Философия и наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:01, реферат

Описание

С развитием науки и формированием научной картины мира - детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного познания, ставил своей целью отказ от философии в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Существование альтернативных взглядов на место философии в системе научного знания ставит перед нами задачу рассмотреть особенности философского мышления, философского видения мира в сравнении с научным.

Содержание

Введение 3
1.Наука 4
1.1. Основные концепции науки 4
1.2. Функции науки 7
2.Философия 10
2.2. Философия – это не наука 12
3.Философия и наука 14
3.1. Научная картина мира 18
Вывод 24
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 52.74 Кб (Скачать документ)

В соотношении философии  и специального научного знания различают  три основных исторических периода, а отчасти и типа, способа отношений. Первый период: в античности формируется  первоначальное «теоретическое» знание, именовавшееся «философией» и обращенное к самым разным предметам. Наряду со всевозможными конкретными наблюдениями, выводами практики, начатками различных  наук оно охватывало обобщенные размышления  о мире и человеке, которые оформлялись  в виде различных философских  систем, выполнявших мировоззренческую  функцию. Первичное знание заключало  в себе одновременно науку и философию. В процессе формирования собственно науки, наука отделялась от философии, постепенно уточнялась их специфика, четче  определялось родство и различие познавательных функций.

Второй период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение  от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области  знания, ее размежевание с конкретными  науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалось как  знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, содержащемуся в Святом Писании.

Родоначальник философии  нового времени Р. Декарт писал: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого  ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике».

В XVII-XVHI вв. и даже в начале XIX в. философией называли теоретические обобщения, содержащиеся в конкретных науках. Сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», книга К. Линнея по основам ботаники - «Философия ботаники», сочинение Ж.Б. Ламарка по биологии - «Философия зоологии», один из капитальных трудов П.С. Лапласа назывался «Опыт философии теории вероятностей».

В рамках первых двух периодов конкретно-научное знание, за исключением  сравнительно небольшой его части, носило опытный описательный характер. Кропотливо накапливался материал для  последующих обобщений, но при этом ощущался «дефицит» теоретической  мысли, умения видеть связи различных  явлений, их единство, развитие, общие  закономерности, тенденции. Такого рода задачи в значительной мере падали на долю философии, которая должна была умозрительно, нередко наугад строить общую картину природы и общества. Философия выполняла важную миссию формирования и развития общего миропонимания.

Третий период: происходит окончательное формирование и отделение  от философии конкретных научных  дисциплин. Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это  время, когда многие теоретические  задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской  форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти  задачи прежними способами оказываются  все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную  теоретическую картину мира философия  должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.

В этот период наука противопоставляет  себя не только религиозному званию, но и философии. Французский философ  и социолог О. Конт, родоначальник  позитивизма, выделяет три периода  в развитии разума: религиозный, философский  и научный. Философия рассматривается  как то, что предшествует науке, настоящему позитивному знанию о мире. Главный  недостаток философии, по мнению позитивистов, в том, что она не изучает реальность, а измышляет абстракции. Когда  возникает позитивная наука, философия  оказывается ненужной. В позитивизме  был сформулирован вывод о  том, что философия - это донаучное  знание, имеющие какое-то право на существование в те периоды, когда  еще не сложилось зрелое научное  познание. На стадиях же развитой науки  претензии философии на истину объявляются  несостоятельными.

Провозглашается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно  решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий. Позитивизм в дальнейшем широко распространяется среди ученых.

Среди профессиональных философов  различных стран такие взгляды  сегодня уже не очень популярны. Но они еще бытуют среди специалистов конкретных областей знания и практики, выдвигающих в заслугу своей  позиции примерно такие аргументы: у философии нет ни одной своей  предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных  средств и вообще надежных опытных  данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Однако ожесточенные критики  философии упускают из вида следующее. Философия имеет дело не с объектом, а с субъектом, человеком, обладающим свободой воли, способным к творчеству, целеполаганию, самосовершенствованию. Предметом философии является отношение «человек-мир». В этом отличие философии от других наук - физики, химии, биологии и т.д. Философия не просто наука среди других наук. Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования.

Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия  не наука. Она рождается и живет  как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком  самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого  существования.

3.1. Научная картина мира

 

Вопрос о картине мира весьма не прост. Все мы интуитивно понимаем, что означает выражение "научная  картина мира". Оно родилось скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира. Но когда речь заходит о картине мира в философском смысле, то возникают всякого рода вопросы. Главный вопрос такой: существует ли особая философская картина мира, отличная от научной? Ответ напрашивается как будто сам собой. Если философия - мировоззрение, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной.

В чем же специфика философской  картины мира? Научная картина  мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается  на весь опыт человека, который богаче каких-либо наблюдений, экспериментов  и связанных с ними гипотез, теорий.

Философская картина мира использует язык категорий - фундаментальных  понятий, в которых сконцентрирован  индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории - это краски и кисти философа, с помощью  которых он пишет картину мира. Специфика философской картины  мира и состоит в том, что она  является категориальной. Категориальную картину мира образуют четыре категориальные подсистемы:

Подсистема «материя», включающая стороны материи и виды материи;

Подсистема «движение», включающая стороны движения и виды движения: движение в пространстве и движение во времени;

Подсистема «противоречие», включающая стороны-моменты противоречия и виды противоречия: простые и  сложные.

Подсистема «становление», включающая стороны становления, виды становления и подсистему «субъект-деятельность-объект». Возможность - категория, включающая: случайность-вероятность-необходимость, свободу. Действительность - категория, включающая: явление - статистическую закономерность - закон, сущность; старое - новое.

Напротив, с научной картиной мира связывают широкую панораму знаний о природе, включающую в себя наиболее важные теории, гипотезы и  факты. Структура научной картины  мира предлагает центральное теоретическое  ядро, фундаментальные допущения  и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Центральное теоретическое ядро обладает относительной устойчивостью  и сохраняет свое существование  достаточно длительный срок. Оно представляет собой совокупность конкретно-научных  и онтологических констант, сохраняющихся  без изменения во всех научных  теориях. Когда речь идет о физической реальности, то к сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принципы сохранения энергии, постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы, характеризующие основные свойства универсума: пространство, время, вещество, поле, движение.

Фундаментальные допущения  носят специфический характер и  принимаются за условно неопровержимые. В их число входит набор теоретических постулатов, представлений о способах взаимодействия и организации в систему, о генезисе и закономерностях развития универсума. В случае столкновения сложившейся картины мира с контрпримерами или аномалиями для сохранности центрального теоретического ядра и фундаментальных допущений образуется ряд дополнительных частнонаучных моделей и гипотез. Именно они могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям.

Научная картина мира представляет собой не просто сумму или набор  отдельных знаний, а результат  их взаимосогласования и организации в новую целостность, т.е. в систему. С этим связана такая характеристика научной картины мира, как ее системность. Назначение научной картины мира как свода сведений состоит в обеспечении синтеза знаний. Отсюда вытекает ее интегративная функция.

Научная картина мира носит  парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения универсума. Накладывая определенные ограничения на характер допущений «разумных» новых гипотез научная картина мира, тем самым направляет движение мысли. Ее содержание обусловливает способ видения мира, поскольку влияет на формирование социокультурных, этических, методологических и логических норм научного исследования. Поэтому можно говорить о нормативной, а также о психологической функциях научной картины мира, создающей общетеоретический фон исследования и координирующей ориентиры научного поиска.

Эволюция современной  научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической картине мира. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, которая была основана на достижениях Галилея и Ньютона, господствовала на протяжении достаточно продолжительного периода - до конца прошлого столетия. Она претендовала на привилегию обладания истинным знанием. Ей соответствует графический образ прогрессивно направленного линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Все состояния мира, от бесконечно отдаленного былого до весьма далекого грядущего, могут быть просчитаны и предсказаны.

Классическая картина  мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали сами по себе в строго заданной системе  координат. В ней четко соблюдалась  ориентация на «онтос», т.е. то, что есть в его фрагментарности и изолированности. Основным условием становилось требование элиминации всего того, что относилось либо к субъекту познания, либо к возмущающим факторам и помехам.

Строго однозначная причинно-следственная зависимость возводилась в ранг объяснительного эталона. Она укрепляла  претензии научной рациональности на обнаружение некоего общего правила  или единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. Естественнонаучной базой данной модели была Ньютонова Вселенная с ее постоянными обитателями: всеведущим субъектом и всезнающим Демоном Лапласа, якобы знающим положение дел во Вселенной на всех ее уровнях, от мельчайших частиц до всеобщего целого. Лишенные значимости атомарные события не оказывали никакого воздействия на субстанционально незыблемый пространственно-временной континуум.

Неклассическая картина  мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность  законов классической механики. С  развитием термодинамики выяснилось, что жидкости и газы нельзя представить  как чисто механические системы. Складывалось убеждение, что в термодинамике  случайные процессы оказываются  не чем-то внешним и побочным, они  сугубо имманентны системе. Переход  к неклассическому мышлению был  осуществлен в период революции  в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. Графическая  модель неклассической картины мира опирается на образ синусоиды, омывающей  магистральную направляющую развития. В ней возникает более гибкая схема детерминации, нежели в линейном процессе, и учитывается новый  фактор - роль случая. Развитие системы  мыслится направленно, но ее состояние  в каждый момент времени не детерминировано.

Предположительно, изменения  осуществляются, подчиняясь закону вероятности  и больших чисел. Чем больше отклонение, тем менее оно вероятностно, ибо  каждый раз реальное явление приближается к генеральной линии - «закону  среднего». Отсутствие детерминированности  на уровне индивидов сочетается с  детерминированностью на уровне системы  в целом. Историческая магистраль все  с той же линейной направленностью  пронизывает пространственно-временной  континуум, однако, поведение индивида в выборе траектории его деятельностной активности может быть вариабельно. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность». Неклассическое сознание постоянно наталкивалось на ситуации погруженности в действительность. Оно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно льстило себя надеждами на участие в формировании «созвездия» возможностей.

Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, так называемого «укола», чтобы система перестроилась, и возник новый уровень организации.

В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. Следовательно, включенность последних становится новым императивом постнеклассики. В постнеклассической методологии очень популярны такие понятия, как бифуркация, флуктуация, хаосомность, диссипация, странные аттракторы, нелинейность. Они наделяются категориальным статусом и используются для объяснения поведения всех типов систем: доорганизмических, организмических, социальных, деятельностных, этнических, духовных и пр.

Информация о работе Философия и наука