Философия древнего Китая и Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:42, реферат

Описание

В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
В Китае конфуцианство,даоцизм

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

Философия древней Индии

Июль 7th, 2009 | Индия

В философии  индии вделяют три основных этапа: 
1) ведийский период (1500—500 до н. э.), 
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и 
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма –  учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека. 
 
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Веды подреазделяются  на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются  богооткровенными писаниями без  автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.

Примерно 5000 лет  назад индийский мудрец Вйасадева  записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.

1) Риг-веда –  веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет. 
2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 
3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения. 
4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней

После этого, для  людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.

Рита – мировой  ритм, порядок вещей, мировой закон  бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.

Анрита –  нарушение мирового ритма.

Карма – это  закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. 
Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.

Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.

Атман – отождествляется  с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью.

Философия индии  начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется  отходом от варн. Как известно, переход  из одной варны в другую, при  жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Абсолют – бог  или первопричиная основа бытия  всего мира.

Итак, мир гармоничное  целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши:

Джняна-марга - “путь  знаний”. Предполагает размышления, обретение  знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед. 
Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах. 
Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

В старейших  ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что  всё в мире происходит по причине взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Традиционные  философские школы индии делятся  на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет  Вед.

Ортодоксальные  школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены  вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. 
Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса –  в основе лежит авторитет Вед.  Сосредоточены на правильном  толковании вед и важности  ритуалов описанных в ведах. 

4) Санкхья –  признает что мир объективен  и материален, характеризуется 3мя  гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта –  конец Веды, сосредоточена на  философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система  практических действий, направленных  на познание абсолюта. Базовый  трактат – йога сутра. Йога  посвящена специфически определению  движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные  школы индийской философии.

1) Индивидуальный  материализм. Школы – Локаяды  – считают что мировая религия  не нужна, существует только  то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм –  первооснова мира – вечная, несотворенная  субстанция (материя). Субстанция является  носителем энергии и обладает  простым и поступательным движением,  ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре  благородных истины Будды: 
а) Жизнь – страдание 
б) причина страданий – желания и страсти 
в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний 
г) венец всему – освобождение от уз сансары.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия Древней Индии.

Чтобы понять смысл  философии Древней Индии и  ее особое место в культуре древних  индийцев, а также в более широком  контексте общеиндоевропейской  культуры надо знать социально-экономические  и политические условия, в которых  она возникла. Приблизительно в середине 2-го тысячелетия до н. э. в северо-западную Индию (район современного Пенджаба), с запада, через перевалы Гиндукуша, начали вторгаться воинственные племена, называвшие себя ариями. Они говорили на одном из древних языков индоевропейского происхождения и отличались не только воинскими талантами, но и даром поэтического слова. Когда арии впервые появились в Индии, у них были не только боевые колесницы, но и гимны богам, поддерживавшие их боевой дух, отражавшие их стремление к победе над врагами, славе, богатству, процветанию. Эти гимны передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В гимнах встречаются имена царей, богов, различного рода событий. Эти гимны были собраны в "Веды" (священное знание) и "Ригведы" (знание гимнов). "Ригведы" включают в себя всю сумму знаний человека того времени о себе и окружающем его мире: богах, демонах, космосе, ритуалах, социальном устройстве, этических ценностях. Так как "Ригведы" являются собранием гимнов богам, т. е. культовым памятником, в задачи её авторов-риши (прозорливцы, мудрецы, создатели гимнов, посредники между богами и людьми) входило привлечение богов на сторону ариев: воспевание богов и восхваление их подвигов и достоинств, приглашение их на жертвоприношения, а затем просьбы к ним о поддержке и даровании нужных для ариев жизненных благ. Здесь имеет место ситуация обмена между божествами и адептом (адепт – человек посвященный в тайные учения, ревностный его сторонник и приверженец).

Одним из важнейших  средств воздействия на божество и был гимн, который представлял собой оригинальное и крайне изощрённое ("сотканное", по терминологии риши) сочинение. При этом считалось, что чем искуснее сложен гимн, тем эффективнее от него польза. Следует отметить и ещё одну очень важную особенность "Ригведы", несмотря на возраст, появление новых форм религиозного мировоззрения, её непонятность, она сохранила свой непревзойдённый характер и авторитет в современной Индии. Мантры (стихи) "Ригведы" сопровождают индуса во все ответственные моменты на протяжении всей его жизни: при рождении, получении имени, при посвящении брахмана, получении образования, на свадьбе и на похоронах. Этим можно, пожалуй, объяснить тот факт, что Индия, несмотря на свою открытость миру, остаётся закрытой внутренне, духовно и культурно невосприимчивой к иной культуре, как правило, враждебной.

В "Ригведах" есть гимны-заговоры, гимны-заклинания, гимны-загадки, а также космологические  гимны, названные "процессом сотворения". В этих гимнах можно обнаружить процесс  формирования суждений древних индусов по вопросу выяснения первопричины существования мира. Они видели её то в боге творце Вселенной Вишвакармане ("создателе всего"), то в космическом гиганте Пуруше ("человек", "мужчина"). Пурушу рассматривали как космического первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, "Я", сознание. Пуруша характеризуется многочисленностью (он тысячеглаз, тысяченог, тысячеглав), огромных размеров, вездесущностью. Его принесли в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникли Солнце, Луна, земля, атмосфера, вода, растения, животные, люди. Гимны - тоже из него. Он - единое и многое.

Как космическое  начало выступает и бог Агни Вайшванара - солнце на небе и одновременно жертвенный костер на земле, составляющие центр  мироздания.

Есть гимны, в  которых речь идет о том, что всё сущее возникло из несущего. Таким образом, изначальная космическая сила в "Ведах" и "Ригведах" представляется как в виде персонифицированного бога, так и в виде абстрактного принципа. В мифологизированной форме показан некий изначальный период существования Вселенной, жизнь в которой возобновляется снова и снова в бесконечно повторяемых циклах.

Разные стадии сотворения Вселенной, как их представляли себе ведийские риши (мудрецы), отражены не только в гимнах, специально посвященным этим вопросам, но и они лежат в основах ряда мифов, излагающих героические сюжеты в действии богов. Так, например, миф о том, как бог Индра (бог грозы и воитель, уничтожающий врагов ариев) убил Вритру (дракона), сковавшего течение рек, – это описание действий демиурга, победившего силу хаоса и инертности и создавшего организованный космос. Бог, пробивший скалу, где были замкнуты коровы, символизирующие утренние зори, свет и солнце, также рассматривается как творец, создавший из хаоса и инертности организованный космос.

Важная особенность  мифологической модели философии периода  ведийской литературы заключается  в том, что одно и то же природное  явление в разных его функциях может моделироваться разными богами. В результате функции многих ведийских  богов пересекаются. И в этой связи возникают трудности по их идентификации (если учесть, что насчитывается их более 3 тысяч).

К середине 1-го тысячелетия до нашей эры в  Индии сформировалась кастовая система (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, которые  произошли от Пуруши: брахманы – из его уст, кшатрии – из рук, вайшьи – из бёдер, а самые бесправные шудры – из ног). К этому же времени относится и создание Упанишадов – собственно философской части Вед. Упанишады (буквально означает "сидеть около", "тайные учения") – это собрания философских рассуждений на различные темы и разных авторов.

В Упанишадах насчитывается 108 стихов. В этих стихах уже наблюдается  отход от чисто ведических идей: вместо ритуалов и обрядов, характерных  для Вед, в Упанишадах акцент переносится  на внутренний мир человека; его переживания и интересы. В Упанишадах встречаются вопросы, обращенные к внутреннему миру человека и стимулирующие его познавательную деятельность. Вот один из образов такого рода вопросов: "Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся ... по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли этому причиной время или природа, или необходимость, или случайность, или элементы, или тот, кто называется Пуруша, человек, представляющий собой верховный дух"

В центре Упанишадов – учение о природе мировой  души, о единстве Брахмы (универсальном  принципе бытия, безличном сущем  первооснове бытия) и атмана (духовной сущности каждого индивида, души), о  выборе пути для достижения мокши (преодоление  человеком зависимости от мира, вовлеченности в круг рождений и смертей. С освобождением связано состояние высшего блаженства, радости, ощущения полной слитности человека с творцом и творением. Достигшие мокши освобождаются от желаний, полностью постигают Атман и "проникают во всё"; "Я" неотделимо от бога и субъект от объекта. В мире всё конечно. Ценным является лишь отражение вечного. Таким вечным является Брахма. О Брахме следует сказать особо. Брахма – это один из трёх высших богов – созидателей в брахманизме и индуизме. Он творец Вселенной и всего сущего , но вместе с тем он – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, являющееся первопричиной мира и всего того, что в нём находится. Брахма - вне пространства и времени, вне причин и следствий, невидимый и неслышимый, безначальный и бесконечный, непостижим сознанием человека. Можно познать Брахму, лишь высшей религиозной интуицией. Вне Брахмы ничего нет, но всё, что есть в бытии, заключено в Брахме как в зародыше, из которого развивается весь реальный мир. Подлинная универсальность Брахмы достигается через осознание им самого себя, приобретении им субъективного аспекта в самопознании – учение о тождестве Брахмы и атмана, объекта и субъекта, мира и души. Это тождество выражается в формуле " этот атман есть Брахма", "это Брахма, это атман". При этом Брахма соотносителен с атманом, но отнюдь не всегда тождественен ему. Реальность Брахмы является как бесконечное осознание самого себя и как высшее блаженство.

Информация о работе Философия древнего Китая и Индии