причинности, элемент сознания не исчезает
из круговорота жизни с нашей
смертью совершенно, он проявляется
вновь в другом месте, в другой
форме. Смерть и рождение - это важные
события, но все равно это лишь
мгновения в целой цепи отдельных,
с необходимостью следующих друг
за другом, мгновений. Поэтому очевидно,
что психический мир
Следовательно, каждую новую жизнь необходимо понимать как результат прежних существований, и в этом смысле не как рождение, а как перерождение. Пребывание в проявленном круговороте бытия - сансаре сопровождается страданием, но оно несет в себе возможность свободы. Страдания исчезают тогда, когда гибнет невежество. Невежество в буддизме есть незнание Четырех Благородных Истин. Первая Истина - это Истина о существовании страдания. Вторая - есть Истина о причине страдания. Третья - это Истина о прекращении страдания, в четвертая - Истина о Пути.
Страдание, согласно учению
буддизма, это фундаментальная
Вторая Истина указывает на происхождение страдания от страстей, желаний, влечений, привязанности к жизни. Если бы не было жажды жизни, не было бы и страдания.
Третья Истина - это Истина о том, что от страдания можно избавиться, и существует состояние, в котором страдания нет. Это нирвана. Слово «нирвана» восходит к санскритскому корню «нир» со значением «угасание», «затухание». Нирвана - это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия. Это непроявленное бытие, трансцендентное всему нашему сансарическому опыту. Это состояние сознания, которое невозможно выразить словами, а можно только пережить. Поэтому Будда ограничился самыми общими характеристиками нирваны как состояния свободного от страдания, совершенной невозмутимости, безразличия и самообладания.
Четвертая Истина говорит о том, что имеется так называемый восьмеричный Путь, ведущий к нирване, состоящий в правильной вере, правильном стремлении, правдивой речи, добром поведении, честном способе добывания средств к жизни, истинном старании, правильной памяти и правильном сосредоточении. Буддизм подчеркивает, что освобождение человека от страданий есть результат усилий самого человека.
Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь практические этические задачи, стоящие перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению, суть которого заключается в устранении себя как эмпирического существа, разум которого, наконец-то, достиг уничтожения желаний.
Гаутама Будда родился в 563 г. до н. э. на севере Индии в княжеской семье Шакьямуни и получил имя Сиддхартха. Его отцу было предсказано, что Сиддхартхи уготовлено два пути: либо, окунувшись в наслаждения и радости жизни, стать впоследствии великим царем - воссоединителем мелких княжеств, либо, увидев («открыв») в этом мире страдания, болезни, старость, смерть, стать великим мыслителем, который укажет людям истинный путь спасения.
Князь хотел видеть в сыне
наследника, поэтому он стремился
дать ему то лучшее, что может
выпасть на долю смертного: утонченную
роскошь и классическое образование.
И все же отец не смог уберечь
сына от вида несчастного человека,
пораженного неизлечимой
Принц вполне познал наслаждения,
удовольствия и понял, что путь этот
ведет в никуда. Он покинул дворец,
жену, новорожденного сына и под
именем Гаутама вступил в орден
аскетов, полагающих, что единственным
способом существования в мире, полном
страданий, является самосовершенствование.
Помочь миру стать лучше смогут лишь
те, кто сам духовно сумел
Гаутама превзошел других
аскетов в самоограничении: спал
на ветвях, покрытых шипами, часами сидел
на голой скале, не меняя позы, съедал
один боб в день. В конце концов
он так ослаб, что едва не умер. Пройдя
путь аскета, он понял, что путь этот
так же не приводит к освобождению
от страха болезни, старости и смерти,
как и путь удовольствия. Однако
опыт того и другого был крайне
необходим, ибо позволил Гаутаме
Шакьямуни дать обобщенный ответ
на вопрос «Как должен жить человек?»,
сформулированный в принципе «Среднего
пути»: «Есть... два крайних пути,
по которым ушедший от мира не должен
следовать. Каковы же эти два пути?
Тот, следуя которому, люди стремятся
лишь к удовольствиям и вожделению,
низок, груб, он для обычных людей,
неблагороден, бесполезен; а тот, который
ведет к умерщвлению плоти, приносит
страдания и также
Информация о работе Философия Буддизма. Буддизм в Китае и Индии