Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 08:43, реферат
С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910)
драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью
смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия
является вопрос о смысле жизни – вопрос, который можно выразить так: “Есть ли в
моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне
смертью?”
себя перед лицом неизбежной смерти, выдержать проверку вопросом: “Из чего же
хлопотать, ради чего вообще жить, если все будет поглощено смертью?”. Толстой
поставил перед собой цель – найти то, что не подвластно смерти.
Что
скрыто за вопросом
о смысле жизни?
По мнению Толстого человек находится в разногласии, разладе с самим собой. В
нем как бы живут два человека – внутренний и внешний, из которых первый
недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый.
Эта противоречивость, саморазорванность обнаруживается в разных людях с
разной степенью остроты, но она присуща им всем. Противоречивый в себе,
раздираемый взаимно отрицающими стремлениями, человек обречен на то, чтобы
страдать, быть недовольным собой. Человек постоянно стремится преодолеть
себя, стать другим.
Однако мало сказать, что человеку свойственно страдать и быть недовольным.
Человек сверх того еще знает, что он страдает, и недоволен собой, он не
приемлет своего страдательного положения. Его недовольство и страдания
удваиваются: к самим страданиям и недовольству добавляется сознание того, что
это плохо. Человек не просто стремится стать другим, устранить все, что
порождает страдания и чувство недовольства; он стремится стать свободным от
страданий. Человек не просто живет, он хочет еще, чтобы его жизнь имела
смысл.
Осуществление своих желаний люди связывают с цивилизацией, изменением внешних
форм жизни, природной и социальной среды. Предполагается, что человек может
освободиться от страдательного положения с помощью науки, искусств, роста
экономики, развития техники, создания уютного быта и т. д. Такой ход мыслей,
по преимуществу свойственный привилегированным и образованным слоям общества,
заимствовал Л. Н. Толстой и руководствовался им в течение первой половины
своей сознательной жизни. Однако как раз личный опыт и наблюдения над людьми
своего круга убедили его в том, что этот путь является ложным. Чем выше
поднимается человек в своих мирских занятиях и увлечениях, чем несметней
богатства, глубже познания, тем сильнее душевное беспокойство, недовольство и
страдания, от которых он в этих своих занятиях хотел освободиться. Можно
подумать, что если активность и прогресс умножают страдания, то
бездеятельность будет способствовать их уменьшению. Такое предположение
неверно. Причиной страданий является не сам по себе прогресс, а ожидания,
которые с ним связываются, та совершенно неоправданная надежда, будто
увеличением скорости поездов, повышением урожайности полей можно добиться
чего-то еще сверх того, что человек будет быстрее передвигаться и лучше
питаться. С этой точки зрения нет большой разницы, делается ли акцент на
активность и прогресс или бездеятельность. Ошибочной является сама установка
придать человеческой жизни смысл путем изменения ее внешних форм. Эта
установка исходит из убеждения, что внутренний человек зависит от внешнего,
что состояние души и сознания человека является следствием его положения в
мире и среди людей. Но если бы это было так, то между ними с самого начала не
возникло бы конфликта.
Словом, материальный и культурный прогресс означают то, что они означают:
материальный и культурный прогресс. Они не затрагивают страданий души.
Безусловное доказательство этого Толстой усматривает в том, что прогресс
обессмысливается,
если рассматривать его в
чему деньги, власть и т. п., к чему вообще стараться, чего-то добиваться,
если все неизбежно оканчивается смертью и забвением. “Можно жить только,
покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это –
только обман, и глупый обман!”. Трагизм человеческого бытия, по мнению
Толстого, хорошо передает восточная (древнеиндийская) басня про путника,
застигнутого в степи разъяренным зверем. “Спасаясь от зверя, путник
вскакивает в безводный колодезь, но на дне колодца видит дракона, разинувшего
пасть, чтобы пожрать его. И несчастный, не смея вылезть, чтобы не погибнуть
от разъяренного зверя, не смея и спрыгнуть на дно колодца, чтобы не быть
пожранным драконом, ухватывается за ветки растущего в расщелинах колодца
дикого куста и держится на нем. Руки его ослабевают, и он чувствует, что
скоро должен будет отдаться погибели, с обеих сторон ждущей его, но он все
держится, и пока он держится, он оглядывается и видит, что две мыши, одна
черная, другая белая, равномерно обходя стволину куста, на котором он висит,
подтачивают ее. Вот-вот
сам собой обломится и
пасть дракону. Путник видит это и знает, что он неминуемо погибнет; но пока
он висит, он ищет вокруг себя и находит на листьях куста капли меда, достает
их языком и лижет их”. Белая и черная мышь, день и ночь, неминуемо ведут
человека к смерти – и не вообще человека, а каждого из нас, и не где-то и
когда-то, а здесь и теперь, “и это не басня, а это истинная, неоспоримая и
всякому понятная правда”. И ничто от этого не спасет – ни огромные богатства,
ни изысканный вкус, ни обширные знания.
Вывод о бессмысленности жизни, к которому как будто бы подводит опыт и
который подтверждается философской мудростью, является с точки зрения
Толстого явно противоречивым логически, чтобы можно было с ним согласиться.
Как может разум обосновать бессмысленность жизни, если он сам является
порождением жизни? У него нет оснований для такого обоснования. Поэтому в
самом утверждении, о бессмысленности жизни содержится его собственное
опровержение: человек, который пришел к такому выводу, должен был бы прежде
всего свести свои собственные счеты с жизнью, и тогда он не мог бы рассуждать
о ее бессмысленности, если же он рассуждает о бессмысленности жизни и тем
самым продолжает жить жизнью, которая хуже смерти, значит, в действительности
она не такая бессмысленная и плохая, как об этом говорится. Далее, вывод о
бессмысленности жизни означает, что человек способен ставить цели, которые не
может осуществить, и формулировать вопросы, на которые не может ответить. Но
разве эти цели и вопросы ставятся не тем же самым человеком? И если у него
нет сил реализовать их, то откуда у него взялись силы поставить их? Не менее
убедительно возражение Толстого: если жизнь бессмысленна, то как же жили и
живут миллионы и миллионы людей, все человечество? И раз они живут, радуются
жизни и продолжают жить, значит, они находят в ней какой-то важный смысл?
Какой?
Не удовлетворенный отрицательным решением вопроса о смысле жизни, Л. Н.
Толстой обратился к духовному опыту простых людей, живущих собственным
трудом, опыту народа.
Простые люди хорошо знакомы с вопросом о смысле жизни, в котором для них нет
никакой трудности, никакой загадки. Они знают, что надо жить по закону
божьему и жить так, чтобы не погубить свою душу. Они знают о своем
материальном ничтожестве, но оно их не пугает, ибо остается душа, связанная с
Богом. Малообразованность этих людей, отсутствие у них философских и научных
познаний не препятствует пониманию истины жизни, скорее наоборот, помогает.
Странным образом оказалось, что невежественные, полные предрассудков
крестьяне сознают всю глубину вопроса о смысле жизни, они понимают, что их
спрашивают о вечном, неумирающем значении их жизни и о том, не боятся ли они
предстоящей смерти.
Вслушиваясь в слова простых людей, вглядываясь в их жизнь, Толстой пришел к
заключению, что их устами глаголет истина. Они поняли вопрос о смысле жизни
глубже, точнее, чем все величайшие мыслители и философы.
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о соотношении конечного и бесконечного в
ней, то есть о том, имеет ли конечная жизнь вечное, неуничтожимое значение и
если да, то в чем оно состоит? Есть ли в ней что-либо бессмертное? Если бы
конечная жизнь человека заключала свой смысл в себе, то не было бы самого
этого вопроса. “Для
решения этого вопроса
конечное к конечному и бесконечное к бесконечному”, надо выявить отношение
одного к другому. Следовательно, вопрос о смысле жизни шире охвата
логического знания, он требует выхода за рамки той области, которая
подвластна разуму. “Нельзя было искать в разумном знании ответа на мой
вопрос”, – пишет Толстой. Приходилось признать, что “у всего живущего
человечества есть еще какое-то другое знание, неразумное – вера, дающая
возможность жить”.
Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно
осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности,
и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к
одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а
не знания. В философии Толстого понятие веры имеет особое содержание, не
совпадающее с традиционным. Это – не осуществление ожидаемого и уверенность в
невидимом. “Вера есть сознание человеком такого своего положения в мире,
которое обязывает его к известным поступкам”. “Вера есть знание смысла
человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет.
Вера есть сила жизни”. Из этих определений становится понятным, что для
Толстого жизнь, имеющая смысл, и жизнь, основанная на вере, есть одно и то
же.
Понятие веры в
толстовском понимании
тайнами, неправдоподобно чудесными, превращениями и иными предрассудками.
Более того, оно вовсе не означает, будто человеческое познание имеет какой-
либо иной инструментарий, помимо разума, основанного на опыте и подчиненного
строгим законам логики. Характеризуя особенность знания веры, Толстой пишет:
“Я не буду искать объяснения всего. Я знаю, что объяснение всего должно
скрываться, как начало всего, в бесконечности. Но я хочу понять так, чтобы
быть приведенным к неизбежно-необъяснимому, я хочу, чтобы все то, что
необъяснимо, было таково не потому, что требования моего ума неправильны (они