Автор работы: k****************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 19:49, реферат
Цель работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её проблематики, показав, в чём состоит её открытие.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии Карла Маркса…………………………………………………...........4
2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса…………...8
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества………..10
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный
технический университет им. И.И.Ползунова»
РЕФЕРАТ
на тему: «Философия
К. Маркса. Проблематика
и открытие»
по дисциплине
«Философия»
Выполнила
студентка группы
Х(з)-М-91
Проверил______________________
Должность, учёное звание
Хабары
2010г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.
Социально-политические
условия и теоретические
предпосылки философии
Карла Маркса………………………………………………
2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса…………...8
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества………..10
4.
Идея общественно-
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение 1 «Вклад марксистского учения в философское знание»…....28
Задание……………………………………………………………
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что философия Карла Маркса начинает быть востребованной обществом сегодня в совершенно новых исторических условиях и под новым углом зрения.
Объективная
потребность в новом прочтении
Маркса, в понимании им природы
альтернативного проекта
Возвращение к Марксу – это прежде всего возвращение к идее гуманного и справедливого общества, к идее освобождения человека от всех форм эксплуатации, угнетения и отчуждения, создания условий для всестороннего и гармоничного развития человека, разумеется, принимая во внимание всю остроту современных глобальных проблем.
Марксов альтернативный проект, несомненно, вернется в западное общество, но уже в новом теоретическом обличье и заставит это общество, рано или поздно, принять новую перспективу развития общества.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией».
Сам по себе этот факт не означает того, что учение Маркса вообще перестало представлять интерес. Оно вошло в сокровищницу мировой культуры, стало ее неотъемлемой частью, а многие аспекты его воззрений еще ждут своего истолкования.
Цель работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её проблематики, показав, в чём состоит её открытие.
В работе мы ссылались на труды таких учёных, как: Бартенев С.А., Бухарин Н.И., Губин В.Д., Кузнецов В.Н., Сирота А.М., Смирнов Г. А. и др.
1.
Социально-политические
условия и теоретические
предпосылки философии
Карла Маркса
Традиции
классической философии развивал марксизм.
Следуя им, веря в науку и общественный
прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал
роль науки как всесильного
Философия К. Маркса (1818 – 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма»1. Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
На
становление К. Маркса как мыслителя
большое влияние оказала
В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов2:
1)
1837-1842 гг. – первоначальные поиски
мировоззрения, становление
2)
1842-1843 гг. – начало перехода от
идеализма и революционного
3)
1843-1848 гг. – формирование исходных
положений целостного научно-
4)
завершение формирования
К. Маркс уже в начале 40-х годов Х1Х века стремился связать философию с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
В
начале 1844 года К.Маркс пишет одну
из наиболее интересных и дискуссионных
работ – «Экономическо-
К.Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений.
Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса – его зрелым работам.
В
«Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс
подвергает критике созерцательный
характер предшествующего материализма,
подчеркивает роль практики (материально-чувственной,
предметной деятельности) как основы
познания. К. Маркс придает понятию
«практики» характер категории философии,
формулирует принцип единства теории
и практики. «Философы лишь различным
образом объясняли мир, но дело состоит
в том, чтобы изменить его». Категория
«практики» рассматривается как
важнейшая философская
Один
из основных аспектов теории К. Маркса
(по его оценке)–
Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма, его философия – диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном единстве.
Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. (Он будет рассмотрен ниже).
К
выделенным первоначально
Вклад марксистского учения в философское учение можно представить в виде схемы (Приложение 1).
Итак, возникновению марксизма и марксистской философии способствовали4:
-
предшествующая материалистическая философия
(Демокрита, Эпикура, английских материалистов
XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских
просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-
- бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
- крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
- нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
- ризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем5:
2.
Практика как последний
принцип философии Карла
Маркса
Рассмотрим марксистскую концепцию практики. Преодоление основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествующего материализма, новое объяснение действительности и принципов ее познания было связано с обоснованием Марксом и Энгельсом подлинной роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.
Маркс и Энгельс отметили различные подходы к пониманию практики: практика - предметная деятельность; практика - это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика - это общественно-историческая деятельность людей; практика - характеристика человеческой жизнедеятельности.
Сегодня при определении практики все чаще используются категории субъекта и объекта, к которым обратился Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.
Информация о работе Философия К. Маркса. Проблематика и открытие