Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:01, реферат

Описание

С развитием науки и формированием научной картины мира - детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного познания, ставил своей целью отказ от философии в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в системе научного знания ставит перед нами задачу рассмотреть особенности философского мышления, философского видения мира в сравнении с научным.

Содержание

Введение 3
1.Наука 4
1.1. Основные концепции науки 4
1.2. Функции науки 7
2.Философия 10
2.2. Философия – это не наука 12
3.Философия и наука 14
3.1. Научная картина мира 18
Вывод 24
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 52.74 Кб (Скачать документ)

6) идейно-преемственная,  традиционная функция обеспечивает  наследование, сохранение всех достижений  научного "коллективного интеллекта", научной памяти, связь времен, преемственность  различных поколений ученых, передачу  традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и  идеалов в сфере научного производства, сообщества и этоса;

7) практически-действенная  функция в известной мере как  бы интегрирует все другие  функции науки, характеризует  её как универсальную преобразующую  социальную силу, которая способна  изменить все общество, все его  сферы, стороны и отношения.  Данная функция осуществляется  главным    образом    через  практическую, производственную деятельность  людей, в которой происходит  процесс материализации, "овеществления"  научного знания, идей ученых;

8) методологическая функция  призвана исследовать проблемы  методологии науки, разрабатывать  способы, средства и методы  научного познания  «вооружать»  ученых солидным и эффективным  исследовательским инструментарием;  следует подчеркнуть, что прогресс  науки оценивается не только  богатством новых идей, но мощью  исследовательского арсенала;

9) производство, воспроизводство  и подготовка научных кадров - эта функция

науки,  как и предыдущая, является внутри научной, обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными, нормальное функционирование науки как социального института, собственное воспроизводство; особое внимание должно быть уделено подготовке молодых научных кадров.

Очевидно, что практически  все функции науки так или иначе связаны между собой.

2.Философия

 

Философия (в пер. с греч.яз) – «любовь к мудрости». Несмотря на свой немалый возраст ( а возникла философия около 2500 лет назад) до сих пор нет однозначной интерпретации данного понятия.

О соотношении философии  и частных наук было и, видимо, будет  много споров. Одни определяют философию  как науку, другие как особый тип  мировоззрения, третьи – как их симбиоз  и т.д.

2.1. Философия – это  наука

 

Историко-философский экскурс  свидетельствует о том, что начиная  с древнего мира и до наших дней, сложилась довольно устойчивая традиция согласно которой философия - это "наука о всеобщем", "наука всеобщая", "всеобщая теория бытия", "основ всего существующего". Так, Аристотель в "метафизике" писал: "Наука философов исследует сущее как таковое вообще, а не какую-то часть его".

Сходные представления о  философии сохраняются и в  Новое время и позже. В частности, Гегель полагал, что в отличие  от других наук "философия хочет  познать неизменное вечное, "сущее" само по себе", её цель - истина".

Известно, что в нашей  литературе целые десятилетия господствовала точка зрения, считавшаяся "официальной" и "единственно верной", согласно которой, философия объявлялась  наукой о наиболее общих (всеобщих) законах развития природы, общества, познания и мышления. Правда, так характеризовался в основном диалектический материализм. Нетрудно убедиться в том, что такая точка зрения близка традиционной, мало чем отличается от нее. Однако здесь с помощью категории "закон" усиливается "научный" статус философии. Порой подобная точка зрения, но в ослабленной и модифицированной форме, встречается и в современной литературе. Например, в одном новом учебнике читаем: "Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека к миру". В другом: "Философия является учением о мире в целом об общих принципах и закономерностях его бытия и познания".

В приведенном   выше понимании  философии, на взгляд автора, верно  указано на то, что она имеет  дело со всеобщим, инвариантным, фундаментальным в бытии. Но все же такое   понимание   философии   является   односторонним   и   недостаточным. Здесь, например,   просто  постулируется научный статус и характер  философского  знания, философия практически сводится к диалектике (учению о всеобщих связях  и развитии), явно выпадает из предмета её познания и понимания человек и его отношение к миру, аксиологическая  и смысложизненная  проблематика.   Кроме того,   если     философия является наукой о всеобщих законах бытия и познания, то от нее следует «отлучить» всех тех мыслителей, которые разделяют религиозные, идеалистические и метафизические (недиалектические), мистические и иррационалистические взгляды, а важная проблема «философия и наука» просто становится абсурдной. Словом. Традиционная, сценическая трактовка философии является неправомерной, ею невозможно охватить различные философские течения направления и школы.

В 6О-70-e годы у нас стали  появляться работы, авторы которых  в качестве предмета философии называют отношение человека к миру, мышления к бытию, всеобщее в системе "мир - человек". Так. П.В.Алексеев и А.В.Панин  в своем учебном пособии писали "Предметом философии является всеобщее в системе "мир - человек". Философия -это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру".

Философия – это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается. 

Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так  же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

2.2. Философия – это не наука

 

На страницах журнала "Философские науки" в 1989-1990 годы шла оживленная дискуссия относительно соотношения философии и науки. Одни авторы полагали, что философия  является наукой, другие - доказывали, что таковой она не является, ибо  не отвечает многим критериям научности, требованиям, предъявляемым к научному знанию, третьи характеризовали философию  и как особую форму общественного  сознания, и как науку.

Заметим, что не так просто провести демаркационную линию между  философией и наукой. И все же к критериям научного знания обычно относят такие, как истинность, аргументированность, доказательность, верифицируемость, практическая, опытная экспериментальная и фактологическая проверяемость, системность, интерсубъективность, общезначимость и общепринятость, фиксация сущности, законов исследуемых предметов явлений и процессов. Порой к ним добавляют ещё фальсификационный (К. Поппер) и парадигмальный (Г Кун) критерии.

Очевидно,   что многие из  этих  признаков научности  либо  мало применимы,  либо совсем  не  применимы для характеристики  философского  знания.     Оно, допустим непроверяемо экспериментально,  плюралистично и диалогично по своей природе, а потому  не может быть  общеобязательным  и  общепринятым, что  имеет  место  в физическом, химическом, математическом знании и пр.    Другими словами, получается, что философия не является наукой.

Весьма примечательно, что  вопрос о научности и ненаучности философии начал обсуждаться и в учебной литературе. В частности, в одном учебном пособии отмечается, что ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы: философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами наблюдениями, экспериментами, эмпирически неподтверждены; в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для неё характерен плюрализм взглядов и каждый самостоятельный мыслитель создаёт свою собственную систему; ненаучность методов, проблем и языка философии В пользу научности философии называются такие её черты, как рационально-понятийная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказательности и непроверяемости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук, другие развиваются и обогащаются.

В мировой и отечественной  литературе широко представлена позиция, которая категорически не считает  философию наукой, а относит её к феномену культуры, определяет её как особую форму общественного  сознания, как своеобразный тип мировоззрения, духовно-практическую форму освоения мира. Эту позицию, к примеру, разделяли В Виндельбанд, НА Бердяев. Б Рассел. М Хайдеггер, К Поппер.

"Философия. - писал Н.А.Бердяев - возможна лишь в том смысле, если есть особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная" философия есть отрицание философии, отрицание её первородства. Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования". 

Философия    как   и   религия,      отвечает   на   самые   общие   мировоззренческие   и смысложизненные вопросы.   Однако делает она это в отличие от неё рациональным способом, опираясь на разум, а не на веру, авторитет и догмы.  Философские системы даже религиозные иррационалистические   опираются на интеллект и логику, являются результатом   размышлений и аналитической деятельности,     философские   идеи     и положения так или иначе доказываются,    обосновываются рациональным способом. Словом,   в этом плане философия похожа на науку.   Однако важно подчеркнуть, что в центре философии стоит человек,  мир как таковой её интересует гораздо меньше. Философия рассматривает мир как "обитель" человека. "Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека,   в человеке видит разгадку смысла,   наука же познает бытие как бы вне человека,    отрешенно от человека". Следовательно, философия познает мир    через    "призму"    человеческих потребностей, интересов предпочтений целей, ценностей и идеалов.

Познавая и понимая  мир, она пытается дать ответы на вопросы: "Почему?" и "Для чего?",  то есть вскрыть смыслы и значения всего существующего  и  происходящего.      При  этом   философия  использует     не     только рациональные,   научные средства и методы, но и  ненаучные, художественные образы мифологию  метафорический язык и пр. В этом плане философия сходна с искусством. Философ, как и художник,  в значительной мере не только "отражает" мир, но и "творит" "конструирует" его. Придает ему какие-либо новые свойства, смыслы предлагает людям своё  видение действительности,   ориентирует общественное   сознание  на  грядущие изменения.

Философия – это прежде всего мировоззрение, выясняющее место человека в мире, его природу, смысл жизни, возможности и перспективы развития. С помощью философского познания достигается самосознание человеческого рода, осмысливается отношение людей к миру, характер и типы мировоззрения, мировосприятия и миропонимания.

3.Философия  и наука

 

Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия  или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.

Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С  каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей  координации. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпитеров оказывается красота, во втором - добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. В этом состоит ее особенность, как способа духовного освоения мира.

В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией; с эстетически-ориентированной философией; с практически-ориентированной философией.

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». В общем виде знание - это то, что организует и  направляет человеческую деятельность. В обычной жизни мы разделяем  знание практическое как опытность, умение что-либо сделать и знание «теоретическое», т.е. знание «на словах», от дела весьма далекое. Сейчас под  наукой мы обычно подразумеваем знание теоретическое, т.е. совокупность сведений, содержащихся в учебниках. Это означает, что знание отделились от дела. Производство знания отделилось от производства вещей  и стало самостоятельным видом  человеческой деятельности. Наука и  есть особый вид человеческой деятельности, направленный на производство знания и результат этой деятельности - систематизированное, объективно-истинное знание. Формирование науки как особого  вида деятельности происходило в  античности.

В эпоху Платона и Аристотеля понятия «ремесло», «искусство»  и «наука» слабо различались. Основное «знание», которым владел человек той эпохи - знание практическое. Это не знание в собственном смысле, а умение, навык: как пахать, как  сеять, как строить, как изготовить тот или иной предмет. Знание не отделено от самой деятельности» существует как умелость мастера и осваивается  часто практически через подражание.

Информация о работе Философия и наука