Философия: категория пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:32, курсовая работа

Описание

Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

Работа состоит из  1 файл

Философия.Категории пространства и времени.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

     - непрерывность, которая проявляется  в характере перемещения тел  от точки к точке и в распространении  воздействий посредством полей  как процесс передачи материи,  энергии, информации;

     - относительная дискретность (прерывность), которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

     - трехмерность, которая носит всеобщий  характер. Все создаваемые в науке  n-мерные пространства есть лишь  абстракции, удобные для описания. Реальное пространство трехмерно,  и все явления можно отобразить  в трех пространственных координатах.

     Б. Атрибутивные свойства времени:

     -длительность, т.е. последовательность сменяющих  друг друга состояний. В природе  нет ничего застывшего, все движется  и длится во времени;

     - одномерность времени;

     -необратимость,  означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему. Прошлое - все те события, которые осуществились. Оно воздействует на настоящее и будущее. Будущее - те события, которые могут произойти, возникнув из настоящего. Настоящее охватывает все события и системы, которые реально существуют. Следовательно, взаимодействие возможно лишь при одновременном существовании объектов. Объекты, существовавшие в прошлом, недоступны воздействию, так как они перешли в иное состояние. Мы можем лишь менять наши представления о прошлом, что, конечно, может изменить и трактовку некоторых событий дня сегодняшнего. На будущее же воздействовать, возможно, создав систему причин и предпосылок возникновения какого-то события. Существует и статическая концепция, согласно которой прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, рядоположенно, а, следовательно, между ними возможно и взаимодействие.

     В современных концепциях супергравитации, где сильные, электрослабые и  гравитационные взаимодействия связываются  между собой и рассматриваются как своеобразные расщепления глубинного взаимодействия, в котором они первоначально неразличимы, вводится представление о десятимерном пространстве-времени. Таким образом, пространство и время-это, всеобщие формы существования, координации объектов.

     Однако  пространство и время - это не только физические понятия, но и особые феномены культуры. Поэтому их понимание в  большой степени зависит от исторических и иных социокультурных условий. Как показывает лингвистический  анализ, представители разных культур даже воспринимают время по-разному. Различия в понимании пространства и времени существенно влияют не только на специфику их восприятия, но и на специфику их использования даже в физике. Культура, которая выражается через язык, детерминирует образы и представления о мире, в том числе и научные, окрашивает науку в национальные цвета. Так, например, у Декарта пространство - это, прежде всего «распространение - протяжение - растекание некой полноты - жидкости». Для Декарта пространство - это растекание как таковое и вовсе неважно куда. Тогда как для германца важнее понять сам адрес этого растекания. А это разные предпосылки объяснения мира. «Итак, по Декарту, важнее вытяжение, чем куда вытягиваться: само вытяжение и творит себе «место». Ньютон, напротив, пошел по пути разрыва материи-полноты и пространства. Он «собрал ее в сгустки - города частиц: тела с определенными массами. Далее и их упразднил, заменив математическими точками в центре тяжести тел, так, что и понятие массы лишилось совсем своего самостоятельного смысла, а стало лишь коэффициентом». В отличие от мифопоэтического представления мир в физической картине стал бессмысленным, измеряемым и ограниченным пространством и временем. То же самое и со временем. Разные понимания времени порождают и различные понимания мира. И здесь действительно стоит задуматься, а не был ли прав И. Кант, говоря о пространстве и времени как об априорных формах нашего рассудка, который интерпретирует мир соответствующим образом. Таким образом, пространство и время различаются в культурном смысле «по горизонтали», т.е. в разных одновременных культурах.

     В разновременных культурах существует «вертикальное различие» пространства и времени. Так, например, в Древнем Китае время трактовалась не как некая последовательность равномерных и направленных в будущее событий, а, напротив, как совокупность неоднородных отрезков. Поэтому историческое время получает свои личные имена, связанные с жизнью конкретных людей, императоров. Соответственно, такое понимание времени требовало и иного представления о пространстве. Замкнутое пространство и цикличное время - вот модель мира, в которой живет человек. Поэтому будущее рассматривалось в Китае не как нечто стоящее впереди и еще неосуществленное, а скорее как нечто уже бывшее. Поколения уходили в небытие, которое уже обладало реальностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и  боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира. 
Прошлый век - век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными. Тем не менее, как показывает, в том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым. Представляется уместным привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна, – «пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы. 

 

      Список использованной литературы 

     
  1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.
  2. Ввение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др.- М.: Политиздат, 1990.
  3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К.Х. Философия. Учебник.- М.: ИНФРА-М, 1999.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2000.
  5. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. М., 1982.
  6. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1. М., 1991.
  7. Молчанов Ю.В. Проблема времени в современной науке. М., 1990.
  8. Основы онтологии: Учебное пособие. СПб., 1995.
  9. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса, М., 1986.
  10. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.
  11. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.
  12. Сартр Ж.П. Бытие или ничто // Философские науки. 1989. № 3.
  13. Смирнов А.Н. Фактор времени в жизни общества. М., 1986.

Информация о работе Философия: категория пространства и времени