Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:42, реферат
В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
В Китае конфуцианство,даоцизм
последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама
жизнь (жизненное дыхание - прана); тот или иной конкретный
вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их
совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется
пятый - эфир, или акаша); внутренняя природа вещей - свабхава;
упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия пространство
(акаша) и время (кала); в нескольких местах говорится о бытии
вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего;
эпизодически упоминается понятие материи (пракрити, прадхана),
хотя его содержание не раскрывается.
Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагавшие
в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало -
Брахман, или атман, реже - пуруша. Брахман и атман употребляются
обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения
объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух),
атман - субъективного ее аспекта (душа). Начиная с Упанишад,
Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской
философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты).
В истолковании природы Брахмана и атмана и их отношения к
материальному миру различные тексты Упанишад дают далеко не
однозначные решения. В одних Брахман и атман рассматриваются
как бог-творец и правитель мира, а в других трактуются
пантеистически, отождествляются либо с одним, либо поочередно
со всеми материальными первопричинами мира (пищей, дыханием,
вещественными первоэлементами и т. д.), либо же со всем миром
в целом, что сближает такую трактовку с материалистическим
воззрением. Однако в большинстве текстов Упанишад преобладает
абсолютно идеалистическая интерпретация Брахмана-атмана: они
рассматриваются как духовный абсолют, бестелесная первопричина
мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов.
Центральная идеалистическая идея Упанишад состоит в
провозглашении тождества этой духовной сущности в человеке
и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта
выражено в знаманитом изречении Упанишад: "Тат твам аси"
("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").
Серьезные расхождения наблюдаются в Упанишадах и при более
детальном раскрытии природы Брахмана-атмана. В одних случаях
он описывается как чистый дух, лишенный всех эмпирических
качеств и определений (нети-нети, т. е. не то, не то),
в других он наделяется рядом антропоморфных качеств, чаще
всего бытием, сознанием, блаженством (сат-чит-ананда); в одних
случаях он имманентен миру, в других - трансцендентен ему,
в третьих говорится о его имманентности и трансцендентности
одновременно. Во многих текстах утверждается тройственная,
триадичная природа Брахман-атмана, символизируемая священным
словом аум (ом), либо же понятиями сатиям (истина), джалан
(все это) и др.
Уже из беглого рассмотрения концепции Брахмана-атмана видно,
что Брахман-атман представляет собой сложную синкретическую
категорию, в которой концентрируются такие понятия, как
причина - следствие, сущность - явление, форма - содержание,
общее - единичное, субъект - объект, трансцендентное -
имманентное, субстанциальность бытия.
Рассмотрению собственно материального мира в Упанишадах
уделяется сравнительно мало внимания, и в его трактовке
наблюдается гораздо меньшее разнообразие концепций. Более
или менее общим является признание изменчивости, непостоянства
всех материальных процессов, их временного, преходящего,
а потому неистинного характера; они объявляются лишь
проявлением, модификацией духовного абсолюта и различаются
лишь по имени и форме (намарупа). В ряде текстов говорится
о периодически повторяющихся циклах возникновения, созидания
реальной действительности и ее последующем уничтожении,
растворении в Брахмане-атмане; символом этой цикличности бытия
выступает обычно образ вечно вращающегося колеса (чакра). Мир
в целом и все конкретные вещи в нем признаются состоящими
из четырех или пяти вещественных первоэлементов. Принцип
мировой закономерности выражается в концепции дхармы, которая
в отличие от ведической концепции риты - универсального
космического миропорядка - приобретает больше субъективную,
нравственно-этическую окраску. В некоторых учениях проводится
идея развития мира из первоначально недифференцированного
бытия, проходящего через ряд последовательных стадий (жар,
вода, земля, или газообразное, жидкое, твердое) вплоть до
многообразия реальной действительности, включая психические и
духовные феномены.
Рассмотрение психических, душевных явлений занимает довольно
видное место в Упанишадах. В них признается сложная структура
человеческой психики, раскрываются различные ее компоненты
(сознание, воля, память, дыхание, чувства и др.), их
соотношение и взаимодействие. Здесь мыслители Упанишад добиваются
довольно серьезных результатов, например при описании различных
состояний сознания (бодрствующее, легкий сон, глубокий сон,
чистое сознание - турия), при соотнесении чувств с
эквивалентными им стихиями или первоэлементами внешнего мира
и т. д. Упоминаются взгляды, согласно которым душа (атман)
тождественна телу.
Центральный вопрос в теории познания Упанишад - разделение
знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание -
это знание эмпирической действительности, которое считается
знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее
знание - это знание духовного абсолюта, которое рассматривается
как восприятие бытия в его целостности и главным средством
приобретения которого служит, как правило, мистическая интуиция;
здесь большое значение придается обычно йогической практике.
Именно это знание дает власть над миром.
В Упанишадах отсутствует обсуждение чисто логических проблем,
но косвенно можно установить, что мыслителям того времени
были известны такие логические приемы, как аналогия,
целенаправленный эксперимент, разложение явления на
противоположные элементы и др.
В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-
созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается
избавление души от всяких мирских привязанностей (мокша, мукти).
В то же время встречаются и призывы к активному участию в
жизни. В Упанишадах проводится различие между материальными и
духовными ценностями, между благом как спокойным состоянием
души и низменной погоней за чувственными удовольствиями.
Впервые в Упанишадах большую роль начинают играть концепции
переселения душ (самсара) и воздаяния за прошлые действия (карма);
в этих концепциях наряду с религиозно-идеалистическим содержанием
имеются и рациональные моменты: стремление установить причинно-
следственную связь в цепи человеческих поступков, зависимость
деятельности от сознания и воли, от общественного положения
человека. Поведение человека определяется нравственным законом
дхармы, предписывающим соблюдать установленные для каждой варны
обязанности и стадии жизни (варнашрама).
Социальные воззрения в Упанишадах представлены крайне скудно.
Главное в них - признание незыблемости варнового (кастового)
деления людей.
Упанишады сыграли огромную роль во всей истории индийской
философии - от древности до наших дней. В них были
провозглашены основные мировоззренческие идеи и концепции,
которые в последующие периоды получили более детальную и
конкретную разработку. Упанишады стали как бы общим фундаментом
всех последующих философских учений: большинство из них считали
себя продолжателями их наследия. Даже учения, выступавшие
против ведической традиции (материализм чарвака-локаяты, буддизм,
джайнизм), либо возводили к ним свои исходные принципы, либо
так или иначе, позитивно или негативно, вовлекали их в сферу
своей проблематики.
Основным источником философской мысли более позднего - эпического
периода является обширная эпическая поэма "Махабхарата", которая
состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между
двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием
об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты
и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки
зрения представляют "Бхагавад-гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и
некоторые другие (VII в. до н. э. - II в. н. э.).
По своему содержанию и направленности большинство философских
идей "Махабхараты" представляют собой продолжение и развитие
господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-атмане или
пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве
спасения и избавления от оков кармы и самсары. Однако в
отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно
в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся,