Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:01, реферат

Описание

С развитием науки и формированием научной картины мира - детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного познания, ставил своей целью отказ от философии в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в системе научного знания ставит перед нами задачу рассмотреть особенности философского мышления, философского видения мира в сравнении с научным.

Содержание

Введение 3
1.Наука 4
1.1. Основные концепции науки 4
1.2. Функции науки 7
2.Философия 10
2.2. Философия – это не наука 12
3.Философия и наука 14
3.1. Научная картина мира 18
Вывод 24
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 52.74 Кб (Скачать документ)

В современной научной  картине мира рациональность рассматривается  как высший и наиболее аутентичный  требованиям законосообразности тип  сознания и мышления, образец для  всех сфер культуры. Она отождествляется  с целесообразностью. Говоря об открытии рациональности, имеют в виду способность  мышления работать с идеальными объектами, способность слова отражать мир  разумно - понятийно. В этом смысле открытие рациональности приписывают античности. Рациональный способ вписывания человека в мир опосредован работой в идеальном плане, поэтому рациональность ответственна за те специальные процедуры трансформации реальных объектов в идеальные, существующие только в мысли.

Но если деятельность по конструированию идеальных объектов может уходить в бескрайние полеты фантазии, то научная рациональность, т.е. мысленное конструирование идеальных  объектов, которое признает наука, ограничивает данную свободу мысли. Ей нужны знания, пригодные для практического  использования, а, следовательно, она  признает лишь те идеальные объекты  и процедуры, которые непосредственно  или опосредованно, актуально либо потенциально сопряжены с практической значимостью для жизнедеятельности  людей.

С одной стороны, научную  рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием систем познания и с методологией. В этом отождествлении рациональность как бы «покрывается»  логико-методологическими стандартами. С другой стороны, рациональность оказывается  синонимичной разумности, истинности. И здесь на первый план выдвигаются  проблемы выяснения критериев, оснований  и обоснований истинного знания, совершенствования языка познания.

Единого универсального понимания  рациональности отыскать невозможно, понятие "рациональность" многозначно. Его смысл может быть сведен к  сферам природной упорядоченности, отраженной в разуме; способам концептуально-дискурсивного  понимания мира; совокупности норм и методов научного исследования и деятельности.

Это и приводит к возможности  отождествления рациональности и методологии  науки. По мнению Н. Моисеева, реальность порождала рациональные схемы. Они  в свою очередь рождали методы, формировали методологию. Последняя становилась инструментом, позволявшим рисовать картину мира - Вселенной рациональным образом.

Сквозь призму классической рациональности мир представал как  законосообразный, структурно-организованный, упорядоченный, саморазвивающийся. Вместе с тем классический рационализм  так и не нашел адекватного  объяснения акту творчества. В истоках  эвристичности, столь необходимой для открытия нового, рационального меньше, чем внерационального, нерационального и иррационального. Глубинные слои человеческого Я не чувствуют себя подчиненными разуму, в их клокочущей стихии бессознательного слиты и чувства, и инстинкты, и эмоции. Неклассическая научная рациональность «берется» учитывать соотношение природы объекта со средствами и методами ее исследования. Уже не исключение всех помех, сопутствующих факторов и средств познания, а уточнение их роли и влияния становится важным условием в деле достижения истины.

Вывод

 

Описав преображение картины  мира, мы очередной раз подтвердили  очевидный факт эволюции науки, постоянного  совершенствования аппарата анализа, способов объяснения и обоснования  процесса бесконечного поиска истины. Вместе с тем, несмотря на существенные достижения современных наук в построении научной картины мира, не умолкают голоса скептиков, указывающих, что на рубеже третьего тысячелетия науке так и не удалось достаточным образом объяснить гравитацию, возникновение жизни, появление сознания, создать единую теорию поля и найти удовлетворительное обоснование той массе парапсихологических или биоэнергоинформационных взаимодействий, которые сейчас уже не объявляются фикцией и чепухой. Выяснилось, что объяснить появление жизни и разума случайным сочетанием событий, взаимодействий и элементов невозможно, такую гипотезу запрещает и теория вероятностей. Не хватает степеней в переборе вариантов периода существования Земли.

Это делает как никогда  актуальной философскую интерпретацию  бытия, личностное осмысление, как феноменов  вещного мира, так и духовных исканий  человечества. Наука не ответила на многие вопросы, но и философия находится  в постоянном поиске ответов, и только их логичное и последовательное взаимодействие будет способствовать росту духовного  потенциала человечества.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1.Орешников И.М. – Философия науки и техники, Уфа: Изд-во УГНТУ,1999,-127с.

2.Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 – 576с. 

3.Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов.Энциклоп., 1983. – 840с.

4.А.Г. Спиркин – Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.- 816с.

5.Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. «Философия»: Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2007.

6. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. «Философия для аспирантов»: Учебное пособие.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7.Миронов В.В. «Философия»: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.

8. Спиркин А.Г. «Философия»:. - М., 2001.

 


Информация о работе Философия и наука