Философия древнего Китая и Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:42, реферат

Описание

В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
В Китае конфуцианство,даоцизм

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 249.00 Кб (Скачать документ)

последовательности.  Пища  (анна)  как  основа  всякой  жизни,  сама

жизнь  (жизненное  дыхание  -  прана);  тот  или  иной  конкретный

вещественный  элемент  -  бхута,  чаще  всего  вода,  или  их

совокупность  -  вода,  воздух,  земля,  огонь  (иногда  добавляется

пятый  -  эфир,  или  акаша);  внутренняя  природа  вещей  -  свабхава;

упоминаются  учения,  считавшие  первопричиной  бытия  пространство

(акаша)  и  время  (кала);  в  нескольких  местах  говорится  о  бытии

вообще  (сат)  и  небытии  (асат)  как  первопричине  всего  сущего;

эпизодически  упоминается  понятие  материи  (пракрити,  прадхана),

хотя  его  содержание  не  раскрывается.

Господствующее  место  в  Упанишадах  занимают  учения,  полагавшие

в  качестве  первопричины  и  первоосновы  бытия  духовное  начало  -

Брахман,  или  атман,  реже  -  пуруша.  Брахман  и  атман  употребляются

обычно  синонимически,  хотя  Брахман  чаще  служит  для  выражения

объективного  аспекта  конечной  реальности  (бог,  вездесущий  дух),

атман  -  субъективного  ее  аспекта  (душа).  Начиная  с  Упанишад,

Брахман  и  атман  становятся  центральными  понятиями  всей  индийской

философии,  особенно  ее  идеалистических  учений  (прежде  всего  веданты).

В  истолковании  природы  Брахмана  и  атмана  и  их  отношения  к

материальному  миру  различные  тексты  Упанишад  дают  далеко  не

однозначные  решения.  В  одних  Брахман  и  атман  рассматриваются

как  бог-творец  и  правитель  мира,  а  в  других  трактуются

пантеистически,  отождествляются  либо  с  одним,  либо  поочередно

со  всеми  материальными  первопричинами  мира  (пищей,  дыханием,

вещественными  первоэлементами  и т. д.),  либо  же  со  всем  миром

в  целом,  что  сближает  такую  трактовку  с  материалистическим

воззрением.  Однако  в  большинстве  текстов  Упанишад  преобладает

абсолютно  идеалистическая  интерпретация  Брахмана-атмана:  они

рассматриваются  как  духовный  абсолют,  бестелесная  первопричина

мира  и  внутренняя  сущность  всех  его  проявлений  и  процессов.

Центральная  идеалистическая  идея  Упанишад  состоит  в

провозглашении  тождества  этой  духовной  сущности  в  человеке

и природе.  Наиболее  кратко  это  тождество  субъекта  и  объекта

выражено  в  знаманитом  изречении  Упанишад:  "Тат  твам  аси"

("Ты  есть  то",  или  "Ты  -  одно  с тем").

Серьезные  расхождения  наблюдаются  в  Упанишадах  и  при  более

детальном  раскрытии  природы  Брахмана-атмана.  В  одних  случаях

он  описывается  как  чистый  дух,  лишенный  всех  эмпирических

качеств  и  определений  (нети-нети,  т. е.  не  то,  не  то),

в  других  он  наделяется  рядом  антропоморфных  качеств,  чаще

всего  бытием,  сознанием,  блаженством  (сат-чит-ананда);  в  одних

случаях  он  имманентен  миру,  в  других  -  трансцендентен  ему,

в  третьих  говорится  о  его  имманентности  и  трансцендентности

одновременно.  Во  многих  текстах  утверждается  тройственная,

триадичная  природа  Брахман-атмана,  символизируемая  священным

словом  аум  (ом),  либо  же  понятиями  сатиям  (истина),  джалан

(все  это)  и  др.

Уже  из  беглого  рассмотрения  концепции  Брахмана-атмана  видно,

что  Брахман-атман  представляет  собой  сложную  синкретическую

категорию,  в  которой  концентрируются  такие  понятия,  как

причина  -  следствие,  сущность -  явление,  форма  -  содержание,

общее  -  единичное,  субъект  -  объект,  трансцендентное  -

имманентное,  субстанциальность  бытия.

Рассмотрению  собственно  материального  мира  в  Упанишадах

уделяется  сравнительно  мало  внимания,  и  в  его  трактовке

наблюдается  гораздо  меньшее  разнообразие  концепций.  Более

или  менее  общим  является  признание  изменчивости,  непостоянства

всех  материальных  процессов,  их  временного,  преходящего,

а  потому  неистинного  характера;  они  объявляются  лишь

проявлением,  модификацией  духовного  абсолюта  и  различаются

лишь  по  имени  и  форме  (намарупа).  В  ряде  текстов  говорится

о  периодически  повторяющихся  циклах  возникновения,  созидания

реальной  действительности  и  ее  последующем  уничтожении,

растворении  в  Брахмане-атмане;  символом  этой  цикличности  бытия

выступает  обычно  образ  вечно  вращающегося  колеса  (чакра).  Мир

в  целом  и  все  конкретные  вещи  в  нем  признаются  состоящими

из  четырех  или  пяти  вещественных  первоэлементов.  Принцип

мировой  закономерности  выражается  в  концепции  дхармы,  которая

в  отличие  от  ведической  концепции  риты  -  универсального

космического  миропорядка  -  приобретает  больше  субъективную,

нравственно-этическую  окраску.  В  некоторых  учениях  проводится

идея  развития  мира  из  первоначально  недифференцированного

бытия,  проходящего  через  ряд  последовательных  стадий  (жар,

вода,  земля,  или  газообразное,  жидкое,  твердое)  вплоть  до

многообразия  реальной  действительности,  включая  психические  и

духовные  феномены.

Рассмотрение  психических, душевных  явлений  занимает  довольно

видное  место  в  Упанишадах.  В  них  признается  сложная  структура

человеческой  психики,  раскрываются  различные  ее  компоненты

(сознание,  воля,  память,  дыхание,  чувства  и  др.),  их

соотношение  и  взаимодействие.  Здесь  мыслители  Упанишад  добиваются

довольно  серьезных  результатов,  например  при  описании  различных

состояний  сознания  (бодрствующее,  легкий  сон,  глубокий  сон,

чистое  сознание  -  турия),  при  соотнесении  чувств  с

эквивалентными  им  стихиями  или  первоэлементами  внешнего  мира

и т. д.  Упоминаются  взгляды,  согласно  которым  душа  (атман)

тождественна  телу.

Центральный  вопрос  в  теории  познания  Упанишад  -  разделение

знания  на  два  вида:  низшее  и  высшее.  Низшее  знание  -

это  знание  эмпирической  действительности,  которое  считается

знанием  отрывочным, фрагментарным,  а  потому  неистинным.  Высшее

знание  -  это  знание  духовного  абсолюта,  которое  рассматривается

как  восприятие  бытия  в  его  целостности  и  главным  средством

приобретения  которого  служит,  как  правило,  мистическая  интуиция;

здесь  большое  значение  придается  обычно  йогической  практике.

Именно  это  знание  дает  власть  над  миром.

В  Упанишадах  отсутствует  обсуждение  чисто  логических  проблем,

но  косвенно  можно  установить,  что  мыслителям  того  времени

были  известны  такие  логические  приемы,  как  аналогия,

целенаправленный    эксперимент,    разложение    явления   на

противоположные  элементы  и  др.

В  области  этики  в  Упанишадах  преобладает  проповедь  пассивно-

созерцательного  отношения  к  миру:  высшим  счастьем  провозглашается

избавление  души  от  всяких  мирских  привязанностей  (мокша,  мукти).

В  то  же  время  встречаются  и  призывы  к  активному  участию  в

жизни.  В  Упанишадах  проводится  различие  между  материальными  и

духовными  ценностями,  между  благом  как  спокойным  состоянием

души  и  низменной  погоней  за  чувственными  удовольствиями.

Впервые  в  Упанишадах  большую  роль  начинают  играть  концепции

переселения  душ  (самсара)  и  воздаяния  за  прошлые  действия  (карма);

в  этих  концепциях  наряду  с  религиозно-идеалистическим  содержанием

имеются  и  рациональные  моменты:  стремление  установить  причинно-

следственную  связь  в  цепи  человеческих  поступков,  зависимость

деятельности  от  сознания  и  воли,  от  общественного  положения

человека.  Поведение  человека  определяется  нравственным  законом

дхармы,  предписывающим  соблюдать  установленные  для  каждой  варны

обязанности  и  стадии  жизни  (варнашрама).

Социальные  воззрения  в  Упанишадах  представлены  крайне  скудно.

Главное  в  них  -  признание  незыблемости  варнового  (кастового)

деления  людей.

Упанишады  сыграли  огромную  роль  во  всей  истории  индийской

философии  -  от  древности  до  наших  дней.  В  них  были

провозглашены  основные  мировоззренческие  идеи  и  концепции,

которые  в  последующие  периоды  получили  более  детальную  и

конкретную  разработку.  Упанишады  стали  как  бы  общим  фундаментом

всех  последующих  философских  учений:  большинство  из  них  считали

себя  продолжателями  их  наследия.  Даже  учения,  выступавшие

против  ведической  традиции  (материализм  чарвака-локаяты,  буддизм,

джайнизм),  либо  возводили  к  ним  свои  исходные  принципы,  либо

так  или  иначе,  позитивно  или  негативно,  вовлекали  их  в  сферу

своей  проблематики.

Основным  источником  философской  мысли  более  позднего  -  эпического

периода  является  обширная  эпическая  поэма  "Махабхарата",  которая

состоит  из  18  книг,  повествующих  о  борьбе  за  власть  между

двумя  родами  -  Пандавами  и  Кауравами.  Наряду  с  повествованием

об  этой  борьбе  в  различных  книгах  "Махабхараты"  имеются  тексты

и  философского  содержания.  Наибольший  интерес  с  этой  точки

зрения  представляют  "Бхагавад-гита",  "Мокшадхарма",  "Анугита"  и

некоторые  другие  (VII в.  до  н. э.  -  II в. н. э.).

По  своему  содержанию  и  направленности  большинство  философских

идей "Махабхараты"  представляют  собой  продолжение  и  развитие

господствующих  в  Упанишадах  взглядов  о  Брахман-атмане  или

пуруше  как  духовном  абсолюте  и  о  его  постижении  как  средстве

спасения  и  избавления  от  оков  кармы  и  самсары.  Однако  в

отличие  от  Упанишад,  где  философия  представлена  преимущественно

в  виде  отдельных  высказываний  и  положений  с  неустоявшейся,

Информация о работе Философия древнего Китая и Индии