Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Целью данной работы является исследовать сущность теории «идеального» государства и государственного правления по Платону.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. Исследуется общая характеристика теории «идеального» государства Платона;
2.Изучается сущность государственно-политического устройства в теории «идеального» государства Платона;
3. Рассматривается основные идеи произведений Платона «Государство» и «Законы».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
ФИЛОСОФИЯ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЛАТОНА 4
1.1 Жизнь и сочинения Платона 4
1.2 Платон и его место в истории культуры 9
1.3 Государство Платона 13
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2 21
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПЛАТОНА «ГОСУДАРСТВО» И «ЗАКОНЫ» 21
2.1 Краткий обзор по книгам «Государство» Платона 21
2.2 Вопросы государства и права в диалоге Платона «Законы» 27
2.3 Учение о законах 28
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Наказание вообще не налагается с тем, чтобы причинить зло наказываемому; напротив, оно или исправляет его, или препятствует ему сделаться еще хуже. Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти. Наказание не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки подвергаются изгнанию.
В «Законах» Платона большинство преступлений карается смертной казнью. «А за оскорбление богов, родителей и государства Платон помимо смерти предлагает еще и вечные муки» [13, с. 54].
Существуют преступники «неизвинимые»: осквернитель храмов, изменник или заговорщик, желающий стать тираном и намеренно проливающий невинную кровь; все они должны подвергаться крайнему наказанию. «Платон различает неодинаковые роды человекоубийства; в некоторых случаях достаточною карою он признает пеню; в других изгнание; отцеубийце же он назначает более страшную казнь: тот должен быть умерщвлен по суду; тело его должно быть выставлено на соединение трех дорог, а затем брошено на окраину дороги; «преступник, уничтоживший жизнь, которая должна бы была быть ему дороже чем чья-либо, именно собственную», должен быть похоронен один в пустоши, без указания места его погребения могилою или памятником» [13, с. 54].
В диалоге «Законы», последнем своем произведении, Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая последний к реальной действительности греческих полисов. Этот строй, сохраняя некоторые черты, роднящие его в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т. п.), именно и свои отличительные особенности:
1. допускается частная
2. деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу;
3. производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов;
4. предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии, (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи [13, с. 55].
В «Государстве» Платон наделял правителей абсолютной властью и ставил их выше всяких законов, потому что предполагал в них философское образование, открывающее доступ к истине. «Законы» являются более подробным политическим проектом, и это объясняется крайним недоверием Платона к людям и его стремлением все предусмотреть и предначертать. Он хочет связать волю правителей и граждан законодательством, которое должно быть строго охраняемо от всяких нововведений. Вместо абсолютного правления философов, Платон предлагает неизменное законодательство, написанное философом для безусловного исполнения [13, с. 56].
Хотя
«Законы» и являются проектом,
наиболее приближенным к
действительности, Платон и здесь остается
чистым идеалистом. «Хотя он имел
в виду представить устройство,
приспособленное к человеческой природе,
однако и здесь свобода вполне приносится
в жертву общественной цели» [13, с. 56].
Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
В диалоге Платона «Государство» причина возникновения государства — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге. Свобода личности подавляется государством: государство стоит над гражданином и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.
Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов и земледельцев, ремесленников. Первые два сословия являются высшими, последние — низшим.
Жизнь и быт стражей построены на коммунистических началах: лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д. Женщины и мужчины уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым» в эпоху Платона и актуально до сих пор.
Членам третьего сословия разрешается иметь частную собственность и семью, но лишь с целью обеспечения первых двух сословий всем им необходимым.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. Чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Но также вредна и другая крайность — чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь.
Устройство совершенного государства в «Государстве» Платона возможно в виде монархии или аристократии. К отрицательному типу общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.
В диалоге «Законы» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, имеющий некоторые схожие черты с описанным в «Государстве» (равноправие женщин и мужчин, общественное воспитание детей и т.п.), вместе с тем, имеются и свои отличительные особенности.
Так, количество граждан государства в «Законах» устанавливается в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу. Допускается частная собственность (кроме земельной) и индивидуальная семья.
Производственные потребности земледелия предполагается полностью обеспечить за счет рабов.
Предусматривается «смешанная» форма правления, сочетающая в себе элементы демократии (выборы большинством голосов) и монархии (замещение должностей по заслугам и достоинству).
Организация государственной власти является сложной: самый высший орган — стражи законов в количестве 37 человек; кроме него еще существует Совет из 360 членов, избираемых по классам граждан: Ночное собрание, состоящее из 10 старейших законодателей и других лиц; народное собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.
Большое внимание Платон уделяет вопросам о законах. Закон должен быть выше правителей. Основную ставку Платон делает на детальные и суровые законы, которые регламентируют публичную и частную жизнь людей.
В «Законах» Платон формулирует причины неотвратимости наказания за совершенное преступление. Он говорит о том, что никто никогда не должен оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок.
Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. Применительно к такому масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого.
Платон — великое явление, как деятель — философ, ученый, писатель он принадлежит всему человечеству. Платон — один из учителей человечества.
Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.
Так как основу его учения составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.
Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики.
Из его сочинений черпали идеи не только корифеи объективного идеализма - Плотин, Августин, Эриугена, но и мыслители, учёные Возрождения - Николай Кузанский, Кампанелла, Галилей, Декарт.
Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона - предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале XIX в. в Германии явилась диалектика Гегеля.
Он был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.
Платон - один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.
Он был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.
Платон
- один из тех правдоискателей и
героев мысли, которые становятся вечными
спутниками человечества и современниками
всё новых и новых эпох и
поколений людей в их непрекращающихся
поисках истины и справедливости, в неустанном
стремлении к более разумной и совершенной
жизни.
1. Асмус, В.Ф. История античной философии / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1965. – 320 с.
2. Асмус, В.Ф. Платон / В.Ф.Асмус. – М.: Мысль, 1975. – 220 с.
3. Блинников, Л.В. Великие философы // Словарь-справочник / Л.В. Блинников. – М.: Логос, 1998. – 440 с.
4. Богута, Ш.И. История философии в кратком изложении / Ш.И. Богута. — М.: Мысль, 1991. — 351 с.
5. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. – М.: Большая российская энциклопедия, 1998. – 918 с.
6. Васильева, Т.В. Написанная философия Платона // Вопросы философии. — 1977. — № 11. — с. 152-160.
7. Васильева, Т.В. Путь к Платону // Любовь к мудрости или мудрость любви / Т.В. Васильева. — М.: Логос, 1999. — 195 с.
8. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. — Киев, 1995. — 320 с.
9. Виндельбанд, В. Платон / В. Виндельбанд. — СПб.: Образование, 1994. — 200 с.
10. Залесский, Н.Н. Очерки истории античной философии / Н.Н. Залесский. — Ленинград, 1975. — Ч. I. – 310 с.
11. Кессиди, Ф.Х. Платон и его эпоха / Ф.Х. Кессиди. — М.: Наука, 1979. — 350 с.
12. Кечекьян, С.Ф. Государство и право Древней Греции / С.Ф. Кечекьянс. — М., 1963. — 310 с.
13. Кечекьян, С.Ф. История политических и правовых учений / С.Ф. Кечекьян, Г.И. Федькина. — М.: Юрид. лит-ра, 1960. — 420 с.
14. Клифтон, К. Платон в изложении Клифтона Коллинза / К. Клифтон. — СПб., 1876. — 252 с.
15. Койре, А. Очерки истории философской мысли / Я.А. Ляткера. — М.: Прогресс, 1985. — 300 с.
16. Лаэртский, Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Д.О. Лаэртский. — М.: Мысль, 1979. — 450 с.
17. Лосев, А.Ф. Античная философия истории / А.Ф. Лосев. — М.: Наука, 1977. — 270 с.
18. Надточаев, А.С. Философия и наука в эпоху античности / А.С Надточаев. — М., 1990. — 310 с.
19. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений / В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1985. — 320 с.
20. Нерсесянц,
В.С. Платон / В.С. Нерсесянц. — М.: Юрид.
лит-ра, 1989. — 210 с.
21. Нерсесянц, В.С. Политические учения Древней Греции / В.С. Нерсесянц. — М.: Наука, 1979. — 350 с.
Информация о работе Философия государства и государственного правления Платона