Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:01, реферат

Описание

С развитием науки и формированием научной картины мира - детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного познания, ставил своей целью отказ от философии в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в системе научного знания ставит перед нами задачу рассмотреть особенности философского мышления, философского видения мира в сравнении с научным.

Содержание

Введение 3
1.Наука 4
1.1. Основные концепции науки 4
1.2. Функции науки 7
2.Философия 10
2.2. Философия – это не наука 12
3.Философия и наука 14
3.1. Научная картина мира 18
Вывод 24
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 52.74 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

 

МарГТУ

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Философия»

на тему:

«Философия и наука»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Выполнил:

                                                                    

                                                                                                                 Проверила:

 

 

 

 

 

г.Йошкар-Ола 2012

 

 

Оглавление

Введение 3

1.Наука 4

1.1. Основные концепции науки 4

1.2. Функции науки 7

2.Философия 10

2.2. Философия – это не наука 12

3.Философия и наука 14

3.1. Научная картина мира 18

Вывод 24

Список использованной литературы 24

 

 

 

 

 

 


Введение

С развитием науки и  формированием научной картины  мира - детерминистской, упорядочивающей  все явления и процессы, право  философии быть самостоятельной  наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат  сугубо научного познания, ставил своей  целью отказ от философии в  качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения  и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в  системе научного знания ставит перед  нами задачу рассмотреть особенности  философского мышления, философского видения мира в сравнении с  научным.

Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ее размышления  всегда начинаются с сомнения. Неслучайно, Аристотель считал, что «философия начинается с удивления», т.е. с момента  осознания себя и непознанности окружающего мира. Поэтому особо важно подчеркнуть рационально - критический характер философии, а поскольку она рассматривает вечные вопросы - актуальные во все эпохи, то необходимо отметить ее проблемизирующий характер. Профессиональная философия занята выявлением проблемных зон, - т.е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.

 

1.Наука

 

Чем же является наука для  современного человека? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ, поскольку  современная наука является чрезвычайно  сложным и многогранным общественным феноменом. И, как говорилось выше, первое с чего мы начнем, - это с выяснения  сущности данного социального феномена, определения самого понятия термина  «наука».

1.1. Основные концепции науки

 

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь  особой формой познания мира и его  преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир  могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже  готово принять это воззрение  как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

С этого времени наука  начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно  связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и с свою очередь – воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

В литературе нет однозначного и общепринятого определения  науки. Насчитывается более 150 определений  этого общественного явления. Однако анализ их показывает что абсолютное большинство из них не являются оригинальными и в значительной мере повторяют друг друга.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом  познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения  реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности: совокупность знаний, приведенных в  целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Собрание, сумма разрозненных, хаотических  сведений не есть научное знание. Как  и другие формы познания наука- социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание». Особенностями научной деятельности являются универсальность, уникальность, персонифицированность, дисциплинированность, демократизм, коммуникабельность .

 Науковеды характеризуют  науку и как систему знаний (форму общественного сознания), и как род человеческой деятельности, и как социальный  институт,   и   как суммарный опыт человечества,    и как непосредственную производительную  силу общества и пр.  Понятно,  что довольно трудно охватить  целиком и полностью хотя бы  названные стороны науки в  единой дефиниции.

Надо заметить, что все  же существуют три основные концепции (модели) науки: наука как знание, наука как деятельность, наука  как социальный институт.

В логико-гносеологическом плане в соответствии с многовековой традицией наука рассматривается  как система знаний, особая форма  общественного сознания.   Так  понимали науку еще Аристотель и  Кант Подобное понимание науки долгое время было чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка  науки обусловливается   как  общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой  науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились  в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего  индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла  быть обнаружена с достаточной полнотой.

Всё возрастающая роль науки  в развитии общества, изменение её социального статуса рост числа  лиц, занятых трудом в научном  производстве, усиливающиеся потребности  научно-исследовательской деятельности в финансовых средствах, современной  материально-технической базе, наличие  организационно-управленческих проблем  в сфере научного труда, превращение "малой" науки" в " большую" свидетельствует   об узости, односторонности     и   ограниченности   логико-гносеологической концепции.

Логико-гносеологический аспект имеет известное значение для  понимания науки, для разработки концепции научного знания, но он все  же односторонен, его познавательные, методологические и эвристические  возможности существенно ограничены.  Данный подход дает в основном гносеологические характеристики науки, в значительной мере вырывает её из социокультурного контекста, в результате чего от исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.

Все это привело к необходимости  разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

В 50-60-е годы стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе,  а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

В современной философской,   социологической и науковедческой литературе становится господствующим понимание науки как отрасли  духовного производства, особого  вида человеческой деятельности и социального  института общества.

В частности, в" Философском  энциклопедическом словаре" читаем: "Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка  и теоретическая систематизация знаний о действительности".

Наука как социальный институт - это социальный способ организации  совместной деятельности ученых, которые  являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки  достигается посредством известных  форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов  и т.п.

Цель и назначение науки  как социального института -    производство и распространение  научного знания,   разработка средств  и методов исследования, воспроизводство  ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Нередко исследователи, характеризуя науку как социальный институт, понимают под последним относительно самостоятельную  социальную систему (подсистему)   Так, Н.Яхнел прямо пишет об этом: "Социология науки исследует науку именно как своеобразный социальный институт (социальную систему) со своими специфическими внутренними взаимодействиями, институтами, находящимися в неразрывной связи и взаимодействием с остальными   видами человеческой деятельности, с системой общества в целом".

Альтернатива - чем является наука   системой   знаний, видом  человеческой деятельности или социальным институтом - является надуманной. Своевременная  наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь  деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание - системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности.         Автор придерживается  системно - деятельностной концепции науки. Эвристичность и теоретико-методологическая ценность её заключается в том, что она позволяет представить науку в системно-целостном и интегральном виде в качестве особой профессиональной деятельности, области духовного производства, определенного социального института,   специфической социальной подсистемы общества, лучше понять сущность, структуру, социальные функции науки и др.

1.2. Функции науки

 

Функциональный анализ   науки - составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки - познавательную и практическую. В "Основах науковедения" приводится более полный перечень функций науки. Здесь выделяются познавательная, мировоззренческая, культурно-идеологическая, функция производительной силы и теоретической основы управления социальными процессами".

В литературе, касающейся данной области исследований,  основные функции науки обычно представлены в такой последовательности:    познавательная, объяснительная, практически-действенная  прогностическая, мировоззренческая  и функция социальной памяти.

В качестве главных критериев  выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также  сферы приложения и потребления  научного знания.

Думается, что главные  функции науки следующие:

1) познавательная функция  задана самой сутью науки, главное  назначение которой - как раз  познание природы, общества и  человека, рационально-теоретическое  постижение мира,  открытие его  законов и закономерностей, объяснение  самых различных явлений и  процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство  нового научного знания;

2) мировоззренческая функция  безусловно тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира,. исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру,  обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная,    технико-технологическая функция     призвана рационализировать, "онаучивать" сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие технический и технологический прогресс, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий,   форм организации и т п.;  исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.  Ученые, менеджеры, социологи, психологи, политологи и экономисты  осуществляют информационное    обеспечение      управленческо-регулятивного процесса,. консультирование работников государственного аппарата,  своими  практическими рекомендациями способны повышать эффективность управленческих решений, совершенствовать организационные структуры,   служебные и деловые отношения; научные работники через свою педагогическую деятельность могут значительна поднять уровень управленческой культуры руководящих кадров;

5) культурно-воспитательная, образовательная функция заключается  главным  образом в том, что  наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного  развития людей и образования.  Ей достижения идеи и рекомендации  заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы  и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная  функция науки осуществляется  через культурную деятельность  и политику, систему образования  и средств массовой информации, просветительскую деятельность  ученых и др. Не забудем и  того, что наука является культурным  феноменом, самым имеет соответствующую  направленность, занимает исключительно  важное место в сфере духовного  производства;

Информация о работе Философия и наука