Философия Древнего Китая. Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание

Культуру древнего Китая, уходящую корнями в глубь веков, отличает преемственность поколений, благодаря которой процесс развития этой культуры не знает сколько-нибудь значительных разрывов. На протяжении нескольких тысячелетий сохранились отличительные черты нации, язык, письменность и культурные традиции, которые и сегодня составляют принадлежность каждого китайца, в какой бы части света он ни жил.

Содержание

1. Основные черты древнекитайской философии. Единство человека и мира.
2. Конфуцианское учение о нравственности.
3. Общество и управление им. Роль традиций.

Работа состоит из  1 файл

Философия Древнего Китая.docx

— 59.22 Кб (Скачать документ)

Возможно, поэтому учение об исполнении ритуалов занимает значительное место в конфуцианских текстах. Кроме того, Конфуций сам создал целый кодекс обрядов (церемоний), призванных выступать сдерживающим началом  – то есть, обеспечивать то же равновесие. Благодаря церемониям, утверждает Конфуций, человек знает, как ему должно поступать в любое время при  любых обстоятельствах, с достоинством может избегать столкновений, ссор и брани. Церемонии показывают связь  Неба с Землей, утверждают порядок  между людьми. Всякий поступок должен быть основан на ритуале, и идеальный  человек (благородный муж) поступает  именно так. Насколько большое значение придавал Конфуций ритуалам, видно  из описанного в Лунь-юе (сборнике изречений Конфуция, который составили его ученики) случая: когда ученик по имени Цзы-гун хотел положить конец обычаю приносить в жертву барана в первый день месяца, Конфуций сказал: «Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале».

Приверженность ритуалам рождает еще одну черту конфуцианства  – это традиционализм. Не нужно  думать, что церемонии, которые разработал Конфуций, были чем-то радикально новым. Напротив, сам Конфуций полагал, что  он лишь возвращает забытые традиции, которые свято чтились в эпоху  легендарных императоров. Новое  лишь тогда может быть благоприятно, когда опирается на установленные  законы и обычаи: «Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником [людей]», - записано в Лунь-юе.

В целом, суммируя наследие, оставленное Конфуцием, можно сказать  следующее: его основой является стремление выдержать равновесие, которое  необходимо для гармоничного бытия  всего мира. Равновесие, гармония –  вот главная цель, к которой  должен стремиться человек. Все остальное  – поведение, манера говорить, взаимодействие с другими людьми, образ мыслей – все, что связано с существованием человека, направляется этой целью. Воля и разум, которыми он обладает, делают человека центральной фигурой в этом действе космического масштаба: ведь единое слово может нарушить хрупкое соотношение вселенских сил.

Безусловно, о конфуцианстве  можно было бы сказать еще многое – неслучайно это направление  является одним из самых влиятельных  в истории Китая, определяя во многом традиционные воззрения китайской  культуры спустя многие столетия после  своего возникновения. Последователи  Конфуция – такие как Мэн-цзы и Сюнь-цзы, внесли в первоначальную концепцию новые интерпретации и свои идеи, а в XV-XVI веках конфуцианство пережило новое рождение в учениях таких мыслителей как Хань Юй, Ли Ао, Линь Шэнь-ши, Чжи Си, Лу Цзююань и целого ряда других. За это время конфуцианство обогатилось разработками онтологических, гносеологических, правовых и социально-этических вопросов. Рассмотрение философии конфуцианства мы хотели бы завершить выдержкой из Ван Янмина – видного представителя неоконфуцианства XVI века. В этом отрывке, на наш взгляд, наиболее ярко виден гуманистический потенциал и вера в человека, присущие в целом направлению мысли, у истоков которого стоял Конфуций:

«Если ничтожные люди разделяют  форму и содержание, «ты» и «я», то великие люди способны полагать небо, землю и тьму вещей единым телом… Неужели таковы только великие люди? Нет, сердце даже ничтожного человека точно такое же, хотя он сам уничижает его. Поэтому при виде ребенка, падающего в колодец, его сердце обязательно пронизывают испуг и страх, соболезнование и сострадание. Это потому, что его гуманность образует с ребенком одно тело, ведь он того же, человеческого рода. Его сердце не в силах вынести вида птиц и зверей, жалобно кричащих и трепещущих в страхе. Это потому, что его гуманность образует единое тело с птицами и зверями, ведь они обладают сознанием. При вырубке и уничтожении деревьев и трав его сердце неминуемо преисполняется сочувствием и сопереживанием. Это потому, что его гуманность образует единое тело с деревьями и травами, ведь они обладают жизненной силой. При виде разрушения камня и черепицы его сердце обязательно испытывает озабоченность и сожаление. Это потому, что его гуманность образует единое тело с камнем и черепицей. А значит, даже сердца ничтожных людей наделены этой гуманностью, образующей единое тело со всем. Ибо сердца их коренятся в их собственной небесной природе».

 

 

Учение о нравственности.

опирается на ряд понятий:

  1. Золотая середина (и) - серединное поведение человека между несдержанностью и осторожностью.
  2. Человеколюбие (жэнь).
  3. Почитание родителей (сяо).
  4. Почитание старшего брата (ди) – однако, как Конфуций, так и его последователи проповедовали человеколюбие к ближним (прежде всего к своему роду и отцу общества).
  5. Взаимность (шу) - основная этическая заповедь, «Чего не желаешь себе, того не делай другим».

Человек, следующий моральным  заповедям --- "благородный муж"

  1. следует долгу. Низкий человек, стремиться занять хорошее положение и извлечь выгоду.
  2. живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, простолюдин – наоборот.
  3. боится веления бога, великих людей, слов мудрых.
  4. политическое понятие: благородные мужи были членами правящей элиты Китая.

 
Ключ к управлению --- в силе нравственного  примера вышестоящих нижестоящим. Принципы управления в обществе.

  • Общество должно быть патриархальным: правитель – отец, народ – это дети.
  • Управление --- в силе нравственного примера и нравственного принуждения (если правитель следует дао, правильному этическому пути, то и народ неробкий).
  • Необходимо повсеместное принципов сяо и ди. По мнению Конфуция, если человек почитает родителей и старшего брата, то он будет уважительно относится к другим людям, и в обществе не будет конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло  распространение доносительства, тем  более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал  необходимость срочной выработки  каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о  старших, о родне. Конфуций считал, что  это должно было установить связь  между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а  значит, обеспечить и преемственность  традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство  уважения и любви к людям, живущим  рядом. Общество, пропитанное таким  духом, очень сплочено, а значит и  способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях  тогдашней китайской деревенской  общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность  и все, что с ней связано, ставилось  Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание — атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий  поведенческий блок «ли» (в переводе с китайского — правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли — жэнь». Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное  материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

В отношениях общества с  природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано  рационально относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения  общества и природы:

1.         Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

2.         Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

3.         Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

4.         Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

в) Учение о государстве

Конфуций высказывал несколько  своих пожеланий об устройстве и  принципах руководства идеальным  государством.

Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько  ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную  семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием  отношения гуманности, всеобщей любви  и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом  базируется на насилии над личностью  и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина  неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и  сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, — Правила. Принципом, придающим  им жизнеспособность, является принцип  «хэ».

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие  все члены общества. В условиях, когда управление государством и  народом предполагалось на основании  «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить  за выполнением Правил, а также  смотреть, чтобы общество не сошло  с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность  оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли  Китая. Политики искали решения насущных проблем в «идеальном» прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

1.     Управляющие.

2.     Управляемые.

Наибольшее внимание в  этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это  должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие — отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1.         Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2.         Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

3.         Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

4.         Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником  авторитарной системы, Конфуций был  противником излишней абсолютизации  царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое  значение, придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним  человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность  субъективного подхода к ращению  различных проблем.

Выделяя главное место  в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над  людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства — доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а  значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс  общества.

 

III. Заключение

Учение Конфуция, появившись на основе древнекитайских религиозных  и философских учений, тем не менее очень сильно отличается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними. Одним из таких противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения считают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке. Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество, и, как его составная часть, конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком. Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации. Впервые в истории культуры была создана реальная модель идеального человека, оказавшая огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни китайской нации. В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему должен стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя, прежде всего достижение гармонии с самим собой и гармонии с обществом. Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека — гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности — государство, общество и, наконец, самого человека. Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества.

Информация о работе Философия Древнего Китая. Конфуцианство