Философия древнего Китая и Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:42, реферат

Описание

В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
В Китае конфуцианство,даоцизм

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)
  1. достижение асаны, т.е. овладение дыханием при определенных положениях тела;
  2. достижение ямы (самообладания);
  3. достижение пратьяхарды (изоляции чувств от внешних влияний);
  4. достижение дхараны (концентрации мысли на каком-нибудь предмете или части тела);
  5. достижение дхьяны (медитации, интеллектуального усилия, предполагающего устранение нежелательных эмоциональных проявлений и значительное сокращение реактивности, обретение состояния некоего дремотного мечтания, расслабленности и отрешенности);
  6. достижение самадхи (состояние высшей собранности и гармонии, сосредоточение мысли на очищении и просветлении ума и освобождения от телесной оболочки.

Основные идеи философии йоги:

соотнесенность  человеческой психофизиологии и  Космоса как тела Вселенной; учение о дуализме пракрити (материальной основы и первопричины мира объектов и пуруши (чистое сознание, "Я", дух); учение о познании. Оно включает в себя пять различных духовных состояний:

  1. рассеянное состояние ума, при котором он вынужден бежать от одного объекта к другому, не задерживаясь основательно на каком-нибудь одном конкретном;
  2. притупленное состояние ума (например, во сне);
  3. относительно успокоенное состояние ума, стабилизированное;
  4. сосредоточение ума на одном объекте - предмете конкретного исследования и размышления;
  5. прекращение всякой деятельности ума.

Два последних  элемента духовного состояния открывают  путь к йоге, так как они очищают  ум от факторов, приводящих к страданию  и предоставляют возможность  проявиться факторам, лежащим в основе удовольствия и являющихся источником положительных эмоций (радости, светлого, доброго и т.д.)

Постижение йоги возможно при условии последовательного  соблюдения нравственных принципов. Их несколько: ахимса (не нанесение вреда  всему живому), сатья (правдивость  в словах и мыслях); астейя (неворовство); брахмачарья (сдерживание чувств, желаний); апариграха (нестяжание).

Наиболее видными  представителями философии йога были в XIX веке Свами Вивекананда  и в XX веке Йогананда.

Санкхья. В переводе с санскрита означает - число, перечисление, расчет. Как и четыре предшествующие философские школы, санкхья также признает авторитет Вед, но это признание имеет особый характер: оно основано не на текстах Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. Эта особенность санкхьи сближает ее с ньяей, вайшеншикой и йогой и она расходится с философией веданты и мимансы.

Основателем школы  условно считается Капила, живший, по-видимому, в VII веке до н.э. Но философские  труды ни самого Капилы, ни его учеников до наших дней не дошли. В философской литературе принято традиционно считать, что Капиле принадлежит трактат "Санкхья-сутра" (термин "сутра" понимался как путеводная нить, линия поведения, план, руководство), в котором изложены основные положения философии санкхья.

Итак, главное  положение этой философии - учение о причине и следствии, которые рассматриваются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции. Взаимодействие причины и следствия достигает того состояния, при котором возможен переход причины в следствие. И не обязательно лишь видимое, а реальное, хотя и невидимое. Учение о субстанции. Санкхья исходит от признания двух реальностей – пракрити (материальная реальность, первопричина) и пуруши ("Я", дух, сознание).

Пракрити независима и активна, но лишена сознания. Зато она - единство противоположностей, основа и причина существования любых объектов.

Пуруша ("Я", дух, сознание) пассивен, но обладает сознанием, которое и составляет его сущность. И вот здесь возникает интересная коллизия - ни пракрити не может существовать без пуруши, ни пуруша не может существовать без пракрити. Как они соединяются? В философии санкхья сформулировано еще одно понятие –- буддхи – интеллект, ум способность различения, суждения, а также тонкая субстанция всех умственных процессов.

Буддхи –  ключевой момент при переходе от мира материального к миру идеальному, сознанию. Как это происходит? После  первичного соприкосновения пракрити с пурушей возникает продукт  эволюции, выступающей как буддхи. Из буддхи возникает второй продукт  эволюции - аханкара (мое "Я"), как принцип индивидуальности и самосознания. В зависимости от того, какого качества мое "Я" преобладает, возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, ум, 5 тонких элементов (звук, осязание, цвет, вкус, запах), из которых возникают 5 материальных элементов (эфир, воздух, огонь, земля, вода). Все эти элементы образуют сплошную цепь, в которой пракрити – причина всего, кроме пуруши. Буддхи, аханкара – следствие одних начал и причина других. Чувства и материальные объекты – только следствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Индийская  философская  мысль  -  древнейшая  в  мире.  Ее  история  начинается

с  Вед (буквально  "ведение",  "знание"),  возникших,  по-видимому,  между

вторым  и  первым  тысячелетиями до  н э. и  являющихся  одним  из

древнейших литературных  памятников  человечества.

Веды  состоят  из  четырех  сборников  гимнов  (самхит),  песнопений,

магических  заклинаний,  молитв  и  т. п.:  Ригведы,  Самаведы,  Яджурведы

и  Атхарваведы  (или  Атхарвангирасы).  Каждый  из  этих  сборников

со  временем  обрастал  различными  комментариям  и  дополнениями

ритуального,  магического,  философского  порядка  -  Брахманами,

Араньяками,  Упанишадами.  Собственно  философские  воззрения  Древней

Индии  наиболее  полное  отражение  получили  в  Упанишадах,  но  первые

проблески  философского  подхода  к  действительности  прослеживаются  уже

в  сборниках  ведических  гимнов,  особенно  в  древнейшем  из  них  -

Ригведе.

Главное  содержание  Ригведы  состоит  из  торжественных  песнопений,

заклинаний  и  молитв  (их  авторство  приписывается  древнеиндийским

поэтам  и  мудрецам  -  риши)  обращенных  к  многочисленным  божествам

ведического  пантеона,  которые  олицетворяли  для  древнего  индийца

прежде  всего  различные  явления  и  процессы  природы.  Вместе  с  тем,

в   Ригведе   находит   свое   отражение   неудовлетворенность

наивномифологическим  истолковнием  действительности,  уже  высказываются

первые,  еще  робкие  сомнения  в  существовании  ведических  богов,

подвергаются  осмеянию  жреческие  ритуалы  и  обряды.  Мыслители  Древней

Индии  начинают  размышлять  о  первоначале  бытия,  о  происхождении

мироздания,  управляющих  им  закономерностях,  причинах  социальных

различий  и  т. п.

Конечно,    ведические    гимны    содержат    лишь    первые    зачатки

рационалистической,  философской  мысли,  которые  вплетены  в  контекст

религиозно-мифологического  мировоззрения.  Но  Веды  положили начало

философской    традиции   в   Древней   Индии,   которая   выросла  из

комментирования  вед.  Ее  важнейшее  звено  -  Упанишады  (буквально

"сидеть  около",  т. е.  у  ног  учителя,  получая  наставления;  иногда

трактуется  как  "тайное,  сокровенное  учение").  По  форме  Упанишады

обычно  представляют  собой  диалог  мудреца-учителя  с  учеником,  либо

же  с  человеком,  ищущим  истину  и  становящимся  его  учеником.

Упанишад  насчитывается  в  общей  сложности  свыше  сотни,  но  главными

среди  них  являются  так  называемые  старые  Упанишады,  которых

не  более  десятка.  Временем  их  создания  считаются  обычно  IX - VI

века  до  н. э.  Так  называемые  младшие  Упанишады  были  изданы

гораздо  позднее  (последние  века  до  н. э.  -  позднее  средневековье).

В  Упанишадах  религиозно-мифологическое  мировоззрение  уже  теряет

свои  господствующие  позиции;  в  его  недрах  и  наряду  с  ним

возникают  другие  формы  общественного  сознания.  Так,  в  ряде  мест

говорится  о  существовании  нескольких  самостоятельных  видов  знания

(наук  -  видья),  в  числе  которых  помимо  Вед  и  различного  рода

магических  искусств  упоминаются  хронология,  логика  (риторика),

этимология,  грамматика,  наука  чисел,  астрономия,  военная  наука.

В  особую  область  знания  складывается  и  философия. Правда,  для

ее  обозначения  в  Упанишадах  еще  не  употребляется  самостоятельного

термина,  но  о  ее  наличии  свидетельствует  и  сам  факт  обсуждения

многих  чисто  философских  проблем,  и  неоднократные  заявления

мыслителей  Упанишад  об  отличии  провозглашаемых  ими  знаний  не

только  от  ведической  мифологии  и  ритуализма,  но  также  и  от

обыденного  сознания  и  от  конкретных  наук,  которые  объявляются

низшим  видом  знания.  Вместе  с  тем  философия  в  Упанишадах  еще

сохраняет   сильную   зависимость   от   религиозно-мифологического

мировоззрения:  как  правило,  в  них  признаются  ведический  ритуализм

и  ведические  боги,  хотя  последние  подвергаются  уже  обычно

монотеистической  или  монистической  интерпретации;  на  первое  место

в  Упанишадах  выдвигается  второстепенное  и  эпизодическое  божество

ведического  пантеона  -  Брахман.  Содержанием  философии  в

Упанишадах  становится  обсуждение  таких  фундаментальных  проблем,

как  место  и  назначение  человека  в  системе  окружающего  бытия,

природа  внешнего  мира  и  человека,  характер  его  жизни  и  психики,

границы  и  возможности  его  познавательных  способностей,  нормы  его

поведения  и  т. д.  В  большинстве  случаев  рассмотрение  философской

проблематики  проводится  в  рамках  религиозно-мифологического

мировоззрения.

Вместе  с  тем  в  Упанишадах  содержатся  сведения  и  об  учениях,

склонявшихся  к  материализму  и  атеизму  и  выступавших  против

ведической  ортодоксии.  Обычно  эти  учения  объявляются  ошибочными,

ложными,  они  подвергаются  ожесточенным  нападкам,  а  их  авторство

приписывается  демонам  (асурам)  -  врагам  богов  (иногда,  впрочем,

сообщается,  что  эти  учения  созданы  самими  богами  для  введения

в  заблуждение  и  погибели  своих  врагов).  Не  удивительно  поэтому,

что  при  таком  отношении  господствующей  в  Упанишадах  религиозно-

идеалистической  философии  к  оппозиционным  ей  учениям  последние

получили  здесь  крайне  скупое  освещение:  чаще  всего  они

представлены  лишь  в  виде  простого  упоминания,  без  раскрытия

их  позитивного  содержания.

Среди  многих  вопросов  о  природе,  человеке  и  познании  в

Упанишадах  доминирует  проблема  первопричины,  первоначала  бытия,

с  помощью  которого  объясняется  происхождение  всех  явлений

природы  и  человека.  Однако  по  Упанишадам  крайне  трудно

восстановить  исторический  ход  формирования  тех  понятий,

которые  полагались  в  качестве  такой  первопричины  всех  явлений.

Предположительно  можно  эти  понятия  расположить  в  такой

Информация о работе Философия древнего Китая и Индии