Философия государства и государственного правления Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследовать сущность теории «идеального» государства и государственного правления по Платону.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. Исследуется общая характеристика теории «идеального» государства Платона;
2.Изучается сущность государственно-политического устройства в теории «идеального» государства Платона;
3. Рассматривается основные идеи произведений Платона «Государство» и «Законы».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
ФИЛОСОФИЯ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАТОНА 4
1.1 Жизнь и сочинения Платона 4
1.2 Платон и его место в истории культуры 9
1.3 Государство Платона 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2 21
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО» И «ЗАКОНЫ» 21
2.1 Краткий обзор по книгам «Государство» Платона 21
2.2 Вопросы государства и права в диалоге Платона «Законы» 27
2.3 Учение о законах 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Философия - Философия государства и государственного правления Платона.doc

— 235.00 Кб (Скачать документ)

     Но  как обеспечить соблюдение  законного  порядка  в  жизни? Он непрестанно нарушается не только  гражданами,  но  и  правителями.  Кроме того, законы то принимаются, то отменяются или  изменяются,  поскольку  сами  законодатели  постоянно   меняют   свои   убеждения   и   пристрастия.

     Следовательно, в самой законодательной сфере  царят хаос и произвол.  Значит,  необходимо разработать специальную систему мер, обеспечивающих  прочность  и  устойчивость закона, его обязательность для всех. Эта система  мер  окажется  также прочности  государства.  Но  если  это  так,  то  она  не  может  быть  произвольно установленной кем-либо,  а  должна  быть  выведена  из  сущности  государства,  то  есть  из  ее  идеи.  Исходя  из  свойств  государства  как  такового, следует логически вывести его частные  характеристики,  определить  его устройство, и в конечном итоге, решить вопрос о роли  индивидов  в  нем.

     Таким образом, логика Платона идет в последовательности  умозаключений  от  государства к индивиду, а не, наоборот  – от  индивида  к государству.  Это  заведомо предопределяет тотальное подчинение индивида государству. К  такому  подчинению  Платон  и  приходит,  фактически  лишая  граждан  рисуемого   им  государственного права на частную жизнь. Жизнь индивида  здесь  без  остатка  подчиняется  государственному  целому.  Индивидуальная  свобода   признается  только в той мере, в какой она необходима государству.

     Будучи  противником тирании, Платон  не  может,  конечно,  идти,  по  пути  теоретической защиты  прямого  насилия  и  принуждения.  Поэтому  порядок  в  государстве  выводится  им  из  «естественного  порядка  вещей»,   т.е.   из  собственной  метафизики.   Но   этот   же   порядок   есть   порядок   души.  Следовательно, в идеальном государстве учитываются  естественные  склонности  людей, а принуждение призвано, лишь способствовать более  полной  реализации  этих склонностей. Одни склонны  философствовать,  в  других  силен  воинский  дух,  третьи  предпочитают  продуктивный  труд  –  таковы  предпосылки  трех  классов общества. Но одновременно  это  три  функции  государства:  познание  истины и написание правильных  законов  (философы);  обеспечение  выполнения  законов (воины или полиция, что у Платона  приблизительно  одно  и  то  же);  производство   необходимых   продуктов   (ремесленники    и    земледельцы).

     Одновременно  это  воплощение  трех   фундаментальных   факторов   бытия   –  идеального план, исполнения и исходного  материала.  Однако  трех  классовая  структура должна быть жесткой, поскольку ее  разрушение  повлечет  за  собой  разрушение всей системы. Опасность разрушения проистекает из того, что  люди  часто  не  понимают  собственного  блага,  поэтому  тот,  кто   по   природе  ремесленник, стремится стать правителем,  воин  –  расслабиться  и  заняться  более спокойным делом, к  примеру,  ремеслом  и  т.д.  Лишь  те,  кто  любит  мудрость, способны самостоятельно определить свое призвание и  без  внешнего  принуждения  реализовать  его.  Поэтому  они  могут  инициировать  идеальное  государство и быть его правителями.  Они  же  должны  разрабатывать  строгие  правила для себя и для других классов. «Если для людей, выдающихся в философии, – пишет Платон, –  возникла  <…> необходимость  взять  на  себя  заботу  о  государстве…  мы  готовы   упорно  отстаивать взгляд, что в этом случае <…> будет  осуществлен  описанный  нами  государственный строй, коль скоро именно  эта  Муза  оказывается  владычицей государства. Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном  мы  не говорим. А что это трудно, признаем и   мы» [2, с. 88]. Чтобы осуществить проект, философы должны образовать аскетическое братство, подчинить всю  свою жизнь  науке, разработке законов и воспитанию молодежи.  Сами  они  не  могут  быть  слишком  молоды,   а,   напротив,   преклонного   возраста.   Ученые-мудрецы  олицетворяют собой мудрость всего города-государства,  который  «может  быть  мудр по малочисленному  сословию».  Они  устанавливают  для  всего  общества  нормы справедливости. Такова общая схема.

     Государственная задача сословия ремесленников и  земледельцев – кормить  и  обеспечивать правителей-мудрецов и  воинов-полицейских.  В  исполнении  этой  задачи Платон видит весь смысл их существования. Их личная  жизнь  несколько  более свободна, чем жизнь воинского сословия и правителей, однако  она  тоже  подчинена строгому регламенту, поскольку за ней бдительно наблюдают  стражи-воины: допускается принуждение к труду, насилие над  пьяницами  и  лентяями,  принимаются меры к тому, чтобы никто не становился  ни  слишком  бедным,  ни  слишком богатым. Бедные будут неспособны обеспечивать  воинов  и  правителей  средствами к жизни, богатые возомнят о себе слишком много,  станут  нарушать  установленный порядок, угрожать власти мудрецов [1, с. 64; 2, с. 75-89]. 

 

Выводы  по первой главе

 
 

     Платон - один из величайших философов во всей истории мировой культуры. Он был первым философом, который попытался осмыслить понятия «философия» и «философ». Кто же такой философ? В одном из его диалогов говорится, что есть две категории существ, которые не занимаются философией: 1) боги и мудрецы, потому что они уже мудры; 2) невежды, потому что они считают себя мудрыми. Занимаются философией те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами. Философ тот, кто знает о своем незнании и стремится его преодолеть. Он стремится к мудрости, красоте и благу. В философии Платона представлены все эти составные части. Особое место в ней занимает учение о государстве, разработанное в диалоге «Государство» и произведении «Законы».

     Теория  совершенного государства Платона является первой ясной, последовательной и хорошо аргументированной концепцией коллективистического общества. Она была создана Платоном в середине его жизни и изложена в диалоге «Государство».

     Философам принадлежит вся власть в государстве, но о ней нельзя сказать, что она  является неограниченной. Во-первых, их управление коллективное, во-вторых, они  сами подчиняются важным ограничениям. Законы, устанавливаемые философами, должны исходить не из их интересов, а из интересов всего государства.

     В наилучшем государстве, говорит  Платон, все общее.

     Благодаря совершенному государству человеческая душа научится ничего не уметь делать отдельно от других людей и перестанет даже понимать, как это возможно.

     Вкратце ключевые особенности совершенного государства таковы: единая для всего государства цель, проводимая с жесткой последовательностью и стоящая неизмеримо выше целей и интересов отдельных групп и тем более индивидов; строгое разделение на классы с ясным отделением правящего класса от всех остальных классов общества; отождествление судьбы государства с судьбой правящей элиты, призванной руководить реализацией стоящей перед государством цели; борьба с частной собственностью; преобразование семьи с намерением ограничить ее роль в обществе; обеспечение единообразия взглядов и даже чувств членов общества; твердость и неизменность той доктрины, которой руководствуется общество и которая определяет и обосновывает его глобальную цель; постоянная цензура убеждений, чувств и действий граждан, непрерывная пропаганда, формирующая их сознание по единому образцу.

 

Глава 2

Основные  идеи произведений Платона  «государство» и  «законы»

     2.1  Краткий обзор по книгам «Государство»  Платона

 

     Миф пещеры. В «Государстве» содержится знаменитый «миф пещеры» и характеристика всех современных ему форм правления, платоновское учение о душе и круговороте душ и, наконец, учение об идее блага. По своему объему (немного менее 400 страниц), разнообразию и глубине рассматриваемых проблем «Государство» вполне может быть названо главным произведением Платона, отражающим всю его философскую систему. Хотя чаще всего данный диалог ассоциируется именно с проектом идеального государства и для этого есть определенного рода основания. Это и само название работы, которое кажется узким по отношению к содержанию диалога. Однако во времена Платона считалось, что любой индивид неотделим от государства, государственного целого и связь с этим целым определяет, в конечном счете, решение всех основных философских вопросов. Не случайно, что структура общественных классов в идеальном государстве находится в строгом соответствии с платоновским пониманием строения человеческой души, как, впрочем, и со строением космоса в целом. Важно то, что так или иначе затрагиваемые в «Государство» философские проблемы (идет ли речь об этике, политике, природе человека или о причинах бытия всех вещей или об идеях, воспитании, искусстве) анализируются в контексте выстраивания Платоном социальной утопии - его рассуждений об идеальном государстве, которые становятся своего рода скрепляющим стержнем, придающим единство всем десяти книгам диалога.

     Нельзя  не отметить, что некоторые фрагменты  «Государство» оказываются связаны между собой чисто внешним образом; отдельные аспекты платоновского учения об идеальном государстве излагаются то в духе ранних его воззрений (диалоги «Федр» и «Пир»), то в контексте более поздних его работ («Федон», «Филеб» и т.п.). По словам Виндельбанда, «Государство» являет собой наитруднейшую загадку и в том виде, как оно до нас дошло, оно лишено художественного и логического единства.

     Виндельбанд полагал, что в «Государство» наличествуют три основных слоя: 1) достаточно рано написанный Платоном диалог об идеале справедливости; 2) проект идеального государства как осуществление этого идеала, подготовленный Платоном во время его учительской деятельности вслед за написанием им диалогов «Федр» и «Пир»; 3) учение об идее блага, относящееся ко времени диалогов «Федон» и «Филеб», и критика современных государственных институтов. По мысли Виндельбанда, впоследствии стареющий Платон пытался объединить эти три части, подвергнув более ранние из них существенной переработке, но достичь органического единства «Государство» ему так и не удалось [8, с. 91].

     Первая книга «Диалог   о справедливости». Первую книгу «Государство» вполне можно назвать диалогом о справедливости. Она отстроена в духе раннего периода творчества Платона, когда он находился под определенным влиянием софистов. Здесь Сократ подробно пересказывает содержание своей беседы в Пирее, близ Афин, в день празднества Артемиды-Бендиды, почитаемой афинянами. Беседа заняла лишь несколько часов между дневным торжественным шествием в честь богини и бегом с факелами. Среди участвующих лиц были Сократ, родные братья Платона, сыновья Аристона Адимант и Главкон, известный оратор Кефал, его сын Полемарх, софист Фрасимах и еще ряд присутствовавших, но не принимавших участия в диалоге греков. Спор ведется главным образом между Сократом и Фрасимахом, который постоянно оппонирует Сократу, тем самым невольно помогая последнему достичь истины. После традиционной для Сократа постановки вопроса о справедливости, сопоставления ее с несправедливостью он органично переходит к понятию «государство», в котором и должен быть осуществлен этот идеал справедливости [20, с. 38].

     Вторая книга «Выстраивание идеального государства». Так, начиная со второй книги, перед читателем постепенно выстраивается так называемое идеальное государство Платона. Автор «Государство» начинает с вопроса о разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам, о роли сословия стражей-воинов в идеальном государстве, о воспитании представителей этого сословия - мусическом (словесном) и гимнастическом, о роли мифов и поэзии в этом процессе.

     Третья книга «Искусство». Таким образом, вторая книга плавно перетекает в третью, в которой Платон высказывает свои взгляды об искусстве и художественном воспитании. Определенное место в этом фрагменте «Государство» принадлежит выяснению вопроса об отборе правителей и стражей, которые должны быть подвергнуты серьезным испытаниям, причем во всех возрастах - детском, юношеском и зрелом, чтобы показать себя людьми цельными, умеренными, гармоничными, способными принести как можно больше пользы и себе, и - главное - государству. Заканчивается третья книга описанием быта стражей, где Платон высказывает мысль, столь часто впоследствии становившуюся предметом различного рода споров, интерпретаций и просто грубых инсинуаций, о том, что никто из стражей не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Именно отрицание частной (личной) собственности для класса стражей-воинов, соответствующая организация их общежития, питания, снабжения, критика Платоном страсти к накоплению денег, золота и ценностей, резко негативное его отношение к торговым спекуляциям, а также платоновская мысль о нерушимости единства государства и полном единомыслии всех его граждан послужили основанием для многочисленных обвинений мыслителя в приверженности идеям «социализма», «коммунизма», а затем и «тоталитаризма». В последнем случае Платону припоминали жесткую иерархичность государства, остроту дихотомии личного и общественного и его безусловное решение в пользу счастья государства в целом, а вовсе не отдельной личности; жесткую регламентацию всех сторон жизни, как то: предписание всем и каждому, как следует поступать, какую одежду носить и какую пищу есть, исключив, например, из рациона острые соусы и кондитерские изделия; жесткую цензуру в области воспитания - в литературе разрешалось рассказывать детям только санкционированные сказки, забыв Гомера и Гесиода, плохо изображавших богов; в музыке же запрет налагался на «расслабляющие дух» ионийские гармонии [20, с. 41]. 

     Четвертая книга «Модель  идеального государства». Четвертая книга «Государство» посвящена подробному изложению модели идеального государства, когда Сократ в полемике с Адимантом, упрекавшим его в том, что не очень-то счастливыми выглядят граждане его государства, выстраивает собственную защиту и высказывает свою точку зрения. По мысли фигуранта диалога Сократа, что именно таким образом граждане идеального государства и могут быть счастливы, так как речь, строго говоря, идет о счастье всего государства в целом, а не того или иного слоя его граждан: ведь именно в таком государстве мы рассчитывали найти справедливость. И далее: «Не заставляй нас соединять с должностью стражей такое счастье, что оно сделает их кем угодно, только не стражами. Мы сумели бы и земледельцев нарядить в пышные одежды... а гончары пускай с удобством разлягутся у очага, пьют себе вволю и пируют... И всех остальных мы подобным же образом можем сделать счастливыми, чтобы так процветало все государство» [20, с. 43]. Однако подобным образом, по Платону, разрушается до основания все государство. Главное, по его мысли, не благополучие отдельных слоев населения, а забота о государстве в целом и его процветании. Платон далее подробно описывает размеры идеального государства, его законы и добродетели, характеризует три начала человеческой души, связывая их с делением общества на три сословия и называя это справедливостью в государстве. Даже пять известных тогда типов государственного устройства Платон выводит из соответствующего числа типов душевного склада личности.

Информация о работе Философия государства и государственного правления Платона