Философия и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:11, реферат

Описание

Термин "философия" происходит от греческих слов phileo - любовь и sophia - мудрость и означает любовь к мудрости. На вопрос, что же такое мудрость сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии. Первым, кто объяснил слово "философ", был Пифагор (вторая пол. VI в. - начало V в. до н. э). Ему принадлежит высказывание: "Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины". Согласно Пифагору, смысл философии - в поиске истины.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Философия и религия, основные понятия………………………………………
1.1.Философия. Понятие, происхождение, предмет, метод……………………………
1.2.Религия. Понятие, типы религий, ее компоненты………………………………….
1.3.Соотношение философии и религия

Глава 2. Взаимодействие философии и религии на разных этапах
исторического развития…………………………………………………………..
2.1. Взаимоотношение христианства и философии в эпоху Средневековья….
2.2. Религия и философия в эпоху Возрождения………………………………..
2.3. Усиление философии в Новое время………………………………………
2.4. Религия и философия в истории Российского государства…………………


Заключение…………………………………………………………………………………
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

САМ РЕФЕРАТ.docx

— 78.61 Кб (Скачать документ)

     Современные  теологи, отмечая некоторый   упадок  интереса  к  религии   в

отдельных регионах христианского  мира, тем не  менее  уверены в могуществе

религии и ее влиянии на умы, а скорее души людей. Нельзя  сказать,  что для

этого у них отсутствуют  серьезные основания.

 

 

2.4. Религия и философия в истории Российского государства

 

     До принятия  христианства на территории Древней  Руси  проживали  племена

полян, древлян,  кривичей,  вятичей,  радимичей  и  других  славян,  которые

исповедовали язычество. Суть языческого мировоззрения связана  с  признанием

добра и зла как  двух  равнозначных  и  самостоятельных  начал  бытия  мира.

Нетрудно представить, каким  образом эти «истины» влияли на бытовую  жизнь  во

всех ее проявлениях. Ведь если добро и зло  равноправны  и естественны для

человека, то он вправе  руководствоваться  ими  в  своей  жизни.  И  народы,

которые исповедовали язычество, не  отличались  «дружелюбием»  не  только  к

другим племенам, но и  к  своим  соплеменникам.  Исторические  хроники  дают

немало  примеров  «дикой  жесткости»,  проявленной  язычниками.  Так,  после

победоносных походов, на земле побежденных оставались  в  буквальном  смысле

горы трупов, далеко не  всегаа  появлявшиеся  в результате  только  военных

сражений. Достаточно вспомнить  завоевательные походы чужеземного для России

язычника  Александра  Македонского.  Не  опличались  милосердием и русские

князья-язычники. В быту язычников  также царили жестокие обычаи. Так,  вместе

с умершим воином на погребальном костре должны были быть сожжены и  его  жена

или жены (славяне, например, признавали многоженство).

       Крещение  Руси и принятие в  988  г.  христианства  способствовали  не

только объединению на основе исповедывования одной веры различных племен  в

один русский народ (разумеется, с учетом других факторов и в течение  многих

десятилетий),  но  и  внесли  в  мировоззрение  и  повседневный  быт   новые

принципы, в основе которых  находится нравственный идеал,  соборность  народа

и державность государственного устройства.

      Первым  проявлением  нового  религиозного  мировоззрения  на  Руси   и

одновременно  философского  видения  мира  является  «Слово   о   законе   и

благодати»  русского  митрополита   Илариона.   Условно   содержание   этого

произведения можно разделить  на три  раздела.  В  первом  акцент  сделан  на

религиозной трактовке мира, мировой  истории,  объясняемых  как переход от

ветхозаветного закона, которым  руководствуется  один  иудейский  народ,  до

новой благодати, заключенной  в Новом  завете,  открытой  и  доступной  всему

человечеству. Второй и третий разделы — это  в  известной  степени  светская

философская  трактовка  событий  в  принявшей  христианство  Руси,  а  также

восхваление деятельности князей Владимира, Святослава и  Ярослава  на  благо

Руси. Как видим, уже в  первом из  дошедших  до  нас  произведений  крещенной

Руси,  дано  религиозное  и  философское  видение  мира.  В  дальнейшем  эта

тенденция, вплоть до  конца  XIX  века,  постоянно  присутствует  и  ползает

дальнейшее  развитие.  Приведем  лишь  два  примера.  Это,   прежде   всего,

подтверждается религиозными и философскими яцеями игумена Иосифа  Волоикого

(1439—1515) и царя  Иоанна  Васильевича  Грозного  (1530—1584),  чаще  всего

известного под именем Иван IV, или Иван Грозный.

     Иосиф Волоцкий, мирское имя которого было  Иван  Санин,  «стал  русским

выразителем древнего православного  учения о «симфонии властей»  —  церковной

и государственной, об их взаимном гармоничном отношении и дополняющих друг

друга обязанностях». В  своих  трудах  церковный  мыслитель  последовательно

проводил идею об общественном  служении  Церкви,  Пропагандируемая  им  идея

осознания жизни народа как  общего ^Божия тягла» закономерно  включала в  себя

царя и выступала своеобразным выражением единства  религиозного  мышления  и

светской власти. Согласно религиозному  мыслителю,  единство  религии  и  ее

церковных  институтов  со  светской   властью   получает   подтверждение   в

деятельности монастырей на Руси,  которые  являлись  не  только  средоточием

просвещения, книгоиздания, религиозной культуры в целом, но и  своеобразными

экономическими центрами, которые в неурожайные и бедственные для русского

государства годы оказывали  ее гражданам продовольственную  помощь.

     Фигура царя  Иоанна Грозного в истории  России  отмечена  явными  чертами

судьбоносности.  При  нем  произошло  окончательное   становление   русского

государства.  Его  правление  также  венчает  период  формирования  русского

религиозного  самосознания.  Именно  при  нем,  и  не  в  последнюю  очередь

благодаря   вышеперечисленным   обстоятельствам,   произошло   окончательное

оформление  русского   народа   как   этнически   однородного,   завершилось

формирование его  взглядов  на  свою  сущность,  свою  роль  в  истории,  на

народные и государственные  формы своего бытия.

     Известно, что  на Руси, как, впрочем, и в  большинстве других стран   мира

того   времени,   считалось,   что   царская   власть   имеет   божественное

происхождение и поэтому  изначально русские православные князья  короновались

сначала на княжение, а затем  на. царствование. Иван IV стал  первым  русским

царем, над которым  было  совершенно  высшее  церковное таинство)  он  стал

первым Помазанником Божьим на царском троне. Тем самым единение светского  и

религиозных начал достигло своего высшего  уровня.  Соборность  народа,  его

державность и святость  как бы  слетись воедино.  Вся деятельность  Ивана

Грозного была направлена на укрепление самодержавия, то  есть  силы  и  мощи

русского  государства  и  усиление  позиций  Православия.   Благодаря   этой

деятельности Россия при  Грозном значительно расширила  свои  территориальные

границы и превратилась в  мощное государство.

     В последующие  столетия взаимодействие религии   и  философии  продолжало

укрепляться,  что  в  свою  очередь  способствовало  развитию  и  укреплению

русского  государства,  его  превращению  в  мощную  державу.   Своеобразным

подтверждением  этого  единства  являются  слова  графа  Уварова,   царского

министра просвещения, сказанные  им в 1855 г. о том, что сущность  и  будущее

российского  государства  можно  определить  тремя   словами;   православие,

самодержавие, народность.

     В советский   период  развития  нашего  общества  позиции  религии  были

серьезно ослаблены, в том числе и административными мерами.  В последние

несколько лет, судя по всему, церковь  получила  некоторые  возможности  для

своей деятельности, проводятся, хотя и нечасто, встречи за «круглым  столом»

философов и богословов. Имеются основания считать, что  в  будущем  контакты

теологов и философов  станут более частыми, а это в  целом  может  привести  к

позитивным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

2. Введение работы. Будем считать, что как и заключение, это наиболее важная деталь работы. Обычно именно по ним у преподавателя формируется мнение о качестве работы. К сожалению, нередки случаи, когда преподаватели читают исключительно введение и заключение работы.

К введению есть определенные требования, соблюдение которых позволит Вам сделать действительно качественную работу. Во введении курсовой или дипломной  работы в обязательном порядке обосновывается:

- Актуальность дипломной работы (существующее положение, почему именно это проблема актуальна). Обычно это общее резюме по вопросу.

- Цель работы. Грубо говоря, это тема Вашей работы. Выглядеть это может следующим образом: Цель проведенного нами исследования анализ проблем дееспособности граждан в Российской Федерации на современном этапе.

- Задачи работы. Опять-таки, если обобщать, то это название Ваших параграфов работы. Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:

- Анализ  сущности дееспособности граждан  в современном отечественном  гражданском праве;

- и так  далее; 

- Объект и предмет исследования. Объектом исследования является более широкий вопрос, субъект частная проблема. Для нашего примера это выглядит примерно так:

Объектом  курсового исследования является дееспособность граждан как институт гражданского права. Предмет - проблемы гражданской  дееспособности в отечественном  законодательстве на современном этапе.

Методы исследования. Перечисление методов, с помощью которых Вы писали свое исследование. К сожалению, методов огромное количество, поэтому советую ограничиться наиболее простыми. Среди них: аналитический, сравнительный, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, конкретно-исторический, обобщения.

- Теоретическая основа. Здесь перечисляются источники, которые Вы использовали для написания своей работы. Для дипломной работы более сложный вариант:

Теоретической основной дипломной работы послужили  исследования отечественных и зарубежных ученных миграционных процессов  и внешних трудовых миграций. Среди  российских ученых можно назвать  Рыбаковский Л.Л., Регент Т.М., Касперович Г.И., Зайончковская Ж.А., Хомра А.У., Переведенцев В.И., Курман М.В. и др.

Для курсовой работы я использую простой вариант:

Курсовое  исследование написано при использовании  литературы по экономической теории, теории прав собственности, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также  материалам периодической печати. Библиографический  список представлен в конце курсовой работы.

- Структура работы. Этот элемент не обязательный во многих учебных заведениях, обязательно посмотрите свою методичку! Здесь просто указывается сколько глав мы использовали в работе. И дается их краткая характеристика.

Структура дипломной  работы обусловлена поставленными  в исследовании задачами. Глава первая посвящена теоретическому анализу  проблемы... Во второй главе работы, автор дипломного исследования, анализирует... На основе полученных результатов анализа, в третьей главе дипломной  работы, нами представлены направления  совершенствования..."

Для дипломной работы есть дополнительные обязательные элементы введения:

- Научная новизна дипломной работы. Здесь указывается, что именно отличает Вашу работу от остальных источников по этой проблеме. Это может быть разработанная Вами методика, систематизация знаний, обоснование практических направлений совершенствования предмета работы.

- Практическая значимость дипломной работы. Здесь раскрывается практическое значение работы, например, работа может быть использована для совершенствования чего-либо, созданная Вами методика может быть применена в практической деятельности.

В любом случае, требования каждого учебного заведения  к содержанию введения могут существенно  различаться, именно поэтому настоятельно рекомендую следовать методическим требованиям Вашего учебного заведения. Поверьте, что лишним это не будет!

Заключение  курсовой или дипломной работы, реферата и контрольной

Заключение по своей  сути является кратким резюме проведенного в курсовой или дипломной работе исследования.

В заключении проведенного нами дипломной исследования целесообразно привести следующие итоговые положения.

Чтобы не "лить воду" в заключении, наиболее оптимальным  будет следующая структура выводов. Во введении дипломной работы мы ставили  определенные задачи, в заключении мы просто пишем краткие выводы по поставленным задачам на один-два  абзаца.

Если во введении у нас было поставлено пять задач, то и в заключении у нас будет пять "ответов" на поставленные задачи. Последний абзац заключения дипломной работы должен носить общий характер, резюмировать актуальность темы дипломной работы и дальнейшее развитие рассматриваемого субъекта.

Информация о работе Философия и религия