Автор работы: k****************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 19:49, реферат
Цель работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её проблематики, показав, в чём состоит её открытие.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии Карла Маркса…………………………………………………...........4
2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса…………...8
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества………..10
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………
Таким
образом, Маркс преобразует проблему
освобождения человека в проблему исторического
развития индивидов и общества по
пути к созданию коммунизма — «единственного
общества, где самобытное и свободное
развитие индивидов перестает быть
фразой», где свобода саморазвития
«обусловливается именно связью индивидов,
связью, заключающейся отчасти в
экономических предпосылках, отчасти
в необходимой солидарности и
свободного развития всех и, наконец, в
универсальном характере
Но
на что могут надеяться, к чему
могут стремиться люди, живущие в
настоящее время — в условиях
разделения труда, отчуждения, «частичные»,
«абстрактные», «случайные» индивиды
(все эти термины употребляет
Маркс для характеристики унижения
и извращения «человеческого» начала
в людях)? Достаточной ли программой
жизни и деятельности является перспектива
«универсального индивида» в
будущем коммунистическом обществе?
Этот вопрос не праздный. Философия, как
и всякое мировоззрение должна осветить
смыслом, оправдать и направить
практическую и духовную жизнь. Фактически
речь идет о том, есть ли в философских
идеях материалистического
Отдельному человеческому индивиду материалистическое понимание истории предлагает не только идеал универсального, все сторонне развитого человека в будущем коммунистическом обществе. Люди — существа действующие, практические. Соответственно коммунизм есть «действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние»19.
Это
значит, что само пролетарское движение
по мере его развития и расширения
есть непосредственный путь для преобразования
пролетариями не только внешних условий
своего существования, но и самих
себя. Вторая сторона, естественно, менее
заметна сравнительно с первой, однако
она столь же необходима. Преобразование
себя пролетариями есть уничтожение
абстрактное частичности, случайности
по мере активного осознания и
практического участия в
Таким образом, общее решение философской
проблемы смысла жизни состоит в признании
необходимости участия отдельного человека
в коммунистическом движении как предпосылки
уничтожения существующих условий жизни
и преобразования собственной человеческой
природы. Но это именно общее, принципиальное
решение. Очевидно, что от него до «морального
утешения» задавленному нуждой и эксплуатацией
человеку-пролетарию весьма и весьма далеко.
В
работах 1845—1847 годов это общефилософское
решение конкретизируется. Наиболее
подробно оно рассматривается в
«Немецкой идеологии». Выделим самое
существенное. Преодоление социального
разделения труда, отчуждения, господства
частной собственности возможно
для коммунистически
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели философию К. Маркса, дали характеристику её проблематики, показали, в чём состоит её открытие.
На основе всего вышесказанного представляется возможным сделать следующие выводы.
Сложность и особый интерес к философии К. Маркса определены тем обстоятельством, что существовал и существует марксизм — массовая идеология, сыгравшая огромную роль в XIX-XX вв. Как и всякая другая, эта идеология вобрала в себя значительные идейные фрагменты философско-мировоззренческого порядка, причем их авторство с известной долей справедливости обычно приписывали Марксу. Найти в этом переплетении чисто философское содержание, различить Маркса-философа и Маркса-идеолога было и остается непростой задачей.
Философское творчество Маркса, независимо ни от каких обстоятельств, обладает историко-философской ценностью и тем самым требует изучения в русле истории немецкой философской мысли XIX в.
В последние годы в нашей стране от официально неумеренного восхищения творчеством Маркса перешли к резко негативным оценкам, что объясняется, конечно, общей политико-идеологической ситуацией. Историку философии, однако, не пристало разделять и пафос былых восторгов, и энтузиазм продолжающихся проклятий.
Традиционно считается, что большое значение в теории Маркса имеют следующие положения: учение о прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории (исторический материализм) и учение о диктатуре пролетариата.
Авторитет Маркса-философа очевиден.
Значение
марксистской философии в том, что
она ярко отразила идейные искания
своего времени, по-новому представила
причины социального
Список
литературы
Приложение
1
Вклад
марксистского учения
в философское
знание
Задание
Карл Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир. Дело же заключалось в том, чтобы его изменить». Следует ли из этого, что философы до К. Маркса не ставили задачи изменить мир?
В
чём новизна марксовой
постановки вопроса
изменения мира?
«Философы лишь различным образом объясняли мир. Дело же заключалось в том, чтобы его изменить». Это заключительный, одиннадцатый из марксовских «Тезисов о Фейербахе» (1845) чрезвычайно важен. Если сами «Тезисы…» суть «первый документ, содержащий в себе гениальный зародыш нового мировоззрения» (Ф.Энгельс), то 11-й тезис можно назвать сердцем этого «гениального зародыша».
Маркс ставит задачу создания философии, которая была бы теорией радикального преобразования общества и природы. Следует понимать, в какой обстановке были сказаны эти слова, и что, они означали. В 40-е годы XIX века Европа бурлила, назревала общеевропейская революция, которая и разразилась в 1848 году. Философия Маркса и Энгельса представляла мир, как находящийся в постоянном развитии, в столкновении противоположностей, доходящих до крайностей противостояния и переходящих друг в друга. Она немедленно оказывалась революционной теорией, а сами ее создатели активными участниками революции.
Но
этот подход оказывался необычайно созвучным
изменениям, которые происходили
не только в политической жизни, но
и в науке. Особое значение имела
произошедшая в тот же период (30-е
- 40-е годы) революция в биологии,
вершиной которой стало создание
Ч.Дарвином первой научной теории эволюции.
Она впервые представила
Не стоит представлять дело так, будто Маркс мог не понимать, что «объяснять» мир значит уже изменить его; с логикой, а тем более — с логикой формальной, всё у него обстояло блестяще. «Дело» же заключалось именно в том, чтобы заставить слово (философа в том числе) изменять мир (непосредственно), вернуть слову всю полноту его бытия, включая полноту творческих (магических) функций.
В 11-м тезисе заложена серьёзная «бомба»: ведь если, «объясняя мир» философы как «любители мудрости», по сути, объясняли себе себя (сократовское «Познай себя!»), то как можно «изменить мир», не изменив себя и не изменив себе?
Высказывание Маркса звучит весьма «алхимично»21. Действительно, алхимики ставили себе цель не объяснить что–либо своему последователю, а изменить его. Таким образом, пытаясь просто интеллектуально понять эти тексты мы используем их не по прямому назначению, примерно как в ноты заворачивать рыбу (для Маэстро это, конечно, выглядит дико).
Итак,
провозглашенный К. Марксом тезис о том,
что «философы лишь различным образом
объясняют мир, но дело заключается в том,
чтобы изменить его», отражал во многом
лейтмотив его представлений о проективно-конструктивной
функции науки как главной и основной.
И в этом смысле известное противоположение
объяснительной и прогностической функций
науки выразило глубинную суть его предшествующих
и последующих размышлений.
2.
Маркс понимание
истории связывал
с признанием:
4) Решающей
роли процессов, совершаемых в
сфере материального
Информация о работе Философия К. Маркса. Проблематика и открытие