Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:42, реферат
В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
В Китае конфуцианство,даоцизм
Июль 7th, 2009 | Индия
В философии
индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский
(500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский
(с 1000).
Дхарма –
учение, доктрина, в нашем понимании
философия. На востоке дхарма – это философия
и религия вместе (неотделимые), дхарма
это моральный долг и путь каждого благочестивого
человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные
тексты индуизма, написанные на санскрите
(Ведийский санскрит). Веды и комментарии
к ведам лежат в основе индийской философии.
Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.
Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.
1) Риг-веда –
веда хвалы, состоит из 1017 гимнов
в стихотворной форме, большая часть стихов
прославляет Агни, бога огня и Индру, бога
дождя и райских планет.
2) Само-веда – веда песнопений, описание
молитвы при жертвоприношениях
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений,
описание ритуала жертвоприношения.
4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания
заклинаний, содержит различные песни
и обряды, в большинстве предназначенные
для излечения болезней
После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.
Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.
Анрита – нарушение мирового ритма.
Карма – это
закон причины и следствия, даже
боги имеют и зависят от кармы.
Майя – философская категория, которая
постулирует утверждение что все, что
окружает человека является лишь иллюзией.
Человек, в силу своего неведения, создает
иллюзорное представление о мире, именно
это представление и является майей.
Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.
Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью.
Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.
Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.
Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.
Пути достижения абсолюта или мокши:
Джняна-марга - “путь
знаний”. Предполагает размышления, обретение
знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие
интеллектуальных способностей и сверхчувственной
интуиции, стремление постичь высшую мудрость
Вед.
Карма-марга - “путь деяний”, человек
должен следовать своей дхарме, исполнять
свой долг бескорыстно, не думая о результатах.
Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности
своему богу, безграничное вверение себя
ему. Любовь и Преданность очищают сердце
и направляют мысль к высшему знанию.
В старейших ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.
Традиционные
философские школы индии
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены
вопросы логики, вера в Веды, идея
Брахмана. Материальный мир существует
и человек познает его при помощи пяти
органов чувств, все, что выходит за рамки
пяти органов чувств – не существует.
Существуют четыре источника знания: восприятие,
умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта –
конец Веды, сосредоточена на
философии, изложенной в
6) Йога – система
практических действий, направленных
на познание абсолюта. Базовый
трактат – йога сутра. Йога
посвящена специфически
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм –
первооснова мира – вечная, несотворенная
субстанция (материя). Субстанция является
носителем энергии и обладает
простым и поступательным
3) Буддизм. Четыре
благородных истины Будды:
а) Жизнь – страдание
б) причина страданий – желания и страсти
в) от страданий можно избавится путем
отказа от желаний
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
Чтобы понять смысл философии Древней Индии и ее особое место в культуре древних индийцев, а также в более широком контексте общеиндоевропейской культуры надо знать социально-экономические и политические условия, в которых она возникла. Приблизительно в середине 2-го тысячелетия до н. э. в северо-западную Индию (район современного Пенджаба), с запада, через перевалы Гиндукуша, начали вторгаться воинственные племена, называвшие себя ариями. Они говорили на одном из древних языков индоевропейского происхождения и отличались не только воинскими талантами, но и даром поэтического слова. Когда арии впервые появились в Индии, у них были не только боевые колесницы, но и гимны богам, поддерживавшие их боевой дух, отражавшие их стремление к победе над врагами, славе, богатству, процветанию. Эти гимны передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В гимнах встречаются имена царей, богов, различного рода событий. Эти гимны были собраны в "Веды" (священное знание) и "Ригведы" (знание гимнов). "Ригведы" включают в себя всю сумму знаний человека того времени о себе и окружающем его мире: богах, демонах, космосе, ритуалах, социальном устройстве, этических ценностях. Так как "Ригведы" являются собранием гимнов богам, т. е. культовым памятником, в задачи её авторов-риши (прозорливцы, мудрецы, создатели гимнов, посредники между богами и людьми) входило привлечение богов на сторону ариев: воспевание богов и восхваление их подвигов и достоинств, приглашение их на жертвоприношения, а затем просьбы к ним о поддержке и даровании нужных для ариев жизненных благ. Здесь имеет место ситуация обмена между божествами и адептом (адепт – человек посвященный в тайные учения, ревностный его сторонник и приверженец).
Одним из важнейших средств воздействия на божество и был гимн, который представлял собой оригинальное и крайне изощрённое ("сотканное", по терминологии риши) сочинение. При этом считалось, что чем искуснее сложен гимн, тем эффективнее от него польза. Следует отметить и ещё одну очень важную особенность "Ригведы", несмотря на возраст, появление новых форм религиозного мировоззрения, её непонятность, она сохранила свой непревзойдённый характер и авторитет в современной Индии. Мантры (стихи) "Ригведы" сопровождают индуса во все ответственные моменты на протяжении всей его жизни: при рождении, получении имени, при посвящении брахмана, получении образования, на свадьбе и на похоронах. Этим можно, пожалуй, объяснить тот факт, что Индия, несмотря на свою открытость миру, остаётся закрытой внутренне, духовно и культурно невосприимчивой к иной культуре, как правило, враждебной.
В "Ригведах" есть гимны-заговоры, гимны-заклинания, гимны-загадки, а также космологические гимны, названные "процессом сотворения". В этих гимнах можно обнаружить процесс формирования суждений древних индусов по вопросу выяснения первопричины существования мира. Они видели её то в боге творце Вселенной Вишвакармане ("создателе всего"), то в космическом гиганте Пуруше ("человек", "мужчина"). Пурушу рассматривали как космического первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, "Я", сознание. Пуруша характеризуется многочисленностью (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), огромных размеров, вездесущностью. Его принесли в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникли Солнце, Луна, земля, атмосфера, вода, растения, животные, люди. Гимны - тоже из него. Он - единое и многое.
Как космическое начало выступает и бог Агни Вайшванара - солнце на небе и одновременно жертвенный костер на земле, составляющие центр мироздания.
Есть гимны, в которых речь идет о том, что всё сущее возникло из несущего. Таким образом, изначальная космическая сила в "Ведах" и "Ригведах" представляется как в виде персонифицированного бога, так и в виде абстрактного принципа. В мифологизированной форме показан некий изначальный период существования Вселенной, жизнь в которой возобновляется снова и снова в бесконечно повторяемых циклах.
Разные стадии сотворения Вселенной, как их представляли себе ведийские риши (мудрецы), отражены не только в гимнах, специально посвященным этим вопросам, но и они лежат в основах ряда мифов, излагающих героические сюжеты в действии богов. Так, например, миф о том, как бог Индра (бог грозы и воитель, уничтожающий врагов ариев) убил Вритру (дракона), сковавшего течение рек, – это описание действий демиурга, победившего силу хаоса и инертности и создавшего организованный космос. Бог, пробивший скалу, где были замкнуты коровы, символизирующие утренние зори, свет и солнце, также рассматривается как творец, создавший из хаоса и инертности организованный космос.
Важная особенность мифологической модели философии периода ведийской литературы заключается в том, что одно и то же природное явление в разных его функциях может моделироваться разными богами. В результате функции многих ведийских богов пересекаются. И в этой связи возникают трудности по их идентификации (если учесть, что насчитывается их более 3 тысяч).
К середине 1-го тысячелетия до нашей эры в Индии сформировалась кастовая система (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, которые произошли от Пуруши: брахманы – из его уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бёдер, а самые бесправные шудры – из ног). К этому же времени относится и создание Упанишадов – собственно философской части Вед. Упанишады (буквально означает "сидеть около", "тайные учения") – это собрания философских рассуждений на различные темы и разных авторов.
В Упанишадах насчитывается 108 стихов. В этих стихах уже наблюдается отход от чисто ведических идей: вместо ритуалов и обрядов, характерных для Вед, в Упанишадах акцент переносится на внутренний мир человека; его переживания и интересы. В Упанишадах встречаются вопросы, обращенные к внутреннему миру человека и стимулирующие его познавательную деятельность. Вот один из образов такого рода вопросов: "Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся ... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой верховный дух"
В центре Упанишадов – учение о природе мировой души, о единстве Брахмы (универсальном принципе бытия, безличном сущем первооснове бытия) и атмана (духовной сущности каждого индивида, души), о выборе пути для достижения мокши (преодоление человеком зависимости от мира, вовлеченности в круг рождений и смертей. С освобождением связано состояние высшего блаженства, радости, ощущения полной слитности человека с творцом и творением. Достигшие мокши освобождаются от желаний, полностью постигают Атман и "проникают во всё"; "Я" неотделимо от бога и субъект от объекта. В мире всё конечно. Ценным является лишь отражение вечного. Таким вечным является Брахма. О Брахме следует сказать особо. Брахма – это один из трёх высших богов – созидателей в брахманизме и индуизме. Он творец Вселенной и всего сущего , но вместе с тем он – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, являющееся первопричиной мира и всего того, что в нём находится. Брахма - вне пространства и времени, вне причин и следствий, невидимый и неслышимый, безначальный и бесконечный, непостижим сознанием человека. Можно познать Брахму, лишь высшей религиозной интуицией. Вне Брахмы ничего нет, но всё, что есть в бытии, заключено в Брахме как в зародыше, из которого развивается весь реальный мир. Подлинная универсальность Брахмы достигается через осознание им самого себя, приобретении им субъективного аспекта в самопознании – учение о тождестве Брахмы и атмана, объекта и субъекта, мира и души. Это тождество выражается в формуле " этот атман есть Брахма", "это Брахма, это атман". При этом Брахма соотносителен с атманом, но отнюдь не всегда тождественен ему. Реальность Брахмы является как бесконечное осознание самого себя и как высшее блаженство.