Автор работы: k****************@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 19:49, реферат
Цель работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её проблематики, показав, в чём состоит её открытие.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социально-политические условия и теоретические предпосылки философии Карла Маркса…………………………………………………...........4
2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса…………...8
3. Материалистическое понимание истории. Структура общества………..10
4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………
Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, субъекта, под которым подразумевается не только отдельный человек, но и различные человеческие общности - социальные группы, классы, народы, нации, а также государство и др. Для Маркса основными видами практики были: «обработка природы людьми»6, т.е. материально-производственная деятельность, и «обработка людей людьми» - социально-преобразующая деятельность. К. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, благодаря тому, что основой всей общественной жизни считает трудовую деятельность людей. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс много внимания уделяет проблеме практики. Он подчеркивает, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил». Своеобразие этих сущностных сил состоит в их опредмечивании.
В
итоге результатом практики являются
изменения материальных и других
общественных отношений, что основательно
исследует К.Маркс в «Капитале»
Таким
образом, Маркс, показывая, что вся
общественная жизнь является, по существу,
практической, рассматривает все
явления и процессы, с которыми
взаимодействует социальный субъект,
как результат настоящей или
предшествующей человеческой деятельности,
в сложном взаимодействии ее практических
и теоретических, объективных и субъективных
моментов.
3.
Материалистическое
понимание истории.
Структура общества
Многие
домарксистские и современные социологические
теории исходили и исходят из того,
что человеческое общество развивается
в конечном счете при определяющем
влиянии некоего духовного
Многие представители социологии как науки об обществе основными субъектами исторического процесса объявляют отдельных индивидов, действующих исходя из своего понимания окружающего мира, своих целей и способностей к той или иной деятельности.
Марксистская социология базируется на ином подходе. Как указывали Маркс и Энгельс, предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Последнее через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
В
таким подходе заключается «
Следующий шаг в этом направлении заключался в обосновании роли материальных побудительных сил деятельности людей. Надо сказать, что Маркс и Энгельс иногда не отрицали роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности. Напротив, они придавали большое значение содержанию и направленности этих мотивов. В истории общества, писал Энгельс, «действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»8.
Однако
с точки зрения марксизма, намерения
и цели людей, вся система их внутренней
мотивации в области
Материальные потребности и интересы обусловливают поведение и деятельность людей, их стремление, психологический настрой идей и теории. Маркс писал, что он пришел к материалистическому пониманию истории, осмысливая, в частности, роль и значение материальных интересов в жизни и деятельности социальных субъектов.
При этом имеются в виду как их личные, так и общие материальные интересы. Последние, будучи интересами больших и малых социальных групп, выражают, по словам Маркса, «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд»10. Другими словами, различное положение социальных групп в системе общественного разделения труда обусловливает их различные материальные интересы, которые выступают в качестве побудительных сил производственной и иной деятельности.
Преодолевая «иллюзии больших и малых робинзонад», марксизм сосредотачивает свое внимание на общественном бытие людей и их общественном сознании. Обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания составляет одну из фундаментальных сторон материалистического понимания истории. Общественное сознание истолковывается как отражение общественного бытия людей в ходе их общественной практики, различных видов их социальной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективное социальное основание, каковым выступает общественное бытие людей.
Указывая на это и одновременно характеризуя суть общественного бытия, Марк и Энгельс писал: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Развивая эти взгляды, Маркс и Энгельс подчеркивали, что материалистическое понимание истории «остается все время на почве действительной истории, объясняя не практику из идей, а идейные образования из материалистической практики»11.
Итак,
общественные бытие истолковывается
как реальный процесс жизни людей,
их общественная практика, содержание
которой отражается в общественном
сознании. Последнее, по словам Маркса,
не имеет собственной истории, ибо
оно производно от общественного
бытия и отражает его историю.
Субъектами общественного сознания
выступают различные социальные
группы людей и общество в целом,
а также отдельные личности, являющиеся
носителями общественного, группового
и индивидуального сознания. Надо
сказать, что как классический, так
и современный марксизм не отрицают
ни самого факта существования
С точки зрения марксисткой социологии общественное сознание, будучи производным от общественного бытия людей, имеет также свою логику развития, вбирает в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, морали, религии и т.д. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания. Трудно переоценить значение науки и искусства, передовых идей в области морали, политики и права в развитии современного общественного сознания и общества в целом. И это их значение постоянно повышается.
Таким образом, суть исторического материализма в следующем12:
- на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
- производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
- указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
- в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
- способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
- рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
-
уровень экономики, материальное производство,
производственные отношения определяют
судьбу государства и общества, ход истории.
4.
Идея общественно-экономической
формации и коммунистическая
перспектива человечества.
Предыстория и подлинная
история. Решение проблемы
свободы
Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественной формации.
Понятие «формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся к социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой.
Общественная
формация, по Марксу, - это социальная
система, состоящая из взаимосвязанных
элементов и находящаяся в
состоянии неустойчивого
Информация о работе Философия К. Маркса. Проблематика и открытие