Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:11, реферат
Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.
Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Философия и религия, основные понятия………………………………………
1.1.Философия. Понятие, происхождение, предмет, метод……………………………
1.2.Религия. Понятие, типы религий, ее компоненты………………………………….
1.3.Соотношение философии и религия
Глава 2. Взаимодействие философии и религии на разных этапах
исторического развития…………………………………………………………..
2.1. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья….
2.2. Религия и философия в эпоху Возрождения………………………………..
2.3. Усиление философии в Новое время………………………………………
2.4. Религия и философия в истории Российского государства…………………
Заключение…………………………………………………………………………………
Список используемой литературы
Взятая в единстве и взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, религия выполняет мировоззренчески-интегративную функцию, дает определенные объяснения природы, общества и человека, т. е. мира в целом. И здесь сразу же бросается в глаза определенное сходство религии с философией. Вместе с тем религия выполняет и многие другие функции, которых лишена философия. Среди последних так называемая спасительно-компенсаторная функция, обещающая человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни. К числу важных функций религии относится также коммутативно-интеграционная функция: религия облегчает общение, объединение людей, придерживающихся одного мировосприятия. И наконец, регулятивная функция, дающая человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего этические.
1.3 Соотношение философии и религии
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.
Кроме того они стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, в ней есть элемент веры.
Из этого не следует, что
философия и религия
Таким образом, отношение
между философией и религией представляет
собой не только отношение взаимного
отталкивания и борьбы, но и довольно
широкий спектр сходства и общности.
Исторический опыт обнаружил несостоятельность
как попыток поглотить
Глава 2. Взаимодействие философии и религии на разных этапах исторического развития.
2.1. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья
В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это
время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не
посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже
помогали друг другу в понимании окружающего мира.
Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала
существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни
христианства, что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. В истории
взаимоотношения философии и религии открылся новый период, который
продолжался почти пятнадцать столетий, то есть все Средневековье.
Качественным его отличием является служение философии (сознательное или
вынужденное обстоятельствами) целям религии и теологии. Первые шаги в деле
подчинения философии Священному писанию были сделаны еще в 1 веке Филоном
Александрийским. В последующие столетия эта цель была полностью достигнута.
Соотношение между философией и христианством в период Средневековья, вплоть
до XV века, то есть начала Нового Времени, можно характеризовать следующим
образом.
Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления
позиций только-только появившегося христианства, которое и концептуально и
организационно нуждалось в такой поддержке. Напомним, что первые христиане
в течение нескольких столетий, вплоть до IV в., вынуждены были отстаивать
свои убеждения в борьбе с языческими верованиями. Кроме того, они не всегда
встречали понимание со стороны правителей Римской империи. Не меньшим
препятствием для утверждения христианства, как это ни покажется
парадоксальным, являлась античная философия со своими идеями о сущности
мироздания и путях его познания. Ранние христианские идеологи, такие как,
например, живший во II веке Климент Александрийский, стремились к синтезу
эллинской культуры и христианской веры, а в действительности — подчинению
философии христианской религии. Именно ему принадлежат знаменитые слова,
служившие своеобразным методологическим руководством в период
Средневековья, что истинная философия — это христианская религия.
В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие
шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии
и церкви. Прежде всего это проявилось в широком использовании философского
наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных
догматов. Дело в том, что, возникнув и сравнительно быстро став
государственной религией, то есть получив выход на широкие слои населения,
христианство еще не стало понятным для своих приверженцев. Чтобы сделать
его доступным, надо было или создать соответствующую и приемлемую
терминологию для раскрытия
важнейших положений новой
на уже существующие понятия, использовав их там, где было возможно, или же
заменив при необходимости их сущность. Такая доля выпала на неоплатонизм,
который первоначально конкурировал с христианством, а после того как
христианство стало
соответствующей переработки начали служить новой теологии.
Позднее неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для
развития средневековой философии и христианства. Идеологи христианства
неслучайно прежде всего обратились к философии Платона и неоплатонизма, так
как она по своему содержанию ближе всего подходит к религиозной вере.
Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления
своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно
использовать аристотелевскую философию.
Использование
философского наследия
образом в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского теизма
происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» («отцы
церкви» — священнослужители, которые в течение столетий занимались
канонизацией и
наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и
аристотелизма. Одновременно шла борьба за использование философских идей
для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция
и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и
человеке. Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии с
целью усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).
Наконец, еще одним примером, подтверждающим применение церковью
философии для усиления позиций христианства, является использование
философии в течение многих столетий Средневековья в качестве «служанки
богословия». Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума, то есть в понятиях, разработанных философией и доступных для понимания верующими. Философия призвана также разумным путем опровергать время от времени появляющиеся ереси или антихристианские идеи. Другого пути у церкви, кроме как использования философских знаний для донесения до человеческого ума религиозных ценностей, в это время, по существу, не имелось. Исходя из сказанного, есть веские основания утверждать, что христианство, опираясь на свой статус государственной религии и все вытекающие из этого полномочия, использует философию для концептуального
укрепления своего учения и его распространения среди населения.
Несмотря на
доминирующее положение в
религии, философия продолжает не только существовать, но и получает
определенное развитие. Об этом, в частности, свидетельствует проблематика и
уровень философствования двух выдающихся мыслителей Средневековья Аврелия
Августина (354— 430) и Фомы Аквинского (1225—1274). Прежде чем
характеризовать их взгляды,
отметим некоторые особенности,
философии этого периода. Прежде всего, все или почти все философы
эпохи Средневековья были священнослужителями. Философствование для них было
как бы второй специальностью. Большинство из них обращались к философии,
чтобы с ее помощью, опираясь на человеческий разум, донести до сознания
прихожан церковные истины. Вторая особенность заключалась в том, что
философией преимущественно занимались богословы, а это накладывало
соответствующий отпечаток на их философские занятия. Вообще в Средневековье
почти вся духовная, общественная, научная жизнь развивалась, а точнее
протекала под прямым и жестким контролем церковных властей.
Аврелий Августин и Фома Аквинский были в первую очередь богословами.
Об их колоссальной роли в истории христианства свидетельствует многовековое
влияние их воззрений на христианскую доктрину. Вместе с тем они являлись и
философами. И тот факт, что одни и те же личности выступали и в роли
богословов, и в роли философов лишний раз подтверждает тесное единство
между философией и религией и их взаимовлияние. Воздействие философии на
Августина проявлялось прежде всего в том, что в своей богословской
деятельности он опирался на достижения предшествующей философии и, в первую
очередь, идеи Платона, с которыми он познакомился преимущественно в
изложении неоплатоников. С другой стороны, ряд идей Августина, несмотря на
религиозное обрамление, имели скорее философское, чем религиозное звучание.
Например, это дуалистическое понимание бога и мира, утверждение о
возможности познания, попытка объяснить основные категории времени
(настоящее, прошлое и будущее), а также идея о единстве человеческой и
божественной истории, которая совершается хотя и в противоположных (земном
и божественном царствах), но неразделимых сферах человеческой жизни. Эти
августиновские идеи в дальнейшем сыграли благотворную роль в развитии
философских и научных знаний.