Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:42, реферат
В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
В Китае конфуцианство,даоцизм
подчас аморфной терминологией, в " Махабхарате" появляются уже
развернутые и цельные философские концепции, дающие более или
менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем,
начиная от онтологических вплоть до этических и социологических,
и имеющие более строго фиксированный и более однозначный
понятийный аппарат.
Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает
учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые
эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения
в различных частях "Махабхараты" излагаются по-разному, но
везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане
(материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том
числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом
ее модификациями чистом духе - пуруше (именуемом также
Брахманом, атманом).
Санкхья выступает в двух основных вариантах: теистическом
(сешвара, т. е. "с богом") или монистически-идеалистическом
(когда дух провозглашается стоящим над пракрити и творящим
ее), и дуалистическом (ниришвара, т. е. "без бога"), или
атеистическом (когда дух существует параллельно с материей
и не оказывает на нее никакого влияния). В эпосе преобладает
теистический, или монистически-идеалистический, вариант санкхьи,
с наибольшей полнотой и последовательностью изложенный в
"Бхагавад-гите".
"Бхагавад-гита" (буквально "Божественная песнь") начинается
с описания того, как перед началом решающей битвы между
Пандавами и Кауравами предводителя войска Пандавов - Арджуну
вдруг охватывают сомнения в целесообразности и допустимости
братоубийственной бойни. Сомнения и колебания Арджуны рассеивает
бог Кришна. Его поучения и доводы и составляют по сути
дела основное содержание "Бхагавад-гиты".
Теоретическую основу рассуждений Кришны составляет учение
монистической, теистической санкхьи, которая используется
для обоснования определенной системы этико-социальных взглядов
- о необходимости для каждого человека выполнять свои
социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным
и равнодушным к плодам своей мирской деятельности, все свои
помыслы посвящать богу.
В учении Кришны имеется противоречие между стремлением
обосновать необходимость социальной деятельности и требованием
посвятить себя богу (т. е. между карма-йогой, или йогой
действия, джняна-йогой, или йогой познания, и бхакти-йогой,
или йогой преданности богу), однако в целом концепция
"Гиты" довольно стройная и детально разработанная. Это
произведение оказало огромное влияние на всю последующую
социальную мысль Индии.
В "Махабхарате" наряду с религиозно-идеалистическими концепциями
гораздо более полное отражение, чем в Упанишадах, получили и
материалистические по своей сути учения, среди которых
выделяются учение Бхарадваджи о пяти элементах (бхута-вада),
о внутренней природе (свабхава-вада), учение мудреца Бали
о времени (кала-вада). Вершиной материалистической мысли
эпического периода можно считать, пожалуй, учение Пачашикхи,
разработавшего материалистический вариант санкхьи, но сохранившего
пессимизм ее этики.
Древнеиндийская философия имеет некоторые общие черты, отличающие
ее от древнегреческой философии. Одна из этих отличительных
черт состоит в том, что индивидуальное творчекое начало в
индийской философии выражено чрезвычайно слабо. Хотя источники
и донесли до нас отдельные имена индийских философов, но их
индивидуальный вклад в индийскую философию в значительной мере
растворен в коллективном творчестве, принявшем форму того или
иного направления или школы. Эта своего рода "безликость"
индийской философии, характерная и для других сфер индийской
духовной культуры, была в эпоху древности и средневековья
прямым выражением могущества нивелирующей традиции, которая
определялась устойчивостью социально-экономических форм
индийского общества в эту весьма длительную историческую
эпоху. Та же "безликость" философской мысли в Индии неразрывно
связана и с такой ее чертой, как крайняя хронологическая
неопределенность ее памятников, иногда датируемых в диапазоне
не только веков, но и целых тысячелетий. В духовной культуре
Древней Индии почти отсутствовала историческая наука, столь
богато представленная в греко-римском мире да и в Древнем
Китае.
Другая отличительная черта индийской философии рассматриваемой
эпохи - значительно меньшая, чем в Древней Греции, связь
с собственно научной мыслью. Вообще говоря, вне отношения
к научному знанию нет никакой философии, в том числе и
философии древнего мира. Однако характер связи философии
с конкретно-научным знанием был различен уже в древнем
мире. Отдельные элементы естественно-научной мысли, отражавшие
тысячелетний опыт человечества, были вкраплены в религиозно-
мифологическую идеологию. Недаром жрецы, будучи профессиональными
служителями религиозных культов, одновременно выступали в
странах Древнего Востока главными носителями учености и знаний.
Только учитывая наличие такого рода знаний, основанных на
общечеловеческом опыте (например, медицинских, наиболее характерных
в этом отношении), можно понять тот факт, что исходным пунктом
развития философской мысли в Древней Индии - да и в других
странах древнего мира - стала религиозно-мифологическая мысль.
Особо важную роль в становлении философии как особой формы
общественного сознания, ее выделения из мифологического лона
сыграла математика (в несколько меньшей степени астрономия).
Матаматика в Древней Индии, особенно такие ее разделы, как
арифметика, а затем и алгебра, достигла очень больших
результатов (достаточно указать на появление здесь позиционной
системы счисления и введение нуля), превзошедших то, что
было сделано в этих областях знаний в Древней Греции. Однако
эти достижения относятся в основном к первым векам нашей
эры, когда философская мысль существовала уже много веков
и когда определилась зависимость ее преобладающего
идеалистического потока от религиозно-мифологической традиции.
И хотя индийская философия древности отнюдь не сводилась
только к этому потоку, а заключала в себе и ряд
материалистических идей, положений и учений, для которых
характерна более или менее тесная связь с естественнонаучной
мыслью. Но в целом по сравнению с античной, греко-римской
философией такая связь для индийской философии менее
показательна.
Предметом первых философских размышлений, естественно, становились
не только явления природы, окружающей человека, но и мир
самого человека и в его отношениях с другими людьми, и
в его индивидуальном существовании. Отсюда понятно, что
этико-социальная и этико-психологическая мысль неотделима от
философии уже при самом ее возникновении. В индийской же
философии поток этико-психологической мысли был, пожалуй,
наиболее значительным. Философия Древней Индии отличается
многосторонней и глубокой для своей эпохи постановкой
психологической
проблематики.
История китайской цивилизации восходит к рубежу III-II тысячелетия до нашей эры, концом ее древнего периода считается крушение империи Хань (220 г. нашей эры). Условия для возникновения цивилизации здесь оказались менее благоприятны, чем в Месопотамии и Египте. До второй половины I тысячелетия до нашей эры Древний Китая развивался, по сути, в отрыве от других цивилизаций. В VIII веке до нашей эры в Китае существовало множество государств. Единством культурной традиции выделялись царства среднего течения Хуанхэ и Великой Китайской равнины. Здесь сформировался этнокультурный и политический комплекс средних царств (чжунго) и возникло представление о других как о «варварах четырех стран света». Идея культурного приоритета чжуньгожепь (людей средних царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев.
С середины I тысячелетия до нашей эры наступает эпоха глубоких изменений древнекитайского общества. В IV веке до нашей эры Китай стал превращаться в административно-командную империю восточного типа цивилизации. Эпоха Чжаньго стала эпохой «соперничества ста школ», когда складывались основные направления философской мысли Древнего Китая, хотя на уровне массового сознания продолжало господствовать народно-мифологическое мышление, поклонение силам природы, поэтизация бунтарства народных героев, восставших во имя блага людей даже против Небесного Владыки.
Возникли конфуцианство, даосизм.
Конфуцианство – этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 года до нашей эры), развитое в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.
Государственный культ Конфуция с официальным ритуалом жертвоприношений, учрежденным в стране в 59 году нашей эры, просуществовал в Китае до 1928 года. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка – Шан-ди. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости «золотого века» – древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. При этом он исходил из представления о том, что древние мудрецы создали институт государства ради защиты интересов каждого индивида.