Философия Буддизма. Буддизм в Китае и Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:47, реферат

Описание

Цель этого реферата: познакомиться с основными положениями буддийской религии, узнать новое о философии Востока.
Задачи реферата: ознакомиться с историей развития этого учения, литературой, основными принципами. Тогда можно будет понять ту незаменимую роль, которую играет буддизм в жизнях рядовых представителей поклонников этой религии и тот интерес, который проявляют к нему отдельные представители высших сословий стран Востока.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика буддизма как религиозно-философского учения 3
1.1 Литературные источники учения Будды 3
1.2 Благородные (арийские) истины, открытые Буддой 4
1.3 Заповеди - ориентиры буддизма. Идея неразделимости знания и нравственности Путь личного совершенствования («Восьмиричный Путь Освобождения»). 6
2. Философские школы буддизма 10
2.1 Направления. 10
2.2 Дзэн-буддизм 11
2.3 Ламаизм 13
2.4 Буддизм в Китае 14
2.5 Буддизм в Индии 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии БУДДИЗМ.docx

— 79.71 Кб (Скачать документ)

Однажды Гаутама сидел  под деревом и сосредоточенно размышлял. Внезапно он испытал состояние  необыкновенной ясности сознания и  «увидел» истину. Так в возрасте 35 лет Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стал Буддой, т. е. Просветленным, или Пробужденным. Через 7 дней Будда  рассказал людям о том, что  открылось ему. Эта первая проповедь  состоялась в городе Бенаресе. Именно тогда Будда поведал о четырех  благородных (арийских) истинах.

Как и другие религии, буддизм  обещает людям избавление от самых  тягостных сторон человеческого  бытия - страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Буддизм учит, что под  влиянием поступков человека его  бытие постепенно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо вкушает  радость и умиротворенность. Таков  закон кармы, который определяет участь человека в сансаре (циклическом  существовании, «круговороте» рождений, смертей и перерождений).

Этот закон составляет механизм сансары, который называется бхавачакра - «колесо жизни». Любое  живое существо замкнуто внутри «колеса  жизни» с его бесконечной цепью  перерождений. Гнев, неведение и  вожделение не дают ему возможности  вырваться из «колеса жизни». Бхавачакра состоит из 12 нидан - звеньев, взаимосвязанных  причин, порождающих беспрерывный поток  жизней: неведение обуславливает  появление кармических импульсов; они формируют индивидуальное сознание; сознание определяет характер физического  и психического облика человека: это  в свою очередь способствует формированию шести чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния, ощущения вкуса и воспринимающего  ума. Восприятие окружающего мира порождает  само чувство; затем желание, в свою очередь, порождает привязанность  к тому, что чувствует и о  чем мыслит человек. Привязанность  приводит к вхождению в существование, следствием чего является рождение. А  всякое рождение неизбежно ведет  за собой старость и смерть

Таков цикл существования  в мире сансары: каждая мысль, каждое слово и дело оставляет свой кармический  след, который приводит человека к  следующему воплощению. Цель буддиста - жить так, чтобы как можно меньше оставить кармических следов. Это  значит, что он не должен зависеть от желаний и привязанности к  объектам желаний.

«Нет уз у тех, у которых  нет приятного и неприятного»; «Из привязанности рождается  печаль, из привязанности рождается страх, у того , кто освободится от привязанности, нет печали, откуда возьмется страх?»2.

 «Как дерево, хотя вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию»3.

Так сказано в «Дхаммападе».

Высшую цель жизни буддизм  видит в освобождении от кармы  и выходе из круга сансары. Такое  состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и называется нирваной.

Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана - это смерть. Но это не так. Нирвана - это угасание обычных желаний  и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве, жизнь совершенно освобожденного духа.

Наша жизнь пронизана  страданием, которое само по себе второстепенно. Мы сами носим в себе причину своих  страданий - неудержимую привязанность  ко всему земному, материальному, телесному. Наши желания - это цепи, которые сковывают нас по рукам и ногам. Неудовлетворенное желание приносит страдание, но и достижение желаемого создает лишь видимость счастья. Путь постоянного удовлетворения своих Желаний также бесперспективен, пуст, как и путь жесткого самоограничения. Что же нам делать?

Восьмиричный путь - это  буддистская программа личностного  самосовершенствования, ведущая к  Великому Освобождению - нирване. Буддисты считают, что об этом пути говорят  все великие учителя, пророки  и мудрецы. Движение по нему предполагает следующие шаги:

1). Правильное видение.  Многие люди страдают из-за  незнания истинной цели своего  существования, из-за отсутствия  или потери «маршрута» Своего  Пути. В контексте буддизма правильное  видение - это четыре благородные  (арийские) истины: жизнь в мире  полна страданий; есть причина  этих страданий; можно прекратить  страдания; есть путь, ведущий  к прекращению страданий.

2). Правильная мысль. Изменить  человека можно, лишь изменив  его намерения. Однако только  сам человек может принять  или не принять в своем сердце  решение. Путь самосовершенствования  требует постоянной мыслительной  решимости, внутренней дисциплины.

3). Правильная речь. Наши  слова являются проявлением нашего  «Я». Грубое слово - отражение  грубости характера. Если запретить  самому себе лгать, грубить,  браниться - значит, можно воздействовать  на свой характер, т. е. заниматься  самопостроением своего «Я».

4). Правильное действие. Цель  самосовершенствования -стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться  жить в согласии с самим  собой и другими людьми.

В буддизме существует свой нравственный кодекс, состоящий из Пяти заповедей-ориентиров. Первое правило  призывает нас обуздывать гнев, способный  привести к нанесению увечий и  убийству других живых существ. Жизнь  священна, поэтому не убивай!

Второе правило - не красть, ибо это нарушает сообщество, частью которого является каждый.

Третье правило призывает  к обузданию того, что Будда  называет самым сильным из желаний: полового влечения. Половое влечение, как и аппетит в еде, естественно  и нормально. Однако его преобладание в душе и в обществе неестественно  и чудовищно. Так что буддийское правило заключается в целомудрии (никаких половых отношений вне  брака).

Четвертое правило - избегать лжи. Буддист предан истине и для  него ложь не имеет оправдания.

Последнее же правило заключается  в воздержании от опьяняющих веществ, таких, как алкоголь и наркотики, поскольку они не позволяют человеку полностью контролировать себя умственно, морально и физически.

5). Правильный образ жизни.  Следует вести такой образ  жизни, который не требовал  бы от вас нарушения ни одной  из пяти заповедей. Это относится  к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.

6). Правильное усилие. Путь  самосовершенствования требует  постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без  волевого самопринуждения и нравственного  анализа своих намерений, слов  и поступков.

«Как дождь ворвется в  дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум.

Но как дождю не ворваться  в дом с хорошей крышей, так  вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум».

7). Правильное внимание.

«То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили  вчера, а наши сегодняшние помыслы  порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли».

Духовное самосовершенствование  предполагает строжайшую дисциплину мышления. Наши мысли не «скакуны», несущиеся  в бешеном галопе. Человек должен контролировать свое сознание и нести  нравственную ответственность за его  состояние.

8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается  в буддизме на технику сосредоточенного  созерцания - медитацию. Цель медитации  - успокоение духа через переживание  мистического единства данного  человеческого существа с Космосом.

Таким образом, восьмиричный путь представляет собой три ступени  духовного роста: первая - нравственная дисциплина (1 - 6), вторая - дисциплина мысли (7), третья - дисциплина сознания, приводящая к «высшей мудрости».

То есть восьмеричный путь включает три основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово, действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и  культуру мудрости (правильные взгляды). Культура поведения - это пять (или  десять) основных заповедей: не убей, не бери чужого, не лги, не пьянствуй, не прелюбодействуй: а также добродетели щедрости, благонравия, смирения, очищения и т.п.

Культура медитации - это  система упражнений, ведущих к  достижению внутреннего умиротворения, отстранённости от мира и обузданию  страстей.

Культура мудрости - это  знание четырех благородных истин.

 

В течение последующих 45 лет Гаутама Будда, основавший монашеский орден, учил людей жить нравственно, т. е. в согласии с миром, людьми и  самими собой. «Идеал Будды - больше чем  регулятивный принцип или абстрактный  ориентир поведения. Он представляет собой  вполне конкретную жизненную программу, которая посильна человеку и которая  полностью реализована в жизненном  опыте самого Будды. Будда -воплощенный нравственный идеал»4.

Различные цели преследуют и буддийские проповеди. Высшей целью  всегда остается просветление, но достичь  его довольно трудно - это под  силу лишь самым упорным и одаренным. Для простых людей, не способных  на значительные духовные усилия в  нынешнем своем состоянии, промежуточным  этапом может стать воплощение в  лучших условиях на земле или в  чистой сфере какого-нибудь будды, с  помощью которого они в дальнейшем достигнут нирваны.

Буддизм не относится ни к монотеистическим, ни к политеистическим религиям. Будда не отрицает существование  богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада  и т.п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и , несмотря на свои сверхъестественные силы, не могут  самого главного - выйти за пределы  непрерывного круга перерождений. Только человек способен «встать на путь»  и , последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений богам и другим существам придется родится в человеческом облике. Только среди людей могут появится высшие духовные существа: будды - люди, достигшие  Просветления, и бодхисаттвы - те, кто  откладывает уход в нирвану ради помощи другим существам.

  1. Философские школы буддизма

 

Будда в своих беседах  уделял главное внимание практическим вопросам избавления от страданий и  не останавливался на философских проблемах. Будда считал, что когда человек испытывает страдание, обсуждать абстрактные вопросы - простая трата времени. Он даже перечислял ряд вопросов, ответы на которые бесполезны для духовного роста. Например, вечен ли мир; конечен ли мир; сознание и тело одно и то же или нет?

Но вместе с тем Будда  никогда не избегал спорить по этим вопросам с представителями  других взглядов и всегда поощрял  своих учеников не принимать свои слова на веру, но самостоятельно искать истину: «Полагайтесь на смысл, а не на слова. Полагайтесь на Изначальную  Мудрость, а не на обычный ум. Полагайтесь  на абсолютную истину, а не на относительную, полагайтесь на учение , а не на личность.»

 После ухода будды между его учениками возникли разногласия как по вопросам практики, так и по чисто философским проблемам. В течении столетий в разных странах возникало множество философских школ, взгляды которых очень сильно различались. Обычно выделяют четыре главные философские школы буддизма, появившиеся еще в Индии. Две из них, саутрантика и вайбхамика, относятся к тхераваде, а две другие, читтамара и мархъямака - к макаяне. В поздней традиции многообразие школ объяснили разным уровнем духовного развития существ.

Основной вопрос философии  в буддизме - это природа окружающего  мира и собственного сознания, а  общая для всей буддийской философии - это отсутствие «самости», или индивидуального  «я». Когда говорят о перерождениях, о прошлых и будущих жизнях, то принимают существование «я»  лишь на относительном уровне, то есть как видимость, переживаемую заблуждающимся умом. При этом отрицается существование  «я» и как понятия, и как  естественного ощущения.

2.1 Направления.

Буддизм довольно рано стал дробиться на секты. К  I в. н. э. религия раскололась на два направления — тхеравада и махаяна. Тхеравада, или хинаяна (малая колесница), возникшая в Восточной Индии, проповедует “узкий путь спасения”. Согласно этому учению, нирваны может достигнуть только узкий круг лиц — монашество. Тхеравада по своему характеру стоит ближе к ранним школам буддизма и гораздо решительнее требует отказа от всего мирского. Характерно, что в тхераваде Будда выступает еще не в роли бога, а в качестве человека исключительной моральной чистоты, великого учителя, указавшего другим людям путь к спасению.

Махаяна (большая колесница) обещает “широкий путь спасения”. Достигнуть нирваны, по этому учению, может не только монах, но и мирянин. Кроме того, последователь махаяны должен в первую очередь заботиться не о своем спасении, а о спасении других. Поэтому большое значение в махаяне придается просветительской деятельности. В отличие от тхеравады, признающей только Трипитака на языке пали, махаяна берет на вооружение и ряд более поздних буддийских теологических сочинений, написанных на санскрите. Будда в этом учении уже не человек, а бог, причем вместо одного Будды появляются несколько будд (помимо будды Сакья-муни также будда Ами-табп, будда Очирвани и т. д.). Большим почитанием пользуются и бодисатвы—лица, заслужившие переход в нирвану, но решившие остаться на земле для спасения других людей. В махаяне появляются также суждения о рае и аде, отсутствовавшие в раннем буддизме.

Остановимся кратко на характеристике направления, которое иногда рассматривается в литературе как третье наряду с хинаяной и махаяной,— варджаяны.

Информация о работе Философия Буддизма. Буддизм в Китае и Индии