Философия К. Маркса. Проблематика и открытие

Автор работы: k****************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 19:49, реферат

Описание

Цель работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её проблематики, показав, в чём состоит её открытие.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии Карла Маркса…………………………………………………...........4
2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса…………...8
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества………..10
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Философия К. Маркса. Проблематика и открытие.docx

— 68.36 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Алтайский государственный  технический университет  им. И.И.Ползунова» 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

на тему: «Философия К. Маркса. Проблематика и открытие» 
 

по дисциплине «Философия»  
 
 
 
 

Выполнила студентка группы  Х(з)-М-91                                      Е.Н.Масюкова                    

Проверил__________________________________________________________                                                                                                           

               Должность, учёное звание                                    и. о., фамилия

                                                        
 
 
 
 

Хабары 2010г. 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Социально-политические  условия и теоретические  предпосылки философии  Карла Маркса…………………………………………………...........4

2. Практика как последний  принцип философии  Карла Маркса…………...8

3. Материалистическое  понимание истории.  Структура общества………..10

4. Идея общественно-экономической  формации и коммунистическая  перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы………..……………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………...26

Список  литературы……………………………………………………………….27

Приложение 1 «Вклад марксистского учения в философское знание»…....28

Задание……………………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  работы обусловлена тем, что философия  Карла Маркса начинает быть востребованной обществом сегодня в совершенно новых исторических условиях и под новым углом зрения.

      Объективная потребность в новом прочтении  Маркса, в понимании им природы  альтернативного проекта развития общества, его целей и задач  постепенно вырастала в последние  десятилетия и сегодня выдвинулась  в центр научно-теоретической  и идейно-политической борьбы в мировой  общественной мысли.

      Возвращение к Марксу – это прежде всего возвращение к идее гуманного и справедливого общества, к идее освобождения человека от всех форм эксплуатации, угнетения и отчуждения, создания условий для всестороннего и гармоничного развития человека, разумеется, принимая во внимание всю остроту современных глобальных проблем.

      Марксов альтернативный проект, несомненно, вернется в западное общество, но уже в  новом теоретическом обличье  и заставит это общество, рано или  поздно, принять новую перспективу  развития общества.

      Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией».

      Сам по себе этот факт не означает того, что  учение Маркса вообще перестало представлять интерес. Оно вошло в сокровищницу мировой культуры, стало ее неотъемлемой частью, а многие аспекты его воззрений  еще ждут своего истолкования.

      Цель  работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её  проблематики, показав, в чём состоит её открытие.

   В работе мы ссылались на труды таких  учёных, как: Бартенев С.А., Бухарин Н.И., Губин В.Д., Кузнецов В.Н., Сирота А.М., Смирнов Г. А.  и др.

1. Социально-политические  условия и теоретические  предпосылки философии Карла Маркса 

     Традиции  классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал  роль науки как всесильного инструмента.

       Философия К. Маркса (1818 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма»1. Это во многом определило специфику философской теории марксизма.

     На  становление  К. Маркса как мыслителя  большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Георга Гегеля и антропологический  материализм Людвига Фейербаха  – основные источники синтеза, давшего  оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось  на протяжении всей его жизни, но философское  и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году.

     В процессе формирования философии марксизма  можно выделить несколько этапов2:

     1) 1837-1842 гг. – первоначальные поиски  мировоззрения, становление революционного  демократизма;

     2) 1842-1843 гг. – начало перехода от  идеализма и революционного демократизма  к материализму и коммунизму;

     3) 1843-1848 гг. – формирование исходных  положений целостного научно-философского  и коммунистического мировоззрения; 

     4) завершение формирования философии  марксизма в 1845-1848 гг.

     К. Маркс уже в начале 40-х годов  Х1Х века стремился связать философию  с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».

     В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных  работ – «Экономическо-философские  рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие  от предшественников (Г. Гегеля, Л. Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения К. Маркс выделяет отчуждение труда.

     К.Маркс  делает вывод о необходимости  революционного устранения отчуждения, частной собственности как его  основы, создания коммунистического  общества как общества подлинно человеческих отношений.

     Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие  в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние  на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса – его зрелым работам.

     В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс  подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию  «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным  образом объясняли мир, но дело состоит  в том, чтобы изменить его». Категория  «практики» рассматривается как  важнейшая философская категория  марксизма.

     Один  из основных аспектов теории  К. Маркса (по его оценке)– материалистическое понимание истории - разработан совместно  с Ф. Энгельсом  в «Немецкой  идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни  над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в его главной работе - «Капитале» находят решение философские проблемы. Так, он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений3.

     Заслугой  К. Маркса является разработка новой  формы материализма, его философия  – диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном  единстве.

     Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. (Он будет рассмотрен ниже).

     К выделенным первоначально рабовладельческой, феодальной и капиталистической  формациям добавились первобытнообщинный строй, предполагаемое коммунистическое общество, а в ряде работ и «азиатский способ производства». Смена формаций происходит посредством революций, порождаемых конфликтом между производительными  силами и производственными отношениями. Коммунистическая революция завершает  «предысторию» человечества. С теорией  материалистического понимания  истории неразрывно связана теория классов и классовой борьбы, разработанная  марксизмом. Таким образом, К. Маркс  выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений.

     Вклад марксистского учения в философское  учение можно представить в виде схемы (Приложение 1).

    Итак, возникновению марксизма и марксистской философии способствовали4:

    - предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

    - бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

    - крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

    - нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

    - ризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

     Новизна и оригинальность философии марксизма  состоит в следующем5:

  • была создана новая форма материализма – диалектический материализм;
  • впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
  • была разработана и введена в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;
  • осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.
 
 
 

2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса 

      Рассмотрим  марксистскую концепцию практики. Преодоление основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествующего материализма, новое объяснение действительности и принципов ее познания было связано с обоснованием Марксом и Энгельсом подлинной роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.

      Маркс и Энгельс отметили различные  подходы к пониманию практики: практика - предметная деятельность; практика - это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика - это общественно-историческая деятельность людей; практика - характеристика человеческой жизнедеятельности.

      Сегодня при определении практики все  чаще используются категории субъекта и объекта, к которым обратился  Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.

Информация о работе Философия К. Маркса. Проблематика и открытие