Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:01, реферат
С развитием науки и формированием научной картины мира - детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного познания, ставил своей целью отказ от философии в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в системе научного знания ставит перед нами задачу рассмотреть особенности философского мышления, философского видения мира в сравнении с научным.
Введение 3
1.Наука 4
1.1. Основные концепции науки 4
1.2. Функции науки 7
2.Философия 10
2.2. Философия – это не наука 12
3.Философия и наука 14
3.1. Научная картина мира 18
Вывод 24
Список использованной литературы 24
6) идейно-преемственная,
традиционная функция
7) практически-действенная
функция в известной мере как
бы интегрирует все другие
функции науки, характеризует
её как универсальную
8) методологическая функция
призвана исследовать проблемы
методологии науки,
9) производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - эта функция
науки, как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.
Очевидно, что практически все функции науки так или иначе связаны между собой.
Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.
О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Одни определяют философию как науку, другие как особый тип мировоззрения, третьи – как их симбиоз и т.д.
2.1. Философия – это наука
Историко-философский экскурс свидетельствует о том, что начиная с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в "метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть его".
Сходные представления о философии сохраняются и в Новое время и позже. В частности, Гегель полагал, что в отличие от других наук "философия хочет познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".
Известно, что в нашей
литературе целые десятилетия
В приведенном выше понимании философии, на взгляд автора, верно указано на то, что она имеет дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое понимание философии является односторонним и недостаточным. Здесь, например, просто постулируется научный статус и характер философского знания, философия практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях и развитии), явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к миру, аксиологическая и смысложизненная проблематика. Кроме того, если философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить различные философские течения направления и школы.
В 6О-70-e годы у нас стали появляться работы, авторы которых в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".
Философия – это наука.
Конкретная наука, как определенный
вид эмпирического и
Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.
На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию и как особую форму общественного сознания, и как науку.
Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун) критерии.
Очевидно, что многие из этих признаков научности либо мало применимы, либо совсем не применимы для характеристики философского знания. Оно, допустим непроверяемо экспериментально, плюралистично и диалогично по своей природе, а потому не может быть общеобязательным и общепринятым, что имеет место в физическом, химическом, математическом знании и пр. Другими словами, получается, что философия не является наукой.
Весьма примечательно, что вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.
В мировой и отечественной литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К Поппер.
"Философия. - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования".
Философия как и религия, отвечает на самые общие мировоззренческие и смысложизненные вопросы. Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы. Философские системы даже религиозные иррационалистические опираются на интеллект и логику, являются результатом размышлений и аналитической деятельности, философские идеи и положения так или иначе доказываются, обосновываются рациональным способом. Словом, в этом плане философия похожа на науку. Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек, мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как "обитель" человека. "Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека". Следовательно, философия познает мир через "призму" человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.
Познавая и понимая мир, она пытается дать ответы на вопросы: "Почему?" и "Для чего?", то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего и происходящего. При этом философия использует не только рациональные, научные средства и методы, но и ненаучные, художественные образы мифологию метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник, в значительной мере не только "отражает" мир, но и "творит" "конструирует" его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё видение действительности, ориентирует общественное сознание на грядущие изменения.
Философия – это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.
Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.
Философия не противостоит
ни науке, ни искусству, ни практике. С
каждой из трех сфер деятельности человека
философия находится в
В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией; с практически-ориентированной философией.
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». В общем виде знание - это то, что организует и направляет человеческую деятельность. В обычной жизни мы разделяем знание практическое как опытность, умение что-либо сделать и знание «теоретическое», т.е. знание «на словах», от дела весьма далекое. Сейчас под наукой мы обычно подразумеваем знание теоретическое, т.е. совокупность сведений, содержащихся в учебниках. Это означает, что знание отделились от дела. Производство знания отделилось от производства вещей и стало самостоятельным видом человеческой деятельности. Наука и есть особый вид человеческой деятельности, направленный на производство знания и результат этой деятельности - систематизированное, объективно-истинное знание. Формирование науки как особого вида деятельности происходило в античности.
В эпоху Платона и Аристотеля
понятия «ремесло», «искусство»
и «наука» слабо различались.
Основное «знание», которым владел
человек той эпохи - знание практическое.
Это не знание в собственном смысле,
а умение, навык: как пахать, как
сеять, как строить, как изготовить
тот или иной предмет. Знание не отделено
от самой деятельности» существует
как умелость мастера и осваивается
часто практически через