Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:11, реферат
Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Философия и религия, основные понятия………………………………………
1.1.Философия. Понятие, происхождение, предмет, метод……………………………
1.2.Религия. Понятие, типы религий, ее компоненты………………………………….
1.3.Соотношение философии и религия
Глава 2. Взаимодействие философии и религии на разных этапах
исторического развития…………………………………………………………..
2.1. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья….
2.2. Религия и философия в эпоху Возрождения………………………………..
2.3. Усиление философии в Новое время………………………………………
2.4. Религия и философия в истории Российского государства…………………
Заключение…………………………………………………………………………………
Список используемой литературы
НОУ ВПО Санкт-Петербургская Юридическая Академия
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Философия и религия, основные понятия………………………………………
1.1.Философия. Понятие, происхождение, предмет, метод……………………………
1.2.Религия. Понятие, типы религий, ее компоненты………………………………….
1.3.Соотношение философии и религия
Глава 2. Взаимодействие философии и религии на разных этапах
исторического развития…………………
2.1. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья….
2.2. Религия и философия в эпоху Возрождения………………………………..
2.3. Усиление философии в Новое время………………………………………
2.4. Религия и философия в истории Российского государства…………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Введение
Глава 1. Философия и религия, основные понятия
Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.
Другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes - мастер, художник). Главная задача философа, считали они, - научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.
Древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля, задача философии - постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет "знание и понимание ради самого знания и понимания".
Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение общества (греческого, античного, средневекового и т.п.), безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страдании и способствовать достижению счастья и душевного здоровья.
Философию отличает разнообразие подходов (и пониманий) к своему собственному предмету, что свидетельствует о его плюралистическом (множественном) характере.
Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные предмету философии вообще: исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека;
анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания; Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.
изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества;
исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.
Таким образом, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.
Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод (от греч. methodos - путь, познание) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.
Становление философии из мифологии
Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология.
Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
Предпосылкой становления философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.
С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Философское творчество предполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляет подвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждение фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.
Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа... и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего сознания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.
Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в качестве иллюстрации.
Философия
вышла из мифологии, но ее становление
не было безоблачным. За возможность развивать
философию люди платили своей жизнью.
У истоков философии стояла жертва Сократа. Корни философии скрыты в глубине
тысячелетий. В европейской цивилизации
ее генезис связывают со взлетом эллинской
мысли. В других частях планеты первые
философемы фиксируются в Ведических
гимнах, конфуцианских легендах и пр..
Если говорить о временных периодах, то
зачатки современного философского мышления
находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до
н. э.), в древнекитайской философии, зарождение
которой относится к 18-12 вв. до н. э.; в античной
философии, возникшей примерно в 6 в. до
н. э.
Историю собственно западной
философии ведут от античности. В западной
философии мы выделяем периоды раннехристианской
философии, философии средних веков, философии
Возрождения, философии Нового времени.
Затем особо выделяют период немецкой
классической философии (конец XVIII начало
XIX вв.), обогатившей философскую мысль
построением сложных целостных философских
систем, период неклассической философии
XIX с плавным переходом в начале XX века
к периоду современной философии.
Постепенно из философии
стали выделяться отдельные частные сферы
знания, на основе которых зарождались
науки. Тогда философия стала пониматься
как система взглядов на мир в целом и
на отношение человека к этому миру. А
предметом философии стало всеобщее в
системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее
целостное бытие человека. концепции.
Так как история философии складывается
из историй самых разных философских учений,
школ, течений, направлений — уточним
некоторые из этих понятий.
В основе историко-философского процесса
лежит Философское учение: это система
определенных, логически связанных друг
с другом воззрений того или иного мыслителя.
Примеры: философские учения Платона,
Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра,
Ницше, Н. А. Бердяева, М. Хайдеггера, М.
М. Бахтина и др.
Обычно учение, созданное тем или иным
философом, находит своих продолжателей,
в результате формируются философские
школы: это совокупность философских учений,
объединенных какими-либо базовыми идейными
принципами. Примеры: платонизм, неоплатонизм,
марксизм.
Совокупность философских
течений, объединенных на основе некоторых
общих, принципиальных положений, называют
философскими направлениями. Это самые
крупные и значительные образования в
историко-философском процессе. Примеры:
идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм,
экзистенциализм.
Таким образом, в философии реально существуют
множество учений. школ. течений, направлений,
которые в чем-то солидарны друг с другом,
в чем-то противоречат друг другу и борются
между собой.
Учения античных
философов Платона и Аристотеля — очень
разные, несмотря на то, что Аристотель
был учеником Платона. Платон различал
два мира: мир идей (идеальный, небесный)
и мир земной, реальный, который является
лишь слабым подобием (тенью) мира небесного.
В мире идей живут идеальные Истина, Добро,
Красота, Любовь и пр. На земле же мы имеем
лишь их несовершенные копии. Аристотель,
в отличие от Платона, уже не ставил непреодолимых
границ между Богом и земным миром. Земной
мир развивается, совершенствует свои
формы, и тем самым стремится к миру небесному.
Но главное отличие двух философов в том,
что Платон, для обоснования своих идей
прибегает к мифологическим образам, его
философия — это совокупность своеобразных
мифов, притч. Аристотель же является основателем
формальной логики, его философский стиль
строг и логичен. В возникшем позднее христианстве,
разделившемся на отдельные конфессии,
также выделяют платоническую линию (восточная
церковь, православие) и аристотелевскую
(западная церковь, томизм). Русская философия
в целом тяготеет к платонической линии.
До сих пор эти две линии — платоническая
и аристотелевская — прослеживаются в
философии, каждый философ так или иначе
тяготеет к одной из них.
Материалисты и идеалисты
по-разному отвечают на вопрос, что первично,
материя или сознание. Материалисты утверждают,
что в основе мира лежит бездуховная, мертвая
материя, которая на определенном этапе
своего развития смогла породить свою
высшую форму — живое существо и человека,
с его сознанием — продуктом мозга и сложных
психических процессов. Идеалисты, наоборот,
утверждают, что первично сознание — некий
абсолютный всемирный дух (Бог), который
способен в процессе творчества создать
материю в определенных формах, дать ей
энергию. движение.
В зависимости от ответа
на вопрос, познаваем ли мир, выделяют
философское направление агностицизма
и реализма (познавательного оптимизма).
Агностики утверждают, что мир в принципе
непознаваем, что мы имеем дело только
с нашими ощущениями, чувствами, для которых
неважно, существует ли внешний мир или
нет. Каков внешний мир на самом деле, мы
не знаем. В философской системе Канта,
например, мир делится на две части: состоящий
из вещей-для-нас, и состоящий их вещей-в-себе.
Мы смотрим на мир, как будто сквозь искажающие
очки (наши чувства, ощущения, установки)
— и познаем, таким образом, Вещи-для-нас.
А каковы вещи-в-себе мы никогда не узнаем,
так как «очки» снять не можем. В противовес
агностикам, сторонники познавательного
реализма утверждают, что наши знания
о мире соответствуют ему, мы можем убедиться
в этом на практике, через наш опыт в процессе
преобразования этого мира.
Как видим, названные выше направления
основное внимание уделяют вещам абстрактным,
отвлеченным. Однако в философии есть
направления, основное внимание уделяющие
самой жизни, ее многосторонним проявлениям,
ее смыслу. Такие направления относят
к экзистенциализму (экзистенция — существование).
(Французская сказка о поэте, который решил,
что жизнь бессмысленна и пошел топиться.
По дороге он отдал глаза — слепому, уши
— глухому, ноги — безногому. Но когда
добрался до реки — сел, подумал и решил,
что жизнь прекрасна и что топиться не
стоит). Не все экзистенциалисты приходят
к аналогичным выводам, многие из них большое
внимание уделяют такому фактору, как
смерть и ее значению в жизни человека.
Есть течения (направления)
— «философия жизни», персонализм, философская
антропология, психоанализ и пр. Из названий
видно что, они близки, по духу, к экзистенциальным,
связаны с осмыслением феномена человека
и того, что связано с человеком: свобода,
любовь, добро, сознание и пр.
1.2. Религия. Понятие, типы религий, ее компоненты
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Позднее формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера – способ существования
религиозного сознания, особое настроение,
переживание. Внешней, социально значимой
формой проявления веры служит культ
– система утвердившихся
Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества.
Обычно различают два основных типа религий. Во-первых, это естественные религии, которые находят своих богов в тех или иных природных силах; их часто называют также этническими или этнонациональными религиями, поскольку они тесно связаны с определенными особенностями национального склада характера, духовной культуры народа, исторически сформировавшимися у него обычаями и традициями и т. д. Во-вторых, это мировые религии, которые исходят из признания существования некоей высшей духовной силы, сотворившей и человека, и весь остальной мир. Эта универсальная и всемогущая духовная сила и называется Богом. К числу мировых религий относят христианство, иудаизм, ислам и буддизм.
В структуре развитых теорий
обычно выделяют следующие основные
компоненты религии. Во-первых, обыденное
сознание верующих (совокупность имеющихся
у них верований и